МЕХАНИКА
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 19
АКУСТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА
(с компьютерным интерфейсом)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011 г.
Цель работы:исследование зависимости сдвига частоты звука от скорости приемника относительно источника (акустический эффект Доплера).
Темы для изучения
Распространение звуковых волн, эффект Доплера.
Описание установки
Пояснение к схеме:
1.кар;
2.источник звукового сигнала (излучатель);
3.световой барьер с оптической осью;
4.пластинка;
5.приёмник звукового сигнала (микрофон);
6.генератор звукового сигнала;
7.трек;
8.устройство согласования с компьютером в состав которого входит аналого-цифровой преобразователь.
Краткая теория
Пусть в упругой среде на некотором расстоянии от источника волн располагается воспринимающее колебания среды устройство (приемник). Опыты показывают, что измеренная приемником частота n совпадает с частотой nо колебаний источника волн только в том случае, когда источник и приемник неподвижны относительно среды. Во всех остальных случаях эти частоты не равны. Например, известно, что при приближении к неподвижному наблюдателю звуковой сигнал поезда кажется более высоким, а при удалении от наблюдателя – более низким, чем тон сигнала того же поезда стоящего на станции. Это явление впервые было обосновано теоретически в 1842 году австрийским физиком Доплером и названо эффектом Доплера.
Обозначим: u – скорость распространения волны в среде;
uист – скорость источника;
uпр – скорость приемника.
Будем считать uист и uпр положительными, когда источник и приемник сближаются и отрицательными, когда удаляются.
Пусть, например, наш приемник регистрирует число гребней волны проходящих мимо него. Рассмотрим частные случаи.
1. Источник и приёмник покоятся относительно среды, т.е. uист = uпр = 0.
Длина волны:
Распространяясь в среде, волна достигнет приемника и вызовет колебания его звукочувствительного элемента с частотой:
Следовательно, частота v звука, которую зарегистрирует приемник, равна частоте nо, с которой звуковая волна излучается источником.
2. Приемник приближается к источнику, а источник покоится, т.е.uпр0, uист=0.
Скорость распространения волны относительно приемника равна u+uпр. Так как длина волны при этом не меняется, то
т. е. частота колебаний, воспринимаемых приемником, враз больше частоты колебаний источника.
3. Источник приближается к приемнику, а приемник покоится, т. е. uист0, uпр = 0.
Волна, излученная источником, пройдет расстояние:
За это же время источник пройдет в направлении волны расстояние uист ?T (рис.), т.е. длина волны в направлении движения сократится и станет равной, тогда:
т. е. частота n колебаний, воспринимаемых приемником, увеличится враз.
В случаях 2 и 3, если uист
4. Источник и приемник движутся относительно друг друга.
Используя результаты, полученные для случаев 2 и 3, можно записать выражение для частоты колебаний, воспринимаемых источником:
(10.1)
причем верхний знак берется, если при движении источника или приёмника происходит их сближение, нижний знак — в случае их взаимного удаления.
Эффект Допплера широко используется в различных областях науки и техники. Он наблюдается для волн различной природы – звуковых, электромагнитных, световых. Изменение частоты сигнала позволяет определять так называемую лучевую скорость объекта, т.е. скорость вдоль прямой, соединяющей приемник и объект. Так, например, по изменению частоты сигнала радиолокатора при отражении от какой-либо цели можно найти лучевую скорость этой цели и направление движения (nno -то приближается, n
На основании доплеровского смещения линий поглощения в спектрах звезд и туманностей определяют их лучевую скорость по отношению к Земле. Для большинства галактик n
Вращение источника света вызывает доплеровское уширение спектральных линий, т.к. разные точки такого источника обладают различными лучевыми скоростями. Следовательно, с помощью эффекта Доплера можно определять период вращение небесных тел вокруг своей оси.
Хаотическое тепловое движение атомов светящегося газа также вызывает доплеровское уширение линий в его спектре, которое возрастает с увеличением теплового движения, т.е. с повышением температуры. По величине уширения спектральных линий определяют тепловые скорости атомов и ионов, и температуру газа.
Порядок выполнения работы
Запустите c рабочего стола программу «measure»
I.Определение скорости движения кара:
1.нажмите на иконку «новое задание» (можно через меню «файл-новое задание»);
2.установите исходные параметры измерения, как показано на рисунках:
§вкладка «Таймер»:
§вкладка «Счётчик»:
§вкладка «Частотомер»:
3.перевести на вкладку «Таймер» и дальнейшие измерения скорости кара вести в этом положении;
4.установите световой барьер так, чтобы измерение скорости кара происходило при его равномерном движении (» середина трека), пластинка длиной 10 см должна пересекать оптическую ось светового барьера;
5.установить кар на трек в крайнее левое положение (или крайнее правое);
6.переключатель скорости движения кара установите на min;
7.нажимаем на выбранной закладке «Таймер» — «Далее»;
8.включаем кар и фиксируем значение скорости прохождения пластинки, отображённое на компьютере, как показано на рисунке;
9.измените направление движения кара и повторите измерения скорости в двух направлениях ещё 2 раза;
10. результаты скорости движения кара заносим в таблицу №1:
Таблица 1.
№ опыта Скорость | uср.,м/с | |||
При движении вправо, м/с | ||||
При движении влево, м/с |
11. на компьютере нажимаем «Остановить» и программа выводит график изменения скорости.
II.Определение частоты колебаний приёмника:
1.включите генератор звукового сигнала (для получения стабильного сигнала генератор должен «прогреться» в течение не менее 10 минут) и проверьте правильность установленных параметров звукового генератора:
1. множитель частоты – в положении 104;
2. частота сигнала;
3. переключатель формы импульса – в положении «~»;
4. регулировка амплитуды выходного сигнала – в положении близко к min.
2.включите микрофон, нажав на нём кнопку 3 «ON» ОДИН РАЗ (при этом красная лампочка должна периодически мигать):
1 – переключатель формы сигнала (прямоугольный импульс);
2 – регулировка амплитуды входного сигнала – в положении близко к min;
3 – кнопка включения-выключения микрофона.
3.нажмите на иконку «новое задание» и установите параметры для измерения частоты на вкладке «Счётчик» в соответствии с рисунком 3.
4.на звуковом генераторе с помощью ручки 1 и 2 пункта II.1 установите частоту колебаний в интервале от 16000 Гц до 20000 Гц;
5.поместите кар вблизи микрофона;
6.нажмите «Далее» и зафиксируйте 5 – 6 значений частоты покоя источника звукового сигнала no (ВАЖНО: при измерении необходимо исключить посторонний шум!!!);
7.назначьте новое задание, на вкладке «Счётчик» исходные параметры должны быть аналогичны пункту II.3. Нажмите «Далее»;
8.поместите кар в начало трека и включите его, чтобы он двигался к микрофону;
9.когда скорость кара станет примерно постоянной, измерьте частоту звуковой волны, нажав мышкой «Начать»;
10. остановите кар, поставив переключатель направления движения в среднее положение;
11. изменив направления движения кара, повторите пункт II.6 при его движении от микрофона;
12. проведите ещё 3 – 4 измерения частоты колебаний.
13. результаты экспериментальных значений частоты заносим в таблицу №2;
Таблица 2.
Величина № опыта | uср.,м/с | Движение кара кприёмнику. | Движение кара отприёмника. | ||||
nэксп., Гц | nэкспср., Гц | nрасч.,Гц | nэксп., Гц | nэкспср., Гц | nрасч.,Гц | ||
uср.1 | |||||||
uср.2 | |||||||
uср.3 | |||||||
14. Повторите пункты с I.1 по II.12 ещё с двумя значениями скорости кара, поставив переключатель в среднее и максимальное положение.
15. После завершения, не забудьте выключить генератор звукового сигнала и компьютер.
Обработка результатов измерений проводится следующим образом:
1)рассчитать среднее значение частоты звукового сигнала полученного экспериментально;
2)вычислить расчётную частоту звукового сигнала воспринимаемую приёмником по формуле:
соответственно при сближении и удалении источника с приемником, принимая скорость распространения звуковой волны в воздухе 330 м/с;
3)найти ошибку измерений Dn;
4)построить график зависимости n = f(u) с указанием на графике частоты покоя nо;
5)результат измерений представить в виде:.
Контрольные вопросы
1.Что такое звук?
2.В чём заключается сущность эффекта Доплера?
3.Приведите примеры применения эффекта Доплера.
4.От каких параметров зависит частота звука воспринимаемая приёмником?
Статьи к прочтению:
Учим цифры. Учимся считать от 1 до 20 с Ежиком Жекой. Развивающие мультфильмы для детей.
Похожие статьи:
-
А положительное, b отрицательное и по абсолютной величине больше, чем а.
Лекция №7 Использование обратного и дополнительного двоичных кодов для реализации арифметических операций Сложение и вычитание В большинстве компьютеров…
-
Проблемы в электропитании (источник бесперебойного питания)
Статистика свидетельствует, что по причинам, связанным со сбоями в электросети, в 75% случаев происходит потеря информации и в 65% выходит из строя само…