csaaКомментарии к записи Гласные в приставках при-,пре-. 6 класс. отключены
Цели урока:
обучающие: познакомить обучающих с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; проверить правописание приставок на –з (-с);
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а так же внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитать коммуникативные отношения, привить чувство любви к родному селу.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ведущий метод: урок с использованием системно-деятельностного подхода..
Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, алгоритм, сигнальные карточки (красный, зеленый, синий) по числу учеников в классе, индивидуальные карточки с «лесенкой успехов», мультимедиа, экран, компьютер, мяч, учебник русского языка 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение. 2011.
Ход урока.
Этапыурока
Деятельностьучителя
Деятельностьученика
IМотивация к учебной деятельности.
Цель:настроить учащихся на восприятие нового материала. Проверка готовности к уроку, созданиеблагоприятного климата. Урок начинается с ритмическиххлопков. Учитель предлагает учащимся повторить заданный ритм и темпхлопков в ладоши. Весь классподстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя иучащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостноенастроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшемуусвоению материала. — Здравствуйте, ребята! Я рада видетьвас и готова сотрудничать с вами.
1.Хлопают в ладоши в заданном ритме и темпе. 2. Подстраиваются к ритму и темпу учителя. 3. Создают общий ритм и темп для класса. 4. Стремятся к единству в деятельности. Приветствуют учителя.
II. Актуализациязнаний. Слайд2. Слайд 3. Слайд 4.
Цель:повторить правописание изменяемых приставок на –з (-с). Слайд1. Учитель включает в структуру уроканационально-региональный компонент. Предлагает вниманию учеников фотографиисела Чернутьево. — На берегу реки Мезень расположилосьудивительное по своей красоте село. Это наша с вами малая Родина, нашеЧернутьево, одна из «жемчужин» в «ожерелье Удоры». — Конец апреля. По нашейречке-кормилице плывут в медленном танце льдины. Ребята, посмотрите, нальдинах сидят слова. Ловите их! Определение уровня усвоения материалапредыдущей темы. Учитель организует фронтальнуюработу. На экране появляются слова: Бе…вкусный,бе…шумный, бе…мятежный, бе…покойство, пр…бежать, пр…школьный, и…толковать, и…давать, пр…добрый. — На какие группы и почему можноразделить эти слова? (1 группа — слова с приставками на –з,(н-р: безмятежный); 2 группа — слова с приставками на –с,(н-р: истолковать); 3 группа — слова с неизвестнымиприставками). — Да вы простомолодцы! Организует работу в парах,обеспечивает контроль за выполнением задания. — Запишите те слова, приставки которыхоканчиваются на –з и –с. Выделите орфограмму, вспомните правило. Работа в парах.Один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило, чертит схемы. — Ребята, может у кого-то получилосьне так как на доске? Поделитесь результатами своей работы. Взаимопроверкатетрадей. Оценивание работ проводится по «лесенкеуспехов».
1 ступень – не справился;
2 ступень – справился, но есть ошибки;
3 ступень – справился! Молодец!
— Какие слова остались на льдинах?Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать?
(Нет, потому что не знаем какую буквуЕ или И писать в приставке. Мы не знаем правила).
Работас информацией, представленной на слайдах. Восприятиефотографии. Восприятиефотографии. Просмотрслов с «льдин». Читаютслова,участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируютего. Работаютв паре. Осуществляют взаимный контроль и оказываютв сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Оцениваютправильность выполнения заданий. Исправляют ошибки, если они есть, доказываютсвою точку зрения. Оцениваютработу по «лесенке успехов». Участвуютвобсуждении, делают предположения, приходят к выводу.
III.Изучение нового материала. Слайд5. Слайд6. Слайд7. Слайд8.
Цель: выработать умение различатьзначение приставок ПРИ-, ПРЕ-, правильно употреблять их в речи. Включаетучащихся в обсуждение проблемных вопросов, определения темы, цели урока. ПРИ- ПР…ШКОЛЬНЫЙ ПРЕ- -Ребята, какая морфема вызвала у вас затруднение? (Приставка). -Ав каких буквах вы засомневались? (Вгласных И и Е). -Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. (Гласныев приставках ПРИ- и ПРЕ-). — Молодцы! -А теперь в своих тетрадях запишите число и тему урока. -Ребята, подумайте, на какой вопрос мы должны найти ответ на уроке? (Каковыусловия выбора букв Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-). -А для чего вам нужно знать правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-? (Чтобыбыть грамотными, не делать ошибок на письме). -А что для этого нужно сделать? (Внимательноработать на уроке, закрепить полученные знания, научиться использовать их напрактике). — Отлично,ребята! Вы готовы к восприятию нового материала? Покажите свой настройс помощью сигнальных карточек. (Работа с сигнальными карточками. ?-да, я готов к сотрудничеству; ?- не знаю, нопостараюсь; ?– извините, я неготов сотрудничать). — Для продуктивного изучения новогоматериала нам нужно немножко отдохнуть. Используется прием «Бабочка». Учитель отдает команды движенияпредмета по квадратикам. — Вы прекрасносправились! — Ребята, неужели это наши необъятные,знаменитые чернутьевские поля. Чувствуете запах свежескошенной травы? А чтоэто за слова там за кустами спрятались? Предлагает работу с материалом длянаблюдений и анализа. Организует фронтальную работу. На экране написаны слова: 1. Пр…ехать, пр…лететь, пр…плыть 2. Пр…шить, пр…клеить, пр…бить. 3. Пр…школьный, пр…дорожный. 4. Пр…открыть, пр…сесть. 5. Пр…добрый, пр…милый. 6. Пр…градить, пр…рвать. -Да это же главные герои нашего сегодняшнего урока. Ребята, как вы думаете,какие гласные Е или И пропущены в данных словах? (Водних случаях надо писать И, а в других – Е). -Давайте подумаем и попробуем определить значение каждого слова. Организуетработу в парах. Операция сравнения. -Какое общее значение объединяет слова первой группы (2-6 групп)? Работаянад значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, одинученик работает у доски, вставляет пропущенные буквы, графически обозначаеторфограмму, в скобках записывает значение. 1. Пр…ехать, пр…лететь,пр…плыть. (Приближение). 2. Пр…шить, пр…клеить, пр…бить. (Присоединение). 3. Пр…школьный, пр…дорожный. (Около). 4. Пр…открыть, пр…сесть. (Неполное действие). 5. Пр…добрый, пр…милый. (Сходно со значением ОЧЕНЬ). 6. Пр…градить, пр…рвать. (Сходно созначением приставки ПЕРЕ-). -Все согласны? Может быть у кого-то другие предположения? -Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется И-Е в приставках. (Звучитформулировка правила в исполнениидетей). -Ну а теперь давайте сверим с учебником. -Я горжусь вами! -Вам не кажется, что правило слишком длинное? Давайте попробуем записать егокороче, в виде схемы (используются цветные ручки). Индивидуальнаяработа. Лучшая работа берется под основу и записывается втетради-памятке. ПРИ-ПРЕ- Приближение=близко пре=очень Присоединение=друг к другу пре=пере- Расположениевблизи=около Неполноедействие=чуть-чуть -Молодцы! -Ребята, как мы будем рассуждать, применяя это правило? Составлениеалгоритма работы. 1. Выделяемприставку 2. Определяем значениеприставки 3 Выбираем гласную Еили И. -Ребята, как вы думаете, нашли ли мы ответ на главный вопрос нашего урока? -Каков наш следующий шаг? (Закреплениеизученного). -Оцените свою работу на данном этапе урока, используя «лесенку успеха».
Работаютс информацией, представленной на слайде. Участвуютв обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируютего. Формулируюттему урока. Записываютчислои тему урока. Думают,предполагают, мыслят, высказывают свою точку зрения. Показываютс помощью сигнальных карточек свой эмоциональный настрой. Учащиесянесколько секунд смотрят на экран, закрывают глаза. Визуализируютквадрат на внутреннем экране. Мысленно передвигают предмет, следуякомандам учителя. По последней команде уточняют, на каком квадратикенаходится предмет. Восприятиефотографии.Работаютс информацией, представленной на слайде. Читаютслова,делают предположения, аргументируют. Работаютв паре. Осуществляют взаимный контроль и оказываютв сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Оцениваютправильность выполнения заданий. Исправляют ошибки, если они есть, доказываютсвою точку зрения. Участвуютв обсуждении, формулируют собственное мнение, аргументируют его.Формулируют правило. Работаютс учебником. Составляютсхемы, вывешивают их на магнитной доске. Записывают схему втетради-памятке. Участвуютв обсуждении, формулируют собственное мнение, аргументируют его. Составляюталгоритмработы. Участвуютв обсуждении, предполагают, делают выводы. Оцениваютработу по «лесенке успехов».
Цель:закрепить полученные знания о написании гласных И-Е в приставках ПРИ-, ПРЕ-;выявить пробелы в понимании нового материала. — Ребята, узнаете это здание? Конечноже, это наша школа, родная, любимая. Посмотрите, на стадионе кто-то забылмяч. Поиграем? Определение степени усвоенияматериала, оценка качества работы. 1. Упр.155 стр. 69 (Русский язык 6класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., 2011). Используется прием «Игра с мячом». Учитель называет слово (упр 155)и бросает мяч ребенку, а он должен поймать мяч и, применяя алгоритмрассуждения, определить гласную в приставке. — Молодцы! 2. Самостоятельная работа ссамопроверкой. Графический диктант. ПРИ- ПРЕ- Прибить,предобрый, приоткрыть, присесть, приморский, прекрасный. Работа проверяется с эталоном, которыйпоявляется на экране. — Молодцы,ребята! Прямо в тетради запишите: «Я –молодец!». Оцените свою работу, используя «лесенку успехов». Если выясняется, что часть учащихся неусвоила учебный материал, то выполняется следующее задание. 3. Осложненноесписывание.Пр…слушаться,пр…лететь, пр…веселый, пр…шить, пр…глядеться.
Восприятие фотографии. Ученик ловит мяч и, применяяалгоритм рассуждения, определяет гласную в приставке. Выполняютсамостоятельную работу, проверяют правильность выполнения с эталоном,который появляется на слайде. Записываютвтетради «Я – молодец!». Оценивают свою работу по «лесенке успехов».Работают удоски. Сначала с проговариванием алгоритма объясняют написание слова,потом вставляют букву.
V.Рефлексия. Слайд 11.
Цель:обобщениеи систематизация изученного. Подводятся итоги урока, проводится обсуждениетого, что узнали, где возникали затруднения. Ученикам предлагается выбрать отрывокиз стихотворений К.И. Чуковского, который более подходит им по настроению.(Слайд). Переписать отрывок наобратной стороне «лесенки успехов», вставляя пропущенную букву, выделяяорфограмму. Пр…бегали светлячки, Зажигали огоньки – То-то стало весело, То-то хорошо! К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха». Пр…тяжелая это работа – Из болота тащить бегемота. К.И.Чуковский «Телефон».
Участвуютв обсуждении, формулируют собственное мнение, аргументируют его. Выбирают отрывок,переписывают, вставляя букву.
VI.Домашнее задание.
Цель:обеспечить понимание учащимися содержание и способов выполнения домашнегозадания. § 32 упр. 157; вспомнить и записать теслова с приставкой ПРИ-ПРЕ, которые вызвали у вас затруднения на уроке,составить их схемы (задание — минимум, для всех). Сочинить сказку проприставки ПРИ- и ПРЕ- (задание — максимум, по желанию). Проводится инструктаж обучающихся дляуспешного выполнения задания на дом.
Записывают домашнеезадание.
VII.Оценка.
Цель: формировать навыки самооценки,анализируя этапы урока. — Ребята, не забудьте подписатьлисточки с лесенкой. Посмотрите на свои звездочки, сделайте выводы по всемууроку и оцените себя. -Благодарю за урок!
Делают выводы, оценивают свою работу втечение всего урока, подписывают листочки и сдают их учителю.