Емкость и насыщенность шрифта

      Комментарии к записи Емкость и насыщенность шрифта отключены

Каждый шрифт имеет свой общий тон или насыщенность — чисто визульный параметр, который характеризует, как будет выглядеть конкретный шрифт на странице. Он может быть светлым или темным. Насыщенность меняется в зависимости от вида шрифта и начертания, равномерности расположения текста.

Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков. В некоторых книгах по типографике приводятся таблицы емкости шрифтов для определения среднего количества знаков для разных кеглей в строках различного формата. Я бы не советовал их использовать, т.к. параметры одного и того же шрифта меняются в зависимости от производителя. Более приемлемым способом является самостоятельное определение емкости. Для этого наберите колонку текста и сделайте ее дубликаты для шрифтов, которые вы собираетесь использовать.

ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ШРИФТОВ

Существуют три вида компьютерных шрифтов: растровые, векторные и контурные.

Изображение символов шрифта на экране дисплея является растровым изображением, то есть состоит из окрашенных в разные цвета точек, или пикселей. В случае текста таких цветов только два – цвет символа и цвет фона. Если условно обозначить точку, окрашенную в цвет символа, единицей, а в цвет фона – нулем, любой изображаемый на экране символ можно представить в виде прямоугольной таблички из нулей и единиц – битовой карты (bitmap). Таблица, содержащая все 256 битовых карт символов для некоторого начертания и некоторого размера, называется bitmap font (bitmap-шрифт, растровый шрифт).


На рисунке 3. показано, как выглядит литера «Q» bitmap-шрифта при большом увеличении

(тонкие белые линии обозначают границы пикселей).

Рис. 3. Литера bitmap-шрифта

Bitmap-шрифт является наиболее удобным для отображения на экране с точки зрения скорости прорисовки и затрат ресурсов компьютера на обработку. Однако размеры символов на экране могут изменяться – следовательно, для одной гарнитуры необходимы bitmap-шрифты нескольких размеров. Из-за сложности масштабирования и объемности шрифтового файла подобные шрифты не используются для печати.

Возможным решением проблемы масштабирования шрифта на высокие разрешения является использование векторных шрифтов. Эти шрифты являются естественным способом определения начертаний символов для устройств типа перьевых или струйных графопостроителей (плоттеров), способных непосредственно воспроизводить на носителе прямые либо кривые линии. В векторных шрифтах каждый символ представлен в виде совокупности геометрических примитивов – обычно отрезков прямых и дуг окружности, заданных своими координатами относительно «точки привязки» (origin point) символа. Пример векторного символа приведен на рис. 4.


Рис. 4. Литера векторного шрифта

Масштабирование векторного шрифта производится простым умножением всех координат на соответствующий множитель. Помимо графопостроителей, в конце восьмидесятых годов некоторые программные продукты работали с векторными шрифтами и на дисплее – можно упомянуть графические средства всех компиляторов фирмы Borland для Dos. Однако для прорисовки шрифтов с качеством, пригодным для полиграфии, в векторных шрифтах понадобилось бы слишком большое количество элементов, образующих контура букв с переменной толщиной – эти контура пришлось бы «набирать» из множества тонких линий. В настоящее время векторные шрифты используются только в некоторых программах, связанных с подготовкой чертежей.

Более эффективным решением проблемы является использование так называемых «outline» (контурных) шрифтов. Вместо запоминания битовых карт, меняющихся с изменением кегля шрифта, запоминаются только контуры символа (рис. 5.).


Рис. 5. Литера контурного шрифта.

При необходимости отобразить на том или ином устройстве символ какого-то конкретного размера битовая карта для данного символа и данного кегля строится путем «заполнения» контуров буквы точками, размер которых соответствует разрешению устройства вывода, то есть производится растрирование нужного символа на соответствующее разрешение.

Контур символа строиться с помощью точек и кривых второго или третьего порядка.

Т.о. эти шрифты легко масштабируются и занимают гораздо меньше места. Большинство современных компьютерных шрифтов предназначенных для печати – это контурные шрифты.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Ксантиниди Т.Е. Лекции по курсу Алфавиты в промышленном дизайне. Новочеркасск: Южно-российский государственный технический университет, 2011, Тема 5. http://refdb.ru/look/1626894-pall.html

2. Наумова П. М. Перспективы развития шрифтовой культуры в цифровых технологиях. «Архитектон: известия вузов» № 42 — Приложение Сентябрь 2013 [электронный ресурс] http://archvuz.ru/2013_22/62

3.Филиппович А.Ю. Разработка шрифтовых элементов. Курс практических занятий М.: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Кафедра «Системы обработки информации и управления», 2008, С. 8-12.

4.Шрифт. Искусство шрифта. [электронный ресурс] http://rosdesign.com/design

Статьи к прочтению:

О современном шрифте | Илья Рудерман | Prosmotr


Похожие статьи: