Информационное моделирование.

      Комментарии к записи Информационное моделирование. отключены

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся получат возможность узнать:

— что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

— какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся могут научиться:

— приводить примеры натурных и информационных моделей;

— ориентироваться в таблично организованной информации;

— описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
  • способность к самооценке своих действий
  • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование умений ставить цель
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом
  • осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Познавательные универсальные учебные действия:

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
  • понимать информацию, представленную в графической, знаковой, схематической форме
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации
  • сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства

<p>Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
  • учиться подтверждать аргументы фактами.

2. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час. (5+7)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся получат возможность узнать:

— что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

— что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

— структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

— что такое логическая величина, логическое выражение;

— что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся могут научиться:

— открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

— организовывать поиск информации в БД;

— редактировать содержимое полей БД,

— сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

— создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
  • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование умений ставить цель
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Познавательные универсальные учебные действия:

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
  • понимать информацию, представленную в табличной форме
  • применять таблицы и модели для получения информации
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
  • создавать таблицы для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

3. Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся получат возможность узнать:

— что такое электронная таблица и табличный процессор;

— основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

— какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

— основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

— графические возможности табличного процессора.

Учащиеся могут научиться:

— открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

— редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

— выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

— получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

— создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
  • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность
  • идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование умений ставить цель
  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

Познавательные универсальные учебные действия:

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
  • понимать информацию, представленную в табличной форме
  • применять таблицы и модели для получения информации
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
  • организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
  • использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

4. Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Учащиеся получат возможность узнать:

— что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

— сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

— что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

— в чем состоят основные свойства алгоритма;

— способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

— основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

— назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся могут научиться:

— при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

— пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

— выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

— составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

— выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
  • положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
  • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование умений ставить цель
  • формирование желания выполнять учебные действия
  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
  • структурировать знания
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
  • формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

5. Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся получат возможность узнать:

— основные виды и типы величин;

— назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

— правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

— последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся могут научиться:

— работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

— составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

— составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

— отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
  • положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
  • оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование умений ставить цель
  • осуществлять оформление программы и представление данных и операторов на Паскале
  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру

Познавательные универсальные учебные действия:

  • структурировать знания
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
  • составлять план составления простой программы

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
  • формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

5. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся получат возможность узнать:

— основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

— историю способов записи чисел (систем счисления);

— основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

— в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся могут научиться:

— регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
  • положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру

Познавательные универсальные учебные действия:

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу
  • структурировать знания

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Информационное моделирование | Информатика 6 класс #10 | Инфоурок