Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
Руководство пользователя
Версия 7.18.14 Сентябрь 2015г
Г. Новосибирск, 2015г
А Н Н О Т А Ц И Я
Программа ОПОРА_X предназначена для cбора нагрузок и расчета фундаментов устоев и промежуточных опор автодорожных, железнодорожных, и пешеходных мостов (любых габаритов проезжей части, с разрезными, неразрезными, и температурно-неразрезными пролетными строениями, мостов на кривых, и косых путепроводов) на следующие нагрузки и их сочетания:
— Постоянные нагрузки от веса конструкций и воздействия грунта и воды;
— Временные вертикальные нагрузки (с сопутствующими горизонтальными):
— СК – для железнодорожных мостов
— АК и нагрузка от толпы – для а/д мостов. Также для а/д мостов выбирается
одна из тяжелых нагрузок: НГ-60, НК-80, НК-100 (по ГОСТ Р 52748-2007),или
шестиосные НК-120 и НК-180 (по СТ РК 1380-2005 для Казахстана); или любая
другая «специальная» нагрузка из «колонны» осей, параметры которых пока
может добавить в программу только Автор…
— Тяжелые «карьерные» нагрузки АБ-51, АБ-74, АБ-151, а также нагрузки от
новых БелАЗов общим весом 210т, 235т, и 343т…
— Ветровая нагрузка с учетом динамической составляющей;
— Давление грунта от временной нагрузки на призме обрушения (для устоев);
— ледовые нагрузки (для русловых опор);
— нагрузки от навала судов (для мостов на судоходных реках);
— сейсмические нагрузки при сейсмичности от 7 до 9 баллов
в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84* (СП 35.13330.2011) «Мосты и трубы», СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) «Основания зданий и сооружений», СНиП 2.02.03-85 (СП 24.13330.2011) «Свайные фундаменты», СНиП II-7-81* (СП 14.13330) «Строительство в сейсмических районах», СНиП 2-01-07-85 «Нагрузки и воздействия», СП 50-102-2003, ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения», а также межгосударственный стандарт ГОСТ 32960-2014. Причем оставлен выбор: учитывать требования «старых» СНиП-ов, новых СП хх.13330.2011, или ГОСТ 32960-2014.
Кроме определения постоянных и временных нагрузок, а также их сочетаний в любом сечении опоры, если указать расчетное сечение в уровне подошвы фундамента /ростверка/, программа делает:
1. Для фундаментов на естественном основании :
— проверку несущей способности грунта основания;
— проверку несущей способности подстилающих слоев грунта;
— проверку фундамента на положение равнодействующей внешних сил;
— проверку фундамента на сдвиг;
— проверку фундамента на опрокидывание;
— расчет осадки фундамента по Приложению 2 СНиП 2.02.01-83
2. Для свайных фундаментов :
— Расчет усилий в головах и по длине свай;
— Определение экстремальных усилий в сваях для проверок и расчета армирования свай;
— Проверку сваи по грунту на вертикальные нагрузки;
— Проверку давления сваи на грунт по боковой поверхности;
— Проверку несущей способности грунта в основании свай (как для условного массивного фундамента) для многорядных свайных фундаментов;
— Расчет осадки многорядного фундамента, как для условного массивного;
— Проверку несущей способности подстилающих слоев грунта (как для условного массивного фундамента), или на давление под торцом одиночной сваи;
— Проверку несущей способности заделки сваи в скальный грунт (для свай, забуренных в скалу);
— Проверку сваи на воздействие морозного пучения грунта по СНиП 2.02.04-88
СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
— Операционная система – Windows 9x /2000/2003/NT/XP/Vista/Seven/8
— Минимальное разрешение экрана – 1320 Х 768
ОГРАНИЧЕНИЯ:
— число ступеней опоры – от 2 до 20;
— Число пролетных строений – до 30
— Число свай – до 250
ПРАВООБЛАДАТЕЛИ:
Все права на программу принадлежат Автору (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009611128 от 19.02.2009г). Автор программы – Седлецкий Андрей Леонидович.
СЕРТИФИКАЦИЯ:
На программу ОПОРА_Х выданы сертификаты соответствия РОСС RU.СП15.Н00220 от 17.03.2009,
РОСС RU.СП15.Н00380 от 17.03.2011г, РОСС RU.СП15.Н00585 от 16.03г, и
РОСС RU.СП15.Н00804 от 15.03г
С О Д Е Р Ж А Н И Е
С О Д Е Р Ж А Н И Е.. 3
I. И С Х О Д Н Ы Е Д А Н Н Ы Е.. 4
I. 0. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДАННЫМИ. 5
I. 1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО МОСТУ.. 6
I. 1. 1 ГАБАРИТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ (для А/д и городских мостов) 6
I. 1. 2 ДАННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ.. 6
I. 1. 3 ПРОЧИЕ ОБЩИЕ ДАННЫЕ.. 7
I. 2 ДАННЫЕ ПО ПРОЛЕТНЫМ СТРОЕНИЯМ, № И ТИП ОПОРЫ… 8
I. 2. 1 Схема моста. 8
I. 2. 2 Данные по пролетным строениям.. 8
I. 2. 3 Выбор опоры для дальнейшего расчета. 9
I. 3 ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО ОПОРЕ, РИГЕЛЬ (НАСАДКА). 9
I. 3. 1 Вид страницы для промежуточных опор. 10
I. 3. 2 Вид страницы для устоев автодорожных и пешеходных мостов. 10
I. 3. 3 Вид страницы для устоев железнодорожных мостов. 11
I. 4 ТЕЛО ОПОРЫ… 11
I. 4. 1 Простые ступени (монолитные части опоры). 12
I. 4. 2 Составная ступень (стойки, сваи). 12
I. 5 Данные по сваям в грунте. 13
I. 6 ДАННЫЕ ПО ГРУНТАМ… 14
I. 7 ОКНО НАСТРОЕК ПРОГРАММЫ (Главное меню — Настройки) 16
II. Р А С Ч Е Т О П О Р Ы… 18
II. 1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (АЛГОРИТМ) РАСЧЕТА.. 18
II. 2. ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИИ ВЛИЯНИЯ ОПОРНОЙ РЕАКЦИИ.. 23
II. 3. ПОСТОЯННЫЕ НАГРУЗКИ.. 24
II. 4. ВРЕМЕННЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ИМ НАГРУЗКИ.. 24
II. 5. ДАВЛЕНИЕ НА УСТОЙ ОТ НАГРУЗКИ НА ПРИЗМЕ ОБРУШЕНИЯ ДЛЯ АВТОДОРОЖНЫХ, ГОРОДСКИХ И ПЕШЕХОДНЫХ МОСТОВ. 24
II. 6. ВЕТРОВАЯ НАГРУЗКА.. 25
II. 7. ЛЕДОВАЯ НАГРУЗКА.. 25
II. 8. НАГРУЗКИ ОТ НАВАЛА СУДОВ.. 26
II. 9. СЕЙСМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ.. 26
II. 10. ТЕМПЕРАТУРНЫЕ (КЛИМАТИЧЕСКИЕ) НАГРУЗКИ.. 27
II. 11. СОЧЕТАНИЯ НАГРУЗОК.. 27
II. 12. РАСЧЕТ СВАЙНОГО ФУНДАМЕНТА.. 27
II.13. ПРОВЕРКИ СВАЙНОГО ФУНДАМЕНТА ПО ГРУНТУ. 29
II. 14. ПРОВЕРКИ ФУНДАМЕНТА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ОСНОВАНИИ.. 30
I. И С Х О Д Н Ы Е Д А Н Н Ы Е
В программе принята следующая СИСТЕМА КООРДИНАТ: Ось Z направлена вертикально вниз, и проходит через центр насадки (ригеля) опоры; ось X (ось моста) — слева направо, а ось Y — на наблюдателя при взгляде по течению реки (т.е. направлена против течения реки).
Радиус кривой считается положительным, если наблюдатель – со стороны центра кривой; иначе вводится отрицательное значение.
Силы считаются положительными, если они направлены вдоль соответствующей оси, а моменты вращают по часовой стрелке при взгляде с конца соответствующей оси на центр координат.
На рисунке показаны положительные направления сил и моментов.
Знак смещения какой-либо точки относительно оси Z совпадает со знаком ординаты этой точки по соответствующей оси (X, или Y).
Все исходные данные и результаты расчета имеют размерность тонна и метр (кроме безразмерных величин, градусов и процентов ).
Отметки уровней могут иметь как положительные, так и отрицательные значения.
ВЕЗДЕ задаются НОРМАТИВНЫЕ нагрузки и веса.
Ввод исходных данных для удобства разбит на страницы (Закладки), которые показаны сразу под главным меню программы. Ниже показан вид главного окна программы с загруженными исходными данными.
На вкладке «Общий вид опоры», для визуального контроля введенных данных, в масштабе выводятся виды опоры вдоль и поперек оси моста.
На рисунке показан раскрытый пункт Главного меню «Тип моста». Для выбора нужного типа моста надо «щелкнуть» на нем левой кнопкой мыши. От типа моста зависит содержимое вкладки «Общие данные по мосту», а также «Ригель (насадка)» для устоев, не говоря уж о том, что для каждого Типа моста вычисляются разные нагрузки…
Хотя, Автодорожный мост отличается от Городского только коэффициентом надежности к нагрузке от веса покрытия проезжей части моста (1.5 и 2.0 соответственно), но это различие – только по СНиП 2.03.05-84: в СП 35.13330.2011 такого разделения НЕТ.
I. 0. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДАННЫМИ.
На странице могут быть разрозненные и упорядоченные данные (таблицы), которые имеют заголовок, номер строки и/или название строки, закрашенные серым цветом. Редактируемые данные расположены в сетке ячеек с белым фоном.
В пределах одной таблицы перемещение между ячейками производится с помощью клавиш перемещения курсора (стрелки вниз, вверх, вправо или влево), клавишамии(перемещение к следующему полю), или же щелчком левой клавишей мыши над ячейкой. Числовые данные в таблицах корректируются в выбранной ячейке набором нового числа, или стандартными способами Windows (двойной щелчок мыши на ячейке, перемещение к нужной цифре стрелками вправо-влево, удаление и ввод новой цифры).
Выход из таблицы – по(вперед), или(назад)…
В некоторых таблицах в одной или двух колонках представлена текстовая информация, что означает возможность выбора из списка значений (виды грунта, тип опорных частей у пролетных строений). Выбор нужного значения производится клавишами со стрелками вверх-вниз (когда вы выбрали такую ячейку); выход из поля – стрелки вправо и влево, , или .
У некоторых таблиц есть «всплывающее меню», вызываемого правой кнопкой «мыши».
Перемещение между разрозненными данными – клавишии , или щелчком левой клавиши мыши на поле редактирования нужного данного (или на элементе управления).
Не входящие в таблицы числовые данные редактируются в поле так называемого Spin-редактора, имеющего за полем редактирования две кнопки со стрелками вверх и вниз. Редактирование таких чисел возможно несколькими способами: Ввод нового числа с клавиатуры; Вход в редактор строки по двойному нажатию левой клавиши мыши; а также нажимая левую клавишу мыши на кнопках со стрелками справа от поля редактирования, причем кнопка «вверх» увеличивает число на определенную величину (шаг), а кнопка «вниз» — уменьшает (то же самое делают клавиши «вверх» и «вниз»).
Когда для ввода информации требуется выбрать вариант из определенного списка значений, применяются 2 варианта – «выпадающий список», или «радио-группа». «Выпадающий список» представлен полем со строкой текста и кнопкой со стрелкой вниз. Выбор нужного значения можно сделать, нажав кнопку со стрелкой, и прокрутив выпавший список до нужного значения, щелкнуть на нем мышью. Можно, не нажимая кнопки, пролистать список стрелками вверх и вниз, и выбрать значение, нажав .
«Радио-группа» — набор строк в рамке. Каждая строка имеет слева индикатор выбора (Не выбрано – белый кружок, Выбрано – кружок с точкой в центре). Для выбора надо щелкнуть мышкой на нужной строке, и нажатьдля перехода к следующему элементу управления.
Если надо ввести значение «Да / Нет», используется «Check-Box» — Строка вопроса с белым квадратиком для значения «Нет» и белый квадратик с «галочкой» – для значения «Да». Поменять значение можно, щелчком мыши на строке вопроса, или нажав пробел, когда выбран «Check-Box».
Почти все данные имеют подсказку, которая появляется при наведении курсора «мыши» на поле ввода (или на столбец таблицы).
Главное меню программы состоит из пунктов:
V Файлы
O Чтение исходных данных (F3) — Читает данные из файлов с расширением .OPD
O Открыть последний файл (-F3) Загрузка последних открываемых данных.
O Сохранить исходные данные (F2) — Сохраняет данные в файлах .OPD
O Новые исходные данные — Обнуляет всё для ввода новых данных
O Сохранить результаты – Сохраняет результаты расчета в файлах .REZ (Файлы результатов расчета .REZ имеют те же имена, что и файлы данных .OPD, и находятся в одном каталоге с ними).
O Выйти из программы (Ctrl+Q)
V Расчет опоры
O ВЫПОЛНИТЬ РАСЧЕТ (F4) -Запускает расчет опоры (загруженные данные)
O Режимы расчета. Здесь отмечены «галочками» виды нагрузок, которые надо пересчитать. Если что-то пересчитывать не надо, убрать галочку. Когда все отметки сняты, то сразу предлагается корректировать сочетания нагрузок, программа будет работать в режиме «расчет фундаментов на собранные вручную нагрузки».
v Просмотр результатов. То, чего нельзя просмотреть, отмечено бледным цветом.
v Печать формы — Вызывает диалог выбора принтера и печатает активную страницу.
v Тип моста – Выбор типа моста (пешеходный, а/дор., городской, железнодорожный, или «Под нагрузку АБ»).
v Настройки – Корректировка настроек и ассоциирование файлов .opd с программой.
Статьи к прочтению:
FUNBOX LIVE | ПРИНЦИП (ZM NATION)
Похожие статьи:
-
Глава 2. общие принципы организации и работы компьютеров
2.1. Что такое компьютер? Компьютер (англ. computer — вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать…
-
Общие принципы работы табличных распознавателей
Табличные распознаватели используют для построения цепочки вывода КС-грамматики другие принципы, нежели МП-автоматы. Как и МП-автоматы, они получают на…