Информационное моделирование.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся получат возможность узнать:
— что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
— какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся могут научиться:
— приводить примеры натурных и информационных моделей;
— ориентироваться в таблично организованной информации;
— описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- способность к самооценке своих действий
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование умений ставить цель
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Познавательные универсальные учебные действия:
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
- понимать информацию, представленную в графической, знаковой, схематической форме
- применять таблицы, схемы, модели для получения информации
- сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства
<p>Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
- учиться подтверждать аргументы фактами.
2. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час. (5+7)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Учащиеся получат возможность узнать:
— что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
— что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
— структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
— что такое логическая величина, логическое выражение;
— что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся могут научиться:
— открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
— организовывать поиск информации в БД;
— редактировать содержимое полей БД,
— сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
— создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование умений ставить цель
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Познавательные универсальные учебные действия:
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
- понимать информацию, представленную в табличной форме
- применять таблицы и модели для получения информации
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
- создавать таблицы для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
3. Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся получат возможность узнать:
— что такое электронная таблица и табличный процессор;
— основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
— какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
— основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
— графические возможности табличного процессора.
Учащиеся могут научиться:
— открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
— редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
— выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
— получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
— создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование умений ставить цель
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
Познавательные универсальные учебные действия:
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
- понимать информацию, представленную в табличной форме
- применять таблицы и модели для получения информации
- анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
4. Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся получат возможность узнать:
— что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
— сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
— что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
— в чем состоят основные свойства алгоритма;
— способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
— основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
— назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся могут научиться:
— при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
— пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
— выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
— составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
— выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование умений ставить цель
- формирование желания выполнять учебные действия
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск и выделение необходимой информации
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- структурировать знания
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
- формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
5. Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся получат возможность узнать:
— основные виды и типы величин;
— назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
— правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
— последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся могут научиться:
— работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
— составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
— составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
— отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование умений ставить цель
- осуществлять оформление программы и представление данных и операторов на Паскале
- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные универсальные учебные действия:
- структурировать знания
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
- составлять план составления простой программы
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
- формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
5. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся получат возможность узнать:
— основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
— историю способов записи чисел (систем счисления);
— основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
— в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся могут научиться:
— регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные универсальные учебные действия:
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу
- структурировать знания
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения