Свойства формы
Мы сделали уже немало проектов, но пока не научились, как следует создавать форму. Разберем несколько полезных свойств формы, чтобы улучшить ее вид.
BorderIcons – свойство определяет, какие кнопки должны быть у полученного окна. Имеет только 4 значения, каждое из которых может быть True, то есть кнопка есть, и False, то есть, ее нет.
- BiSystemMenu определяет, будет ли у формы системное меню, которое показано в видеиконки слева на заголовке окна. Кроме того, будут ли там другие кнопкизаголовка.
- BiMinimize определяет кнопку минимизации (сворачивания) окна. При этом False не убирает саму кнопку, а только делает ее неактивной.
- BiMaximize точно также определяет кнопку разворачивания окна.
- BiHelp – кнопка помощи в виде вопросительного знака. Не покажется у обычноговида формы, даже если поставить в True.
BorderStyle – свойство формы, определяет ее общий вид. Может быть:
- BsSizeable – обычное окно. Установлено по умолчанию. Стандартное окно, котороеможет менять размеры.
- BsDialog – окно в форме диалога, имеет только кнопку закрыть.
- BsNone – окно вообще без оборки и без заголовка окна.
- BsSingle – отличается от обычного окна тем, что у него нельзя изменитьразмеры.
- BsSizeToolWin – окно с тонкой оборкой. Особенно это заметно у заголовка окна.
- BsToolWindow – такое же, как предыдущее, но у этого окна нельзя менять размеры.
<p>BorderWidth – ширина оборки окна. По умолчанию установлен 0.
Color – цвет рабочей области окна. Не очень-то увлекайтесь раскраской окон! По крайней мере, помните, что если вы решили сделать окно, непохожее на стандартное, то все окна приложения придется делать такими же, чтобы поддержать общий стиль программы. А вообще все профессиональные приложения стремятся иметь стандартный вид.
Cursor – вид указателя мыши. Вы выбираете, как будет выглядеть указатель при наведении на форму.
Font – выбор шрифта по умолчанию. Другими словами, если Вы измените шрифт, то все компоненты, устанавливаемые на форму, по умолчанию примут его.
Height – высота окна. Обратите внимание, что когда вы мышью изменяете размер окна, это свойство автоматически меняет значение.
Icon – иконка в заголовке окна. Если дважды щелкнуть по этому свойству, выйдет окно загрузки другой иконки. По умолчанию установлена стандартная иконка Delphi 7, но можно сделать и свою собственную. Чаще всего используют коллекции иконок, скачанных из интернета. Но если Вы чувствуете в себе талант художника, можете попробовать сделать иконку для своего проекта самостоятельно. Для этого используйте встроенную утилиту Image Editor, ярлык которой находится там же, где Delphi. Выберите команду File – New – Icon file, и рисуйте на здоровье!
Name – имя компонента формы. Это свойство вместе со свойством Caption мы уже рассматривали, так что просто вспомним, что Name главной формы желательно всегда указывать одинаково, например, fMain.
Position – расположение окна. Довольно важное свойство! Оно имеет несколько значений:
- PoDefault – Windows сам будет решать, где расположить Ваше окно на экране, икакие у него будут размеры.
- PoDefaultPosOnly – Windows решает, где будет окно, а размеры его будут такими же, какВы их установили.
- PoDefaultSizeOnly – позиция остается, как Вы указали, но Windows решает, какие у окнабудут размеры.
- PoDesigned – это значение по умолчанию. И позиция, и размеры остаются такими,как Вы их создали.
- PoDesktopCenter – выбирайте этот вариант, если желаете, чтобы окно всегда выходило поцентру рабочего стола.
- PoMainFormCenter – это значение используют для дочерних окон, о которых речь будетвпереди. Если у дочернего окна выбран этот вариант, то оно всегда будетпоявляться по центру главной формы.
- PoOwnerFormCenter – это значение заставит дочернее окно появляться по центру того окна,из которого оно вызвано.
- PoScreenCenter – окно появляется по центру экрана. Почти то же самое, что и PoDesktopCenter.
Width – ширина окна. Как и высота, это свойство меняет свое значение, когда Вы меняете размер формы.
WindowState – состояние окна после запуска. Имеет три значения:
- WsNormal – по умолчанию. Окно показывается в нормальном состоянии.
- WsMaximized – окно появляется в развернутом виде.
- WsMinimized – окно появляется в свернутом виде.
Вот, собственно, и все основные свойства формы. Теперь попробуйте поэкспериментировать с этими свойствами, и посмотреть, как будет меняться внешний вид формы. Большинство из этих свойств общие для всех компонентов. Мы уже говорили, что свойства компонента (в данном случае, формы) можно рассматривать как переменные определенных типов. Значения в эти свойства чаще всего заносят в момент создания формы, с помощью Объектного инспектора. Однако многие свойства позволяют заносить в них новые значения программно, то есть, в момент работы готового приложения.
Свойства кнопки TButton
Здесь мы разберем только основные свойства кнопки, которые нам пригодятся для работы, и которых мы еще не знаем. Большинство свойств мы уже знаем. Свойство ModalResult мы будем разбирать позднее, когда будем работать с модальными окнами. Сейчас обращу Ваше внимание только на три свойства.
Name – это свойство нам вполне знакомо, оно указывает имя этого компонента. Обычно мы изменяли Name только у формы, но в дальнейшем приучайтесь изменять его у всех компонентов. Когда у Вас будут сложные формы со множеством кнопок, очень сложно будет определить в редакторе кода, что делает кнопка Button1 или Button12. Поэтому будет лучше, если Вы приучитесь давать кнопкам осмысленные названия. К примеру, в редакторе текстов мы устанавливали 3 кнопки: Загрузить, Сохранить и Очистить. Следовательно, было бы правильным изменить имена кнопок на bLoad, bSave и bClear. Первая буква b подскажет нам, что это кнопка, а название после этой буквы скажет, что кнопка должна делать. Приучайтесь сразу к хорошему стилю программирования, если не хотите иметь неряшливый код, в котором легко запутаться. Если Вам не нравятся правила, что форму мы начинаем с буквы f, а кнопку с буквы b – придумайте свои правила, но в дальнейшем всегда придерживайтесь их!
Left – с этим свойством мы пока что не работали. Свойство Left показывает положение кнопки от левой границы формы. Если мы будем менять это значение, кнопка на форме будет двигаться по горизонтали.
Top – это положение кнопки от верхней границы формы. Работает также, как Left, но двигает кнопку по вертикали.
Инструкция множественного выбора case
Case – инструкция множественного выбора. В случае, когда нужно выбрать один вариант из нескольких, можно конечно, воспользоваться конструкцией if. Однако case позволяет сделать это намного эффективнее. Синтаксис инструкции такой:
case Селектор of
значение 1 : begin
Инструкции 1
end;
значение 2 : begin
Инструкции 2
end;
значение n : begin
Инструкции n
end
else begin
Инструкции иначе
end;
Здесь Селектор – это переменная целого типа или символьного типа, либо выражение, которое возвращает целое число или букву. Блок else не является обязательным. В случае, если инструкция содержит только один оператор, использовать программные скобки begin .. end необязательно. Пример применения case:
case i of
1 : ShowMessage(‘i = 1’);
2 : ShowMessage(‘i = 2’);
3 : ShowMessage(‘i = 3’);
4 : ShowMessage(‘i = 4’);
else ShowMessage (‘i не равно 1, 2, 3 или 4’);
end;
Инструкция (цикл) WHILE
Эта инструкция применяется в том случае, когда нужно выполнить несколько раз определенные действия. Причем заранее не известно, сколько раз этот цикл выполнять – это становится ясно только во время работы программы.
Синтаксис инструкции такой:
while условие do инструкция;
или расширенный вариант:
while условие do begin
инструкция 1;
инструкция 2;
…
инструкция n;
end;
Здесь условие – переменная или выражение логического типа. Сначала вычисляется условие. Если условие ложно ( False ), то цикл не выполняется и сразу заканчивает работу. Если же условие истинно ( True ), то цикл выполняет инструкции, затем вновь возвращается к условию. Если условие опять возвращает True, цикл выполняется еще раз, и так до тех пор, пока условие не вернет False. Будьте осторожны с этим циклом! Не включайте туда условие, которое никогда не станет False. Компьютер в таком случае зациклится, то есть зависнет. Обычно для этого внутрь цикла помещают счетчик – переменную целого типа. Только в отличие от цикла for, здесь переменная не увеличивает свое значение автоматически, за этим должен следить сам программист. Пример применения инструкции:
i := 1;
while i10 do begin
ShowMessage(‘Число равно ‘ + IntToStr(i));
i := i + 1;
end;
В этом простом примере мы целой переменной i присваиваем значение 1. Затем выполняем цикл while до тех пор, пока i не станет больше или равно 10. Если бы мы внутри цикла не указалиi := i + 1; , то этого никогда бы не произошло, и мы зациклили бы программу! Попробуйте выполнить этот пример в новом проекте, привязав код к обработке нажатия кнопки. В дальнейшей практике Вам не раз придется использовать этот цикл с куда более полезными примерами
Статьи к прочтению:
- Инструкция по использованию программного обеспечения
- Инструкция по работе со средой программирования
Паскаль с нуля [ч9]. Оператор выбора case-of и решение задачи про дни недели
Похожие статьи:
-
Конструкция выбора и составная инструкция
Рассмотрим пример программы, которая находит квадратный корень из числа, введенного пользователем (рис. 7). Рис. 7 Пример программы Первый пять строк не…
-
Описание компонент. обоснование их выбора
Основной задачей курсовой работы является создание программы управления файлами. Она должна реализовывать основные функции работы с файлами: копирование,…