Рецензия: «пацаны» — волшебство 70-х

Рецензия: «пацаны» — волшебство 70-х

На дворе броские 70-е. Парни из провинциального города, не подмечая нищеты и не обращая внимания на недостаток, живут, дружат, дерутся, ходят на танцы и, само собой разумеется, обожают… Новое прочтение сценария Юрия Короткова от создателя картин «Любовь-морковь» и «Стальная Бабочка», Рената Давлетьярова.

От «Американки» до «Мальчиков»

Режиссёр Давлетьяров сейчас решил хорошенько наплевать на мейнстрим и конъюнктуру и снимать то, что душе угодно. Возможно, оно и вернее: прекратить гоняться за зрителем и делать то, что нравится как раз тебе. А потребитель — сам найдётся. Возможно, именно это и вызвало критику , которая обрушилась на новую работу режиссёра — фильм «Мальчики».

Но автору данной рецензии он понравился.

Сценарий Юрия Короткова уже применял в далёком 1997-м году Дмитрий Месхиев («Собственные», «Женская собственность», «Человек у окна»). Его картина «Американка» снималась в экстремальных условиях: отечественный кинематограф в те времена пребывал в глубокой яме, исходя из этого самоотверженным актёрам приходилось самостоятельно оплачивать проживание и дорогу, собирать костюмы «всем миром» и, увы, отказаться от некоторых «фантастических» сцен — снов главного храбреца, — каковые потребовали особенной технической подготовки.

Вышла хорошая, душевная, но совсем реалистичная мелодрама. Изначально сюжет предполагал капельку волшебства…

Давлетьяров, друг Месхиева, также запал на сценарий, но решил дождаться подходящего момента. Спустя практически 2 десятка лет он отыскал средства и возможность для воплощения плана со всеми потерянными подробностями. Само собой разумеется, без сложностей также не обошлось.

К примеру, оказалось, что легче отыскать предметы и костюмы какой-нибудь более ранней эры, наподобие XVIII либо XIX столетий либо Второй мировой войны, но с 70-ми вышла какая-то реквизитно-натурная яма.

обувь и Костюмы было нужно шить самостоятельно по некоторым чудесным образом сохранившимся оригиналам, технику и предметы интерьера собирали по всей стране, а с натурой было нужно всерьёз заморочиться. Как правильно отметил режиссёр, в Российской Федерации сложно отыскать не обезображенные новыми эрами архитектурные объекты. Почему-то любой новый мэр вычисляет своим долгом «улучшить» вид строений, а в итоге получается безвкусная и неудобоваримая эклектика.

Необходимый райончик нашли-таки в Астрахани.

С главными храбрецами также вышло любопытно. Центральную женскую партию Давлетьяров доверил уже привычной по «Металлической бабочке» Дарье Мельниковой, а вот на роль её партнёра продолжительно никого не получалось подобрать. По чистой случайности кастинг-директор внесла предложение попробоваться студенту Общероссийской академии внешней торговли. Юрий Дейнекин, далёкий от актёрского мира, чуть было не принял необычное сообщение «ВКонтакте» за спам, но всё-таки пришёл на встречу.

И получил роль. Сейчас он жёстко собирается поменять профессию.

Кроме того наименование для картины появилось не сходу. Рабочая версия, «в один раз», закрепилась на долгое время, но съёмочная несколько искала что-нибудь получше. Режиссёр кроме того заявил приз за успешный вариант — ящик коньяка.

В итоге прокатчики забрали дело в собственные руки.

Лишь действительность, лишь хардкор

Путешествие в 70-е думается каким-то неожиданным приключением в отечественные «блокбастерные» 10-е. Мы значительно лучше привычны с той эрой по западным картинам — отыщем в памяти нашумевшую «Аферу по-американски» Дэвида О. Расселла. Своеобразная мода, широченный клеш, экстремальное мини, высокие начёсы, рок и шейк-н-ролл… Ребятам из советской глубинки также хотелось направляться всемирный моде, правда получать желанных результатов приходилось «кустарными» способами.

Выходило очень необычно, но ооочень колоритно. Эту броскую и необыкновенную реальность и постарался продемонстрировать нам Ренат Давлетьяров.

Сам режиссёр считает, что фильм его окажется по вкусу современной молодёжи, поскольку главные девчонки — и герои мальчишки из далёкого 1972-го года. Интернета ещё не существует, кроме того телевизор стоит не в каждом доме. Никаких танчиков онлайн, никакого «Инстаграма», никаких лайков под аватаркой красивой одноклассницы, кроме того безопасно пособачиться в комментариях запрещено.

Фигли, это вам не эра сетевых анонимусов и порнохабов. Лишь действительность, лишь хардкор.

Вам очень рады в 70-е

В центре сюжета — трое закадычных друзей: Лёша (Юрий Дейнекин), Дёма (Никита Калин) и Кисель (Александр Мельников). Мирок их негромкого захолустного города разделен на 2 района: Крипичный и ЖД, а неприязнь между их жителями, истоки которой затерялись в глубине прошедших лет, — эдакая база местного уклада. Мир между группировками вероятен лишь на танцплощадке…

Либо в то время, когда на разборки с муниципальными стилягами приезжают поселковые.

Старший брат Лёши прослыл настоящей легендой — виделся с девчонкой из другого района, практически забрал с боем. Но, увы, летом он погиб, катаясь на мотоцикле. Танька (Дарья Мельникова) опять начала гулять со своей «шоблой».

Парнишка, не хотя признаваться себе, что в далеком прошлом влюблён в девушку брата, считает своим долгом вернуть её на «путь подлинный». Лёшка решается на отчаянный ход — идёт в одиночку к дому Тани…

От комедии до драмы

Фильм «Мальчики» значительно шире несложной истории подростковой любви. Его нельзя назвать «чистой» комедийной мелодрамой. Основной толчок событиям даёт ужасная смерть старшего Колядко.

Наблюдать, как разворачивается эпическая картина уже совсем чуждой нам действительности, со всеми подробностями быта, взаимоотношений, нравов, досуга, увлекательно. В маленьком унылом (на отечественный-то современный взор) городе кипит настоящая судьба, которой многие из нас ни при каких обстоятельствах не знали.

Особенное очарование фильму придают меткие подробности. К примеру, взаимоотношения Лёши со старшей сестрой и её женихом, каковые в отсутствие своих родителей занимаются воспитанием балбеса, — целая «поэма». Антонина (Алена Каримская) сооружает собственные манипуляции на извечном «родителямрасскажу!», а умный Лёшка, со своей стороны, обещает нажаловаться отцу на влюблённых, каковые выполняют совместно, на взгляд пуританской общественности, через чур много времени…

Баланс «сил» всегда изменяется: то юноша отхватывает ремня, то приобретает рубль на танцы.

Советское образование продемонстрировано также во всей своей наготе: школьницы режут юбки, учители берегут нравственность, а хорошая строгая «класснуха» пробует строить обнаглевшую молодёжь, время от времени открыто перегибая палку. Шкодливые мальчики курят на переменках, изобретают сложные конструкции из зеркал для рассматривания трусиков одноклассниц и, само собой разумеется, крутят первые романы. На уровне: давай гулять — сама дура.

Множество небольших подробностей складывается в объемную и подробную картину судьбы ушедшей эры: эпические побоища шпаны, песни и прогулки под гитару, танцы с захудалым ВИА на сцене, вечный стёб Киселя из-за его религиозной семьи, наглое похищение «национальных» арбузов, морализаторские проповеди хорошего милиционера Дяди Миши (Сергей Гармаш) и красивый (в прямом смысле этого слова) зек Третьяков (Андрей Мерзликин)…

Любовь без срока давности

Отношения между полами, само собой разумеется, одна из ведущих тем фильма. Тут и милая влюблённость Лёши, сопряжённая с риском для здоровья (компания Таньки выглядит не через чур дружелюбно), уморительные попытки дотянуться порнографические картинки, тренировка поцелуев на помидорах, экстремальное подглядывание в женской бане и, само собой разумеется, заветная танцплощадка.

На целых 100 мин. ты практически пропадаешь в этом необычном, чужом, но весьма ярком и обаятельном мире. Жизнь этих несложных и, на отечественный-то взор, малообразованных парнишек полна настоящими и удивительными впечатлениями приключениями. Но картину нельзя назвать пасторальным бытописанием с романтическим антуражем.

Тут проскакивают по-настоящему ужасные, трагедийные моменты. Но законы юности таковы, что скорбь скоро уходит, стираемая новыми впечатлениями.

Закадровый рассказчик, выросший главный герой, с иронией и теплотой говорит о наивной юности, о собственных подростковых мечтах, неточностях, впечатлениях. Всё-таки основное в данной истории — любовь. Нам думается, что первое увлечение 16-летнего паренька — это блажь. Но он с уверенностью обосновывает, что настоящему эмоции время, возраст и расстояние не помеха.

Основное, ничего не откладывать на «когда-нибудь».

Самовольный хэппи-энд

Сперва Ренат Давлетьяров сделал «хороший» сурово-реалистичный финал, как в предшественнице-«Американке». Но, честно говоря, не лепился он к яркой и чудесной картине, какой вышла его версия. Режиссёр решил рискнуть и снять хэппи-энд на личные накопления.

И не прогадал.

Пускай многие назовут картину несвоевременной, выбивающейся из конъюнктурного строя, снятой «от балды»… Сообщить по правде, перед показом автора данной статьи также терзали кое-какие сомнения: что это за чушь? Для чего я это буду наблюдать?

Но из зрительного зала большая часть выходило в хорошем настроении.

Возможно, зрительский интерес подстегнёт интересный факт: итальянский композитор Никола Пьовани, создатель музыки для фильмов Феллини и Бениньи, практически влюбился в картину Давлетьярова и с наслаждением написал для неё потрясающий аудиоряд. Оказалось не хуже песен «Битлз», на каковые у скромной российской съёмочной группы бюджета бы не хватило.

Оценка: 6 из 10

ТРЕЙЛЕР

• В кино с 21 мая

• Режиссёр — Ренат Давлетьяров

• В основных ролях: Юрий Дейнекин, Дарья Мельникова, Никита Калинин, Александр Мельников, Артур Мухамадияров, Михаил Тройник, Кристина Бабушкина, Аполлинария Муравьёва, Алена Каримская, Анатолий Шульев

© Фото с пресс-конференции в МИА «Российская Федерация сейчас»: Анастасия Выговская

пацаны 70 х

Интересные записи

Популярные статьи на сайте: