Рецензия: бен-гур / ben-hur

Рецензия: бен-гур / ben-hur

Новый голливудский блокбастер Тимура Бекмамбетова «Бен-Гур» (Ben-Hur) готовится к собственному первому уикенду в русском прокате. Удалась ли отечественному режиссёру экранизация культового американского романа?

Сюжет

26-й год отечественной эры. Мессала, приёмный сын знатного иудейского семейства Гуров, по окончании трёх лет военной работы возвращается в Иерусалим. Он сделал блестящую карьеру и сейчас снабжает безопасность новоиспечённого наместника Иудеи Понтия Пилата (Пилу Асбек).

Юный офицер обращается за помощью к собственному сводному брату Джудо (в хорошем переводе его кличут Иуда, но в русском языке это имя практически есть синонимом слова «предатель», что недопустимо для хорошего храбреца) Бен-Гуру (Джек Хьюстон). Тот, не смотря на то, что и лояльно относится к властям, не приветствует жестокость их способов и втайне сочувствует мятежникам, — кроме того приютил у себя в дома раненного бунтовщика-ребёнка.

На протяжении праздничного въезда Пилата в город данный глупый парнишка совершает неудачное покушение на прокуратора прямо с крыши дома Гуров. Ему удаётся бежать, а вот покровителей тут же скручивают легионеры. Джудо, пробуя обезопасисть родных, признаётся в том, чего не совершал.

Ошеломлённый Мессала действует жёстко в угоду руководству, не решаясь подняться на защиту приёмной семьи: папа убит, сестра (София Блэк-Д’Элиа) и мать (Айелет Зурер) распяты, а сам «виновный» отправляется рабом на галеры. Тогда же Джудо в первый раз встречает молодого проповедника Иисуса Христа, что проявляет к арестованному милосердие и позволяет напиться…

Спустя 5 лет «работы» корабль Джудо потоплен в бою, но ему удаётся выжить. Сейчас грезы о мести Мессале смогут воплотиться в действительность.

Вырезать суть, засунуть эффекты

«Бен-Гур: история Христа» Лью Уоллеса для американцев — это приблизительно как «Война и Мир» Льва Толстого для русских. Книга пережила множество киноадаптаций, самая популярная из которых — лента Уильяма Уайлера 1959-го года, собравшая 11(!) «Оскаров» и фантастическую для того времени кассу в 75 миллионов при бюджете в 15. У нас данный супертитулованный хороший пеплум практически только бог ведает, по причине того, что в своё время его не демонстрировали в СССР из-за религиозного «уклона».

На западе новому «Бен-Гуру» уже предрекают славу самого убыточного фильма этого лета, — премьера состоялась 17 августа. У нас картина вышла в прокат 8 сентября. Вряд ли отечественный зритель кардинально спасёт положение, но, возможно, отнесётся к данной истории без особенного предубеждения, да и имя Бекмамбетова должно сделать некую рекламу.

Но, нам уже мало жалко: отечественный режиссёр рулит громадными голливудскими проектами, а тут такое пятно на творческой биографии. Вправду ли всё так не хорошо?

Сам литературный источник — «Бен-Гур: история Христа» — во-первых, поразительно сложен для экранизации. Во-вторых, объёмен: к примеру, ту же «мир и Войну», с которой мы уже сравнивали роман Уоллеса, практически нереально запихнуть в обычный киносеанс. В те времена, в то время, когда снимал Уильям Уайлер, были популярны сверхдлинные проекты с «перерывом».

Студии склонны или сходу запускать франшизу, или кровь из носа, но умещать всё в полтора-два часа. Так что команда Бекмамбетова была вынуждена нещадно резать исходник, вычленяя главное.

Но основная беда тут не в недостающих минутах, а в бизнес-модели кинопроизводства. Продюсеры берутся за грандиозные проекты с бюджетом, равным ВВП какой-нибудь бедной африканской страны. Им НЕОБХОДИМО собрать кассу, исходя из этого все риски (в случае если сказать об мастерстве, то обращение об оригинальности, новаторстве, творческом поиске) пробуют минимизировать.

На выходе мы имеем множество блокбастеров, похожих, как близнецы братья: однотипных, предсказуемых, лишённых всякой глубины. Неприятность тут не в одном провале, а в упадочном курсе, что забрала индустрия.

«Бен-Гур» — сложная история о вере, дружбе, любви, мести и прощении, где основной упор должен быть сделан на том, что творится в душе главного храбреца. А мы имеем прекрасную сказку с роскошными зрительными эффектами, где за «декорациями» рассмотреть его внутреннее состояние и мотивацию практически нереально. Джудо-Иуда много лет вынашивает мечту о мести, цепляется за шанс подобраться к собственному неприятелю, тренируется, рискует, побеждает…

А позже, посмотрев на покалеченного и униженного неприятеля, внезапно решает обняться и всё забыть обиду. «Месть — это беспонтово», — без особенного энтузиазма талдычит нам лента. Само собой разумеется, возможно и посентиментальничать с высоты успеха.

В резкое исправление Мессалы при помощи ужасных травм верится с большим трудом. Он с первых кадров выглядит садистом-невротиком, которому карьера серьёзнее семьи. Возможно,армия очень сильно покалечила его психику, а руководство запугало. Сдаёт «собственных» он без боя.

Мессала исчезает из поля зрения зрителя на условные 5 лет, но выглядит так, словно бы легко ненадолго выходил покурить. Если ты здоров, богат и силён, то мудаком быть комфортно, а вот утратившему всё калеке стоит прикинуться няшкой, — по крайней мере, как раз такие выводы возможно сделать, познакомившись с сюжетом.

Шейх Ильдерим в исполнении бессменного Моргана Фримана — заявлен как вариация образа «умный старик-наставник». Он подбирает выжившего Джудо и, вместо того, дабы сдать его влияниям как беглого раба, оставляет в собственном «таборе» а также даёт работу. Это персонаж создаёт чувство умного и умного дельца, что может извлечь пользу из всего: лишившись наездника для собственной колесницы, он берётся за подготовку новичка с сильнейшей мотивацией.

Ильдерим не мятежник, мечтабщий кинуть вызов Риму, а блестящий манипулятор, что собирается сорвать невиданный куш, устроив знатное шоу.

А как же часть называющиеся «История Христа»? Создатели картины попытались отнестись к этому персонажу (Родриго Санторо) со всем вероятным уважением. Сцены с ним выглядят по-настоящему сильными и милыми, в них чувствуется потенциал, но на контрасте с главным «развлекательным» содержанием ленты они просто «повисают в воздухе». Мы не через чур понимаем, чем так пронял Джудо Иисус за две мимолётные встречи.

Они не хорошо уживаются в одном фильме.

Вердикт

Попытки кинуть вызов классике (особенно для того чтобы значения) — практически в любое время заканчиваются провалом. В случае если сравнить ленту и современную экранизацию 1959-го года, то недовольство западных критиков делается ясно. Ничего нового Бекмамбетов сообщить просто не успевает: ему не достаточно времени раскрыть потенциал книги. Да и оригинальничать продюсеры не дают — сценарий попадает в прокрустово ложе «блокбастерной модели».

В этом фильме нет по-настоящему звёздных имён: другой раз картина побеждает благодаря свежим лицам, но тут какая-нибудь первостепенная знаменитость помогла бы спасти положение с продажей билетов. Да, визуальный последовательность оказался хорошим благодаря разработкам и некоторым свежим авторским штучкам постановщика: это вам не олдскульные комбинированные съёмки и гуталиновые псевдоэфиопы! А вот в остальном «ретро» выясняется на порядок круче.

Но это заметно лишь если вы его наблюдали… А для неофитов — ещё один зрелищный блокбастер с историческим уклоном. Не хуже и не лучше главной массы.

Оценка: 6 из 10

Трейлер

• В кино с 8 сентября

• Жанр: боевик, драма, приключения

• Режиссёр — Тимур Бекмамбетов

• Сценарий: Кит Р. Кларк, Джон Ридли, Лью Уоллес

• В основных ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек, София Блэк-Д’Элиа, Морган Фриман, Марван Кензари, Мойзес Ариас

БЕН-ГУР (2016) #127909; Мои Впечатления И Обзор Фильма!

Интересные записи

Популярные статьи на сайте: