Дополнительные рекомендации

      Комментарии к записи Дополнительные рекомендации отключены

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

Методическое пособие

Новосибирск

Издание подготовлено в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы.

А. А. Павлов, Ал. А. Павлов, Д. Е. Черепанов. Правила выполнение курсовых работ : учеб. пособие /, Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2017. – 37 с.

В пособии приведены основные требования к курсовым работам, выполняемым студентами 2-го курса Физического факультета НГУ. Их соблюдение обеспечивает однотипность оформления работ, а также способствует обучению студентов правильному представлению диссертаций, научных отчетов, публикаций и т. п. Указанные редакционные требования в основном соответствуют правилам оформления, предъявляемым к публикациям в журнале Вестник НГУ, и соблюдаются в большинстве отечественных издательствах.

Пособие разработано в Межфакультетской лаборатории физической оптики Физического факультета НГУ.

Целевая аудитория – студенты 2-го курса ФФ, преподаватели практикума по физической оптике, научные сотрудники – руководители курсовых работ.

© Новосибирский государственный

университет, 2017

© Павлов А. А., Павлов Ал. А.,

Черепанов Д. Е., 2017

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………………………………….. 4

2. Содержание курсовой работы ……………………………………………………………. 5

2.1. Структура работы ………………………………………………………………………. 5

2.2. Название работы ………………………………………………………………………… 6

2.3. Аннотация ………………………………………………………………………………….. 8

2.4. Введение …………………………………………………………………………………….. 9

2.5. Теоретическая часть…………………………………………………………………… 11

2.6. Экспериментальная часть и заключение………………………………………. 12

2. 7 Дополнительные рекомендации ………………………………………………….. 13

3. Оформление курсовой работы …………………………………………………………. 15

3.1. Основные редакционные требования ………………………………………….. 15

3.2. Оформление обложки, титульного листа и аннотации…………………… 16

3.3. Оформление рисунков, графиков, таблиц …………………………………… 17

3.4. Правила написания формул ………………………………………………………. 20

3.5. Библиографические ссылки ……………………………………………………….. 23

3.6. Рекомендации при использовании редактора Microsoft Word ………. 24

4. Пример курсовой работы ……………………………………………………………….. 25

Введение

На Физическом факультете НГУ принято положение о выполнении курсовых работ в бакалавриате. Ниже приводятся выдержки данного положения.

1. Бакалавры ФФ обязаны выполнить три курсовые работы за весь срок обучения: в третьем, четвертом и шестом семестрах.

2. Курсовые работы в третьем семестре выполняются в рамках выполнения «Электромагнитного практикума». Их темы должны быть связаны с изучением явлений электричества и магнетизма.

3. Курсовые работы в четвертом семестре выполняются в рамках прохождения «Практикума по физической оптике». Их темы должны быть связаны с изучением оптических явлений. …..

7. По результатам защиты курсовых работ в зачетную книжку куратором вносится название курсовой работы и оценка.

8. Курсовые работы вносятся в Приложение к диплому бакалавра. …

Согласно данному положению, курсовая работа является отдельно аттестуемым курсом и входит в приложение к диплому. Таким образом, требования к качеству выполнения и оформлению курсовых работ, а также ответственность научных руководителей и преподавателей существенно возрастает.

Данное пособие предназначено для ознакомления студентов, выполняющих курсовую работу, а также их научных руководителей и преподавателей с основными требованиями к содержанию и оформлению работ.

Отметим, что к критериям оценки курсовых работ, наряду с уровнем представленного в работе материала, грамотностью и логичностью его изложения, в том числе при ответах на поставленные преподавателем вопросы, относится и качество оформления. Поэтому соблюдение редакционных правил, указанных в данном пособии, является обязательным. Небрежное оформление работы может привести к снижению итоговой оценки, а полное несоответствие предъявленным требованиям к непринятию работы к аттестации.

В разделе 4 приведен пример правильно оформленной курсовой работы.

Содержание курсовой работы

Структура работы

Курсовая работа призвана дать студентам представление о реальном физическом эксперименте, расширить их кругозор и обучить правилам оформления научных публикаций. Предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы, систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования.

Общий объем курсовой работы должен составлять примерно 10-15страниц значимого материала. Курсовая работа должна содержать:

1. Стандартную обложку (выдается в лаборатории).

2. Аннотацию. На отдельной странице, не вшитой в курсовую работу. Данный экземпляр аннотации в начале страницы должен содержать:

Название работы,

фамилию, имя отчество исполнителя,

Физический факультет. Практикум по физической оптике. 4 семестр.

Группа № , 20__ год.

Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество руководителя, степень, должность, место работы, контактный телефон и электронная почта.

3. Титульный лист.

4. Аннотацию, вшитую в работу (без дополнительной информации).

5. Оглавление.

6. Введение.

7. Теоретическая часть.

8. Постановка экспериментальной задачи и описание экспериментальной установки.

9. Результаты эксперимента.

10. Обработка и анализ результатов.

11. Выводы.

12. Список литературы.

Пункты 6-11 могут иметь другое название или отсутствовать. Однако в тексте должны быть освещены все указанные моменты. Основной текст курсовой работы должен быть написан сжато и четко. Разделы могут содержать несколько параграфов, название которых должно быть отражено в оглавлении. Поскольку объем курсовой работы, как правило, составляет всего около 15-ти страниц, то разбиение разделов на параграфы не оправданно, и поэтому не рекомендуется, хотя и не запрещается.

Работа должна быть оригинальной. Не допускается использование фрагментов текста, экспериментальных данных, графиков, выводов и других материалов из курсовых работ других авторов. Некоторые исключения допускаются только когда двое или более студентов выполняют работы у одного научного руководителя, на одной и то же установке, со схожей тематикой. Например, исследование одним и тем же методом, различных типов веществ. В этом случае допускается идентичное описание установки, краткий обзор по теме и фрагменты базовых теоретических положений общих для этих работ. Однако, цель, постановка задачи, экспериментальные данные, их анализ и выводы у каждого студента должны быть свои.

Помните, что на практикумах по электричеству и магнетизму уже на протяжении нескольких лет сохраняются электронные варианты курсовых работ. Нарушение требования оригинальности работ будет установлено, возможно, даже через длительное после защиты время. Данная ситуация чревата печальными для студента (студентов) последствиями, минимальными из которых будет необходимость выполнять новую курсовую работу.

Название работы

Название работы должно точно отражать ее содержание и давать общее представление о теме, цели, предмете исследования. Использование аббревиатур и простых химических формул в названии курсовой работы недопустимо. Следует писать: высокотемпературная сверхпроводимость, кремний, арсенид галлия и т. п., давая при необходимости соответствующую аббревиатуру или химическую формулу в тексте. Исключение могут составлять формулы сложных химических соединений.

Название должно быть не более двух строк. Недопустимо, ни слишком «широкое» название, ни чрезмерно зауженное. Курсовая работа является отчетом об экспериментальном исследовании или изучении какого-либо физического явления, метода, процесса и др. Поэтому из названия должно быть понятно, что делалось в работе, т. е. должны присутствовать слова типа: изучение; исследование; регистрация; разработка и т. п.

Вот несколько примеров названий, которые могут использоваться для названия монографий, глав в монографиях, учебниках, справочниках и т. п., но не для названий курсовых работ: ЯМР спектры смесей; Тиратроны и их коммутационные характеристики; Оптические свойства антрацена. Из этих названий абсолютно непонятно, что же делал автор курсовой работы.

Другая характерная ошибка – очень длинное название, включающее информацию более уместную в основном тексте и в аннотации. Подобные названия, во-первых, могут неоправданно сужать объект и применимость результатов ваших исследований. Во вторых, необходимо помнить, что название работы вносится в зачетную книжку и в приложение к диплому. Длинное и сложное название может просто не поместиться в соответствующей графе или быть внесено с ошибками. Приведем несколько примеров с не вполне удачными, на наш взгляд, названиями.

1. Сравнение экспериментально полученной дифракционной картины с теоретическими расчетами для кольцевой щели, для последующего использования на ускорителе ВЭПП-4М. Подчеркнутая фраза представляется лишней. Цель работы заключалась в сравнении теоретических и экспериментальных данных по дифракции. Этим и надо было ограничиться. Непонятно что будет использоваться – щель или сравнение. Если и писать расширенное название, то, наверное, правильнее было бы не для последующего использования, а для обоснования возможности ее использования. Но при этом возникает вопрос, а зачем там эта щель вообще нужна и откуда она взялась в ускорителе. Вся эта информация должна быть в основном тексте и, возможно, в аннотации.

2. Сравнение самовоспроизведения изображения диэлектрических и металлических периодических решеток (эффект Тальбота) на терагерцовом лазере на свободных электронах. Вместо подчеркнутой фразы, наверное, уместнее было бы просто в терагерцовом диапазоне излучения. Для читателя не знакомого с эффектом Тальбота, его упоминание ни о чем не говорит. Те, кто знаком с этим эффектом, и так поймут о чем речь. Упоминание лазера на свободных электронах сужает область применимости результатов. Получается, что с другим источником терагерцового излучения, эффект возможно был бы другим.

3. Исследование контроля погрешности изготовления дифракционных элементов на основе синтезированных голограмм. Непонятно, что подразумевается под словосочетанием исследование контроля. Можно проводить контроль, можно разработать, усовершенствовать или применить какой-то метод контроля, можно определить точность метода и т. п. Но что означает исследовать контроль – непонятно. Не очевидна необходимость присутствия в названии последней фразы.

4. Исследование концентрации водорода в пленках кремния, полученных плазмохимическим осаждением, из анализа спектров ИК-поглощения. Также как и в предыдущем пункте, вызывает вопрос слово исследование. Может все-таки измерение? Действительно ли важно в названии указывать способ получения пленок?

Аннотация

Аннотация должна представлять сжатое изложение работы – от постановки задачи до информации об основных результатах и выводах. Практически аннотация – это расширенное название работы. По отношению к читателю функция аннотации состоит в возможности быстро оценить работу и решить, достойно ли она более пристального изучения. С этой точки зрения, цель аннотации – убедить человека прочитать работу.

Рекомендуемый размер аннотации 500-1000 символов без пробелов. Язык должен соответствовать научно-техническому стилю: быть простым, четким, лаконичным. Неконкретные формулировки должны быть исключены. Не используйте сложные предложения. Не приводите общеизвестные факты и сведения, не относящиеся к теме работы. Исключите общие и вводные слова. Старайтесь не употреблять термины и сокращения (аббревиатуры) не понятные читателю, не являющемуся узким специалистом по теме работы. Не пишите аннотацию от первого лица.

В аннотации должна быть указана цель работы, ее практическая и научная значимость. Обозначены экспериментальные методы, используемые в работе, особенно если они отличаются новым подходом. Указаны главные результаты и выводы. Подчеркните практическую ценность результатов исследования (если таковая имеется).

С примером аннотации можно ознакомиться в разделе 4 данного пособия: «Пример курсовой работы».

Введение

Введение – это небольшой начальный раздел курсовой работы, который играет важную роль. Именно во введении должны быть обозначены цели и задачи курсовой работы, обоснованы выбранные методы и подходы. На основе введения, с учетом полученных результатов, составляется заключение, в котором должны быть ответы на поставленные во введении вопросы. Введение должно быть кратким (около 20 % значимого текста). Его не следует перегружать общими фразами. Во введении отражаются следующие моменты: общая формулировка и актуальность темы; ее теоретическое и практическое значение; степень разработанности проблемы; цель курсовой работы; какие задачи решались для достижения цели; как автор решал эти задачи.

Довольно часто преподаватели начинают проверку работы с ознакомления с введением, заключением и списком литературы. Небрежное составление этих разделов может привести к тому, что преподаватель сразу, не читая другие разделы, вернет работу на доработку.

В первую очередь, во введении необходимо обозначить тему работы. Например, можно использовать следующий образец: Данная работа посвящена изучению (рассмотрению, разработке, созданию, определению, выбору, получению, модернизации, и др.) …. Из предложенных в скобках примеров выберите те, которые позволят наиболее точно сформулировать тему курсовой работы.

Необходимо пояснить степень разработанности проблемы, и какие вопросы требуют дальнейшего изучения (развития, усовершенствования и т. п.). Не забывайте указывать ссылки на значимые литературные источники. Другими словами, во введении должен быть приведен краткий научный обзор по выбранной теме, и более подробный, по вопросам, имеющим непосредственное отношение к поставленной в Вашей работе цели.

Следующим шагом является обоснование актуальности темы и целесообразности ее выбора. Например, можно использовать такие шаблоны: Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение…. или – Эта проблема не утратила своего значения… Как правило, актуальность темы автоматически вытекает из описания степени разработанности проблемы.

После того, обозначена тема и объяснена ее актуальность, необходимо сформулировать цель вашей курсовой работы. Цель должна решать проблему, которую вы указали и полностью соответствовать актуальности вашей работы. Цель курсовой работы во введении является самой важной по значимости. Ни одна курсовая работа не будет допущена к защите, если не указана ее цель. Цель можно сформулировать так: Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение или др.) …..

И наконец, необходимо указать задачи исследования – конкретные вопросы, ответ на которые позволяет добиться цели работы. Изучение какого-либо эффекта само по себе не может являться конкретной целью работы. При этом, как и в случае с целью, необходимо использовать шаблонные фразы: Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: «исследовать…», «изучить особенности…», «определить», «разработать…» и т. п.

Некоторые темы курсовых работ, выполняемых студентами на втором курсе, являются чисто учебными, и посвящены более глубокому изучению какого-либо вопроса (явления, метода) по теме практикума. Подобные темы не предполагают наличия каких-то проблем и, как следствие, актуальности. При их выполнении просто идёт изучение устоявшихся и стабильных явлений, вещей, вопросов, показателей. Если Вы выполняете подобную работу, то не надо придумывать по данной теме проблемы и актуальность, которых просто нет.

Допускается введение начать сразу с освещения исследуемого явления, (метода или др.), пояснения степени разработанности проблемы, и вопросов требующих дальнейшего изучения (развития, усовершенствования и т. п.). При этом тема работы становиться понятной из этого описания. Но цель, актуальность (когда она есть) и задачи, выполняемые в курсовой работе, должны быть четко обозначены. В примере курсовой работы, приведенном в 4-м разделе, введение написано именно в таком стиле.

Теоретическая часть

В данном разделе работы должен быть показан комплекс идей, представлений и взглядов, направленных на толкование и объяснение исследуемого явления. Эта часть показывает уровень понимания предмета исследования, вводит читателя в круг проблем, дает ясное представление о том, на что будут направлены усилия при проведении эксперимента и с какой целью.

Некоторые общие теоретические положения могут присутствовать уже во введении в пояснении степени разработанности проблемы. В этом случае повторять их в теоретической части не надо. Необходимо больше внимания уделит моментам, необходимым для достижения цели вашей работы и для решения поставленных задач. Особенно обратите внимание на теоретические выкладки, сделанные непосредственно вами, с учетом особенностей вашего эксперимента, обработки и анализа данных, оценки и методика измерений.

Не надо в теоретической части приводить выкладки из учебников, монографий и статей. Достаточно привести значимые для вашей задачи конечные соотношения и пояснения. Например, допустима следующая фраза: В работе … показано, что …. При этом обязательна ссылка на используемую работу.

Как отмечалось выше, некоторые разделы могут отсутствовать вовсе, или иметь другое название. В приведенном в 4-м разделе примере курсовой работы необходимые теоретические данные и выкладки присутствуют во введении и в разделах 3. Методика расчетов и 4. Описание программы.

Экспериментальная часть и заключение

Экспериментальная частьявляется основной в работе. В ней описывается постановка и цель конкретного эксперимента и экспериментальная установка. Особое внимание уделяется тем ее элементам, которые могут влиять на результаты измерений. Если аппаратура не стандартна, следует привести ее схему. Схемы способствуют ясности изложения.

В эксперименте (как методе познания) необходимо добиваться контролируемых и управляемых условий. Отдельно и детально опишите методику измерений. Здесь следует ясно изложить идею метода, остановиться на средствах измерений и кратко – на возможных ошибках.

В экспериментальной части должны быть приведены представленные в понятном для читателя виде результаты, полученные самим студентом. Обязательно должны быть указаны все исходные данные и проведена статистическая обработка результатов, а также оценка точности измерений и факторов, которые могли бы привести к ошибкам в измерениях. В обязательном порядке присутствовать обсуждение и анализ основных полученных результатов.

Обработка и анализ экспериментальных данных, как правило, входит в экспериментальную часть. Однако, если это требует специфического теоретического обоснования, особенно если это делалось автором курсовой работы, то эти результаты и данные могут быть выделены в отдельный параграф.

При использовании чужих данных (например, при сравнении с ними ваших результатов) или собранной кем-либо установки, должны быть соответствующие ссылки в тексте, а также в разделах «Список литературы».

В заключении (выводах) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Привести кратко основные полученные в работе результаты. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.

Дополнительные рекомендации

Если в работе получено и используется большое количество громоздких таблиц, статистического материала и т. п., не рекомендуется все это приводить в основном тексте. Это затрудняет чтение работы. Достаточно привести основные результаты, полученные при обработке этих данных. Если вы все же считаете необходимым показать эти результаты, то целесообразно создать раздел Приложение(я). В основном тексте достаточно сослаться на эту информацию, в приложении. Приложения должны сопровождаться соответствующими пояснениями и быть оформлены с соблюдением общих правил. Недопустимы приложения просто с набором графиков и / или таблиц.

Не приводите без необходимости однотипные графики на отдельных рисунках. Это увеличивает объем рукописи и затрудняет интерпретацию и сравнение результатов. Например, вы получили вольт-амперные характеристики диода при различных температурах катода Iа = Iа(Uа, Tк,i). Поместите вольт-амперные характеристики для всех Ti на одном графике. При этом будет легко проследить изменение вида вольт-амперной кривой при изменении температуры катода.

Часто студенты в качестве графиков приводят скриншоты окон приложений, электронных осциллографов и т. п. или графики, созданные в каком-либо приложении по шаблону, принятому по умолчанию. Этого делать нельзя. Оформите графики согласно требованиям, указанным в данном пособии в разделе 3.3. Оформление рисунков, графиков, таблиц. Дополнительно при этом руководствуйтесь примерами графиков включенных в данное пособие.

Если приводится схема установки и ее общий вид (фотография) целесообразно это сделать на одном рисунке (например, рис. №, а и рис. №, б). При этом обозначьте однотипные элементы под одинаковыми номерами. Это позволит вам использовать единую подрисуночную подпись, и облегчит восприятие информации читателем. Если общей вид установки не несет никакой смысловой нагрузки, то, скорее всего, ее вообще не имеет смысла приводить. Исключение составляют установки (или их узлы) в разработке и изготовлении которых Вы принимали непосредственное участие. При этом в тексте подчеркните непосредственно Ваш вклад в эту работу.

Иногда студенты при описании установки приводят изображения приборов, ограничиваясь в тексте фразами типа: Для измерений использовался анализатор спектра, изображенный на рис. №. Это не имеет никакого смысла. Необходимо указать основные характеристики прибора (измеряемые величины, точность, диапазон и т. п.), важные для ваших измерений. В этом плане даже просто марка и фирма изготовитель прибора более информативны, чем его изображение, поскольку они позволяют найти необходимые параметры.

Не приводите в тексте громоздкие листинги разработанных Вами программ. Куда полезнее привести общую схему алгоритма. При необходимости полный текст программы поместите в приложение, с комментариями для значимых функций и процедур. Это относится и к описанию чужих алгоритмов. Указание аббревиатуры алгоритма обработки не несет для читателя никакой информации. Не обязан читатель знать все алгоритмы разработанные где-то, кем-то. При этом необходимо указать, где и кем данный алгоритм разработан.

Часто студенты при численном представлении расчетных и экспериментальных данных используют неоправданно большое количество десятичных знаков после запятой. Это не правильно и, по большому счету, безграмотно. Например, если вы измеряете напряжение с точностью до 0.1 В, то в приводимых значениях вы можете указать максимум второй знак после запятой.

Статьи к прочтению:

Как вернуть мужчину? Дополнительные рекомендации. (часть 2)


Похожие статьи: