Процесс создания правительственной сетевой инфраструктуры в России соответствует этапам, которые проходят все правительства*(130).
Первый этап, который характеризуется созданием начальных ведомственных интерфейсов, практически завершен. У подавляющего числа федеральных органов исполнительной власти созданы и устойчиво функционируют Интернет-сайты*(131).
По поручению Президента РФ в Правительстве РФ был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет. Перечень требует в обязательном порядке размещать следующую информацию:
Официальное наименование федерального органа исполнительной власти и официальные реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты).
Положение о федеральном органе исполнительной власти.
Организационная структура федерального органа исполнительной власти (руководство, структура центрального аппарата, территориальные органы, подведомственные учреждения и предприятия).
Нормативные акты, регламентирующие деятельность федерального органа исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, принятые федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.
Информация о положении дел в отрасли (сфере ведения).
Информация о федеральных целевых программах, в реализации которых участвует федеральный орган исполнительной власти, в том числе информация об исполнении положений программ.
Ежедневная информация пресс-служб (управлений по связям с общественностью) о деятельности федерального органа исполнительной власти.
Реквизиты общественных приемных федерального органа исполнительной власти (адрес, телефоны, порядок работы с гражданами и организациями).
Указанная выше информация должна предоставляться в полном объеме, за исключением информации, отнесенной в соответствии с действующим законодательством к информации с ограниченным доступом.
В развитие указанного Перечня Департамент правительственной информации разработал в июле 2001 г. Рекомендации по созданию и сопровождению Интернет-сайта федерального органа исполнительной власти, которые учитывают опыт по созданию электронной инфраструктуры ведущими правительствами мира, детализируют многие задачи и вопросы, связанные с разработкой и сопровождением государственных Интернет-сайтов (см. рис. 11).
Рис. 11 Инфраструктура электронного правительства
Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям возможные сервисы сугубо информационного характера, работающие с пользователем во внешнем информационном контуре.
Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации, создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Речь идет о создании горизонтально и вертикально интегрированных правительственных новостных ресурсах, поддерживаемых информационными подразделениями различных федеральных ведомств и местных органов власти.
В рамках правительственного сетевого информационного контура создаются механизмы, поддерживающие он-лайновые ведомственные сообщества, прежде всего, информационные подразделения министерств и ведомств (пресс-службы или управления по связям с общественностью), которые в большей степени, чем другие, готовы осваивать новые технологии сети Интернет. По мере отработки этих сетевых механизмов и сервисов опыт и решения можно будет переносить и в другие сферы правительственного контура управления.
Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Форумы могут решать задачи по поддержке постоянно действующих экспертных сообществ. Портал содержит специализированный интерактивный модуль, позволяющий оперативно поддержать любую диалоговую задачу.
Создаются он-лайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Речь идет о создание системы виртуальной аккредитации, обеспечивающей он-лайновый доступ журналистов на мероприятия, проводимые в Доме Правительства, министерствах и ведомствах (что особенно важно региональным СМИ).
На портале будет современный Каталог сетевых ресурсов органов государственной власти, обеспечивающих полноценный поисковый и иные сервисы. Это не только полезно и удобно для пользователей, но и позволяет вести мониторинг ситуаций в сфере государственных сетевых ресурсов.
Для пользователей создана справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующая тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск.
Перспективным может стать развитие сетевой правительственной инфраструктуры, позволяющей решать задачи информационного обеспечения деятельности правительства, министерств и ведомств в нестандартных (кризисных, проблемных) ситуациях. Новые технологии позволяют оперативно создавать виртуальные площадки под задачу, достаточно легко их администрировать. Но самое главное — не создавать дополнительных структур off-line.
Разрабатывается инфраструктура поддержки сетевых проектов для различных государственных структур, а также он-лайновая система обучения и профессиональной подготовки государственных служащих.
Проект электронного правительства с 2002 г. определен как приоритетный в Федеральной целевой программе Электронная Россия (2002-2010 годы).
В частности, Программа включает задачи обеспечения информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создания предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования информационно-ком муникационных технологий.
Основными задачами в рамках этого направления Программы являются максимальное расширение объема информации, предоставляемой органами государственной власти обществу, создание эффективной системы предоставления общественных услуг гражданам в наиболее удобной для них форме, формирование механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственных организаций.
Решение этих задач будет основано на следующих принципах:
открытость государственных информационных ресурсов, информационная полнота, информационная прозрачность деятельности органов государственной власти;
обеспечение условий для установления обратной связи и развития взаимодействия между органами государственной власти и гражданами, в том числе повышение доверия граждан к государству;
публичность всех мероприятий, связанных с конкурсным размещением государственных заказов на поставки продукции для государственных нужд.
Распространение информационных технологий в работе органов государственной власти позволит расширить объем информации о деятельности этих органов, доступ к которой предоставлен гражданам через телекоммуникационные каналы, что обеспечит информационную прозрачность деятельности органов государственной власти и открытость государственных информационных ресурсов для общества. Это относится, например, к нормотворческой деятельности, бюджетному процессу, проведению закупок для государственных нужд, процессу управления государственной собственностью, конкурсному замещению вакантных должностей на государственной и муниципальной службе.
Предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государственных информационных ресурсов не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.
В течение 2002 г. должна быть проведена инвентаризация находящейся в собственности органов государственной власти общественно полезной информации, создана система мониторинга информационных баз данных (не затрагивающих прав личности на защиту персональной информации и не касающихся коммерческой информации предприятий).
Запланированы разработка и начало реализации мер по переводу в электронную форму и предоставлению доступа гражданам к государственным информационным ресурсам, проведение анализа различных проектов по предоставлению органами власти общественных услуг с использованием информационных технологий, а также поддержка пилотных проектов в этой сфере.
На следующем этапе планируется завершить процесс создания условий для доступа гражданского общества к государственным информационным ресурсам.
По результатам исследований и мониторинга первого этапа будет реализовываться Концепция представительства органов власти в сети Интернет; будет действовать эффективный правительственный портал, а также будет создана система оценки эффективности деятельности органов власти по предоставлению общественных услуг. Кроме того, будет запущен механизм по распространению наиболее удачных пилотных проектов по предоставлению органами власти общественных услуг с использованием информационных технологий.
В целях ускорения формирования инфраструктуры интерактивного взаимодействия граждан и органов государственной власти будет разработана единая Концепция государственной политики в области развития российского сегмента инфраструктуры платежных карт и использования электронных персональных инструментов в автоматизированных системах взаимодействия органов государственной власти с населением.
В рамках работ по обеспечению информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов будет реализовано обязательное оперативное раскрытие органами государственной власти, в том числе и через сеть Интернет, текстов и проектов всех нормативных актов (включая рассматриваемые Федеральным собранием законопроекты, проекты постановлений правительства, все ведомственные нормативные акты, стенограммы парламентских слушаний, в том числе в комитетах и комиссиях, все результаты деятельности экспертных групп, работающих в интересах органов государственной власти), за исключением актов, содержание которых составляет государственную тайну.
Федеральная целевая программа предусматривает поддержку задач модернизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Основной задачей процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу государственного и муниципального управления является повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления. Без решения данной задачи невозможно обеспечить реализацию прав граждан на доступ к информации и обеспечение предоставления эффективных и удобных в использовании услуг органов государственной власти гражданам России.
Задача повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления будет решаться на основе интенсивного использования информационных и коммуникационных технологий:
развитие системы внутриведомственного документооборота, включая развитие локальных информационных сетей, в том числе с использованием открытых международных стандартов (как технологических, так и стандартов делопроизводства и документооборота);
постепенный отказ от использования в рамках закупок для государственных нужд программных продуктов с закрытыми (неопубликованными) исходными текстами программы, а также отказ от использования закрытых (неопубликованных) форматов документов и протоколов обмена данными;
развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки различных документов между органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом необходимо обеспечение совместимости ведомственных стандартов хранения информации и документооборота, в том числе при информационном обмене между органами власти различного уровня и органами местного самоуправления;
развитие систем взаимодействия на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (систем распространения эффективного опыта решения социально-экономических задач, консультирования и повышения квалификации), обеспечивающих повышение качества принимаемых управленческих решений.
Основными направлениями модернизации деятельности системы государственного и муниципального управления на базе внедрения информационно-коммуникационных технологий являются: обеспечение совместимости стандартов хранения информации и документооборота, обеспечение доступа к телекоммуникационным сетям органов власти различного уровня и бюджетных учреждений, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных информационных систем и баз данных.
Реализация работ по данным направлениям должна сопровождаться комплексом институциональных мероприятий, предусматривающих обеспечение координации деятельности органов власти в области информатизации, разработки и внедрения типовых требований к эффективности государственных расходов в области информатизации.
На первом этапе реализации Программы будет проведена инвентаризация и создана система мониторинга уровня оснащения компьютерной техникой и доступа к информационным сетям органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетного сектора экономики, показателей эффективности и совместимости действующих информационных систем, проведен всесторонний анализ эффективности бюджетных расходов на информатизацию (при этом приоритетным будет считаться закупка товаров и оборудования, произведенных в России).
В рамках Программы предусмотрено введение системы координации вопросов информатизации федеральных органов власти и различных программ информатизации, для которых предусмотрено выделение средств из федерального бюджета, создана нормативная и институциональная база для инициирования и обеспечения эффективности ведомственных программ информатизации, проводимых в 2002-2010 гг. по направлениям: образование, здравоохранение, социальная помощь, наука, культура, охрана окружающей среды и др.
Должна быть проведена разработка единых стандартов и протоколов обмена информации, обязательных к использованию стандартов и модулей документооборота.
В течение 2002 г. было намечено проведение ряда пилотных проектов по электронному документообороту (наряду с документарным оборотом) между Аппаратом Правительства РФ и некоторыми федеральными органами исполнительной власти. На территории одного из федеральных административных округов начнется реализация пилотного проекта по комплексному подключению к сети Интернет территориальных подразделений федеральных органов власти и бюджетных организаций федерального подчинения.
Также запланирована разработка и реализация пилотных проектов по созданию межведомственных информационных систем и баз данных, в том числе федеральной системы мониторинга объектов и ресурсов Российской Федерации, автоматизированной системы Государственный регистр населения, информационной статистической системы, объединяющей статистические данные различных органов власти, и др.
На втором этапе реализации Программы предусматривается завершение разработки плана поэтапного перехода органов власти на электронный документооборот и начало его реализации.
На основе итогов реализации пилотных проектов готовятся предложения по тиражированию эффективных решений. По всей территории страны должны быть развернуты работы по обеспечению доступа к телекоммуникационным сетям территориальных подразделений федеральных органов власти и бюджетных организаций федерального подчинения. При этом будет обеспечена координация осуществляемых работ с мероприятиями по развитию общественных сетей доступа, проводимыми на региональном и муниципальном уровнях.
На третьем этапе завершается формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, при этом уже к середине третьего этапа будет завершен переход на электронный документооборот федеральными органами власти, органами власти более половины субъектов Федерации и муниципальных образований с населением более 50 тыс. человек.
Переход органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных организаций на электронный документооборот будет сопровождаться реализацией программы профессиональной переподготовки кадров.
Обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества должно создать реальные предпосылки для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий.
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия Интернет.
2. Какова роль сети Интернет в организации информационных процессов?
3. Охарактеризуйте правовые ресурсы сети Интернет.
4. Сформулируйте основные проблемы, связанные с использованием сети Интернет и требующие своего законодательного разрешения.
5. В чем суть понятия электронное правительство?
6. Раскройте основные положения Концепции электронного правительства.
Рекомендуемая литература:
1. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
2. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на открытии Гражданского форума//http://www.krcmlin.ru/events/380.html.
3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
4. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом Университет, 2002.
4. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию в июле 2000 года. Государство Россия. Путь к эффективному государству.
5. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года N МК-П44-11243.
6. Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003.
Примечания
*(1) См., например: Правовая информатика/Под ред. д.ю.н., проф. М.М. Рассолова. М.: Юристъ, 1993.
*(2) См.: Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. М.: Наука, 1989; Элькин В.Д. Информационные стохастические фракталы и их применение: Сб. Средства массовой информации в информационном обществе. М.: АСМИ, 2002.
*(3) См.: Основы информатики: Учебное пособие/Под ред. А.Н. Морозевича. Мн.: Новое знание, 2001, с. 20, 21.
*(4) Дипломатический вестник, 2000, N 8, с. 51-56.
*(5) См.: Финько О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики: Сб. НТИ, Сер. 1, 1999, N 8.
*(6) СЗ РФ, 2002, N 5, ст. 531.
*(7) См.: Арнольдов А.И. Информационая цивилизация и человек//Проблемы информационной бионики и моделирования. Академический сборник научных трудов. М., 1998, с. 146.
*(8) См.: Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М.: Наука, 1968.
*(9) См.: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000, с. 64.
*(10) См.: Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982.
*(11) Годичное общее собрание Академии наук СССР//Вестник АН СССР, 1983, N 6, с. 30.
*(12) См.: Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов М.И. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1996, с. 5.
*(13) См.: Темников Ф.Е. Информатика//Известия вузов. Электромеханика, 1963, N 11.
*(14) См.: Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1975, с. 208.
*(15) См.: Велихов А.В. Основы информатики и компьютерной техники: Учебное пособие. М.: СОЛОН-Пресс, 2003, с. 12.
*(16) Советский энциклопедический словарь. М., 1979, с. 504.
*(17) См.: Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М.: Наука, 1968, с. 51.
*(18) См.: Шляхов А.Р. Предмет, задачи и система правовой кибернетики//Основы правовой кибернетики. М.: Изд-во Московского университета, 1977, с. 27; Полевой Н.С. Методологические основы правовой кибернетики. М.: Изд-во Московского университета, 1977, с. 43-62.
*(19) См.: Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек: Сб. Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988, с. 91, 92.
*(20) См.: Венгеров А.Б. Категория информация в понятийном аппарате юридической науки//Советское государство и право, 1977, N 10, с. 74.
*(21) См.: Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996, с. 17.
*(22) Там же, с. 23.
*(23) См.: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000, с. 66.
*(24) См., например: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000, с. 116, 117.
*(25) См.: Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики. М.: Юристъ, 2003, с. 32.
*(26) См.: Касевич В.Б. Природа междисциплинарного знания и когнитивные науки. М., 1999, с. 21.
*(27) См.: Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2000, с. 17.
*(28) См.: Элькин В.Д. Проблемы информационной метрики: Сб. Проблема идеальности в науке. М.: АСМИ, 2001.
*(29) См.: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. М., 1993, с. 335.
*(30) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952, с. 220.
*(31) См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1994, с. 155.
*(32) Статья 2 Закона об информации.
*(33) См.: Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.
*(34) Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986, с. 172.
*(35) См.: Б. Кадомцев. Динамика и информация//Успехи физических наук. 1994, N 5, с. 164.
*(36) См.: Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.
*(37) Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002, с. 20.
*(38) См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998. с. 172, 173.
*(39) Харкевич А.А. О ценности информации//Проблемы кибернетики. Вып. 4. М., 1960, с. 53-57.
*(40) Веревченко А.П. Информационные ресурсы: определение, основные понятия, параметры, особенности открытого потока информации, помехи, возникающие в каналах поступления информации (http://www.strogino.net/nbs/vap/verin010.htm).
*(41) См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001, с. 139.
*(42) См.: Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа Юрист, 2001, с. 38-44.
*(43) См., например: Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа Юрист, 2001, с. 12-20; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001, с. 143-146.
*(44) См.: Правовая информация/Под ред. А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974, с. 9-12.
*(45) РГ, 1993, N 182.
*(46) См. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа Юрист, 2001, с. 273.
*(47) СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3347.
*(48) См.: О.А. Гаврилов. Курс правовой информатики. М.: НОРМА, 2000.
*(49) СЗ РФ, 1995, N 34, ст. 3426; 2003, N 13, ст. 1181.
*(50) См.: Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: АО КонсультантПлюс, 1999.
*(51) Закон об информации.
*(52) См.: Правовая информация/Под ред. А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974, с. 9-12.
*(53) САПП РФ, 1994, N 15, ст. 1173.
*(54) СЗ РФ, 1994, N 27, ст. 1881.
*(55) Звягина Л.М., Гиль Е.Г., Петров Л.Е. Автоматизированная информационно-справочная система учета и контроля исполнения документов в сфере прокурорского надзора//НТИ. Сер. 1. 1997, N 2, с. 21-24.
*(56) См.: Керимов Д.А. Свобода, право и законность. М., 1960, с. 208, 219.
*(57) См.: Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М.: Прогресс, 1965, с. 56.
*(58) См.: Мурадьян Э.М. Научно-технические достижения и судебные доказательства//Труды ВНИСЗ. Вып. 17. 1980, с. 107.
*(59) См.: Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере//НТИ. Сер. 1. 1993, N 11, с. 24, 25.
*(60) См.: Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990.
*(61) См.: Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании//Вопросы философии, 1973, N 6, с. 74.
*(62) Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996, с. 32.
*(63) Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г., Минаев В.А. Информатика и математика для юристов: Учебное пособие/Под ред. В.А. Минаева. М.: Изд-во ПРИОР, МЮИ МВД Россия, 1998, с. 179.
*(64) См.: Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000, с. 26.
*(65) См.: Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000, с. 27.
*(66) См.: Юшкевич А.И. Лейбниц и основание анализа бесконечно малых//Успехи математических наук. 1948. Сер. 3, N 1(23), с. 150-205.
*(67) См.: В. Кнапп, А. Герлох. Логика в правовом сознании/Перевод А.Б. Венгерова. М.: Прогресс, 1987, с. 213-216.
*(68) См.: Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
*(69) См.: Ольшанецкий А.Г. Проблемы формализации правовых норм//Советское государство и право, 1974, N 2, с. 4-6.
*(70) См.: Гаврилов О.А. Изучение права методами математической логики. — В кн.: Вопросы кибернетики и права. М.: Наука, 1967, с. 288.
*(71) См.: Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000, с. 35-39.
*(72) См.: Тарасов В.С. Политика/Новейший философский словарь. Минск, 1999, с. 529, 530.
*(73) См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001, с. 698-700.
*(74) Дипломатический вестник, 2000, N 8, с. 51-56.
*(75) СЗ РФ, 2000, N 33, ст. 3356.
*(76) СЗ РФ, 2002, N 5, ст. 531.
*(77) САПП РФ, 1993, N 27, ст. 2521.
*(78) Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966.
*(79) См., например: Агешин Ю. Информационное обеспечение законодательных органов//Российская юстиция, 1994, N 2, с. 45-48; Киселев Б.В., Хургин В.М. Текущее состояние дел в информатизации высших органов государственной власти и управления Российской Федерации//НТИ. Сер. 1, 1993, N 11, с. 6-10; Антонов В.В. Нормотворчество субъектов Российской Федерации с применением локальных компьютерных программ (на примере Тульской области). Автореф. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1997.
*(80) См., например: Бачило И.Л. Правовые вопросы информатизации в развитии регионов и местного самоуправления в Российской Федерации//Вестник государственной службы, 1993, N 11, с. 24-29.
*(81) См., например: Караханьян А.К. Проблемы информатизации органов прокуратуры//НТИ. Сер. 1, 1992, N 10/11, с. 22-25; Верин В.П., Макаров В.В. Деятельность Верховного Суда России по выполнению Программы правовой информатизации России//НТИ. Сер. 1, 1992, N 10/11, с.13-17; Морозов А.В. Информатизация системы юстиции Российской Федерации//Проблемы информатизации. 1992. Вып. 3, с. 57-62; Караханьян А.К. О дальнейшем развитии работ по информатизации органов прокуратуры Российской Федерации//НТИ. Сер.1, 1995, N 8, с. 3-5; Караханьян А.К., Петросянц И.О., Петров Е.И. О Комплексной целевой программе информатизации органов прокуратуры Российской Федерации на 1996-1999 гг.//НТИ. Сер. 1, 1996, N 9, с. 17-21.
*(82) См., например: Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Компьютерная культура юристов и правовая информатика//Высшее образование в России. 1994, N 3, с. 58-62.
*(83) См., например: Шахрай С.М., Копылов В.А. Информатизация правовой сферы и законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации//НТИ. Сер. 1, 1992, N 10/11, с. 4-7; Бачило И.Л. Законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации//НТИ. Сер. 1, 1992, N 10/11, с. 38-40; Мелюхин И.С. Нормативная база информатизации России (1992-1993 гг.)//НТИ. Сер. 1, 1993, N 7, с. 25-30.
*(84) СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3289.
*(85) См.: Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., 1999, с. 82-116.
*(86) См.: Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999, с. 43.
*(87) См.: Морозов А.В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2000, с. 26.
*(88) СЗ РФ, 1999, N 32, ст. 4043.
*(89) Информатизация судов общей юрисдикции Российской Федерации/Под ред. В.С. Чернявского. М., 2000.
*(90) СЗ РФ, 1998, N 51, ст. 6341.
*(91) Российская юстиция, 2000, N 7.
*(92) СЗ РФ, 2000, N 20, ст. 2112.
*(93) См.: Волкова О.Н. Проблемы правового регулирования отношений в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Выборы. М.: Изд-во Весь Мир, 2002, с. 8.
*(94) СЗ РФ, 2002, N 24, ст. 2253.
*(95) Словарь русского языка. М., 1952, с. 33.
*(96) См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989, с. 67.
*(97) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990, с. 47.
*(98) См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб.: Фонд университет, 2000, с. 74.
*(99) СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3347.
*(100) См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России: Учебное пособие/Под ред. А.А. Прохожева. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр, 2000, с. 5, 6.
*(101) Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2001, с. 436-438.
*(102) СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 170.
*(103) СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4698.
*(104) Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа Юрист, 2001, с. 48.
*(105) См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России: Учебное пособие/Под ред. А.А. Прохожева. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр, 2000, с. 34.
*(106) См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России: Учебное пособие/Под ред. А.А. Прохожева. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр, 2000, с. 34.
*(107) См.: Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем/Информационное общество. М., 1997, N 1, с. 64, 65.
*(108) См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России: Учебное пособие/Под ред. А.А. Прохожева. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр, 2000, с. 36.
*(109) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996, с. 415.
*(110) Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001, с. 38.
*(111) См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России: Учебное пособие/Под ред. А.А. Прохожева. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр, 2000, с. 38.
*(112) См., например, http://www.schwartz.boom.ru/edm.html.
*(113) См.: А. Марченко. Электронный документ. (http://www.libertarium.ru/libertarium/eldoc_mar).
*(114) А.В. Ткачев. Законодательное регулирование правового статуса ЭЦП. Основные положения (http://www.confident.ru/magazine/new/18.html).
*(115) Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002, с. 309-337.
*(116) А.В. Ткачев. Законодательное регулирование правового статуса ЭЦП. Основные положения (http://www.confident.ru/magazine/new/18.html).
*(117) СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. 1), ст. 3430.
*(118) Беззубцев О.А., Мартынов В.Н., Мартынов В.М. Некоторые вопросы правового обеспечения использования ЭЦП (http://www.cio-world.ru/offline/2002/6/21492/).
*(119) См.: С.Шляхтина. Интернет в цифрах и фактах (http://www.compress.ru/Article.asp.id=4205).
*(120) См.: Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права. М.: РПА МЮ РФ, 2002, с. 71, 72.
*(121) См., например: Информатика и математика для юристов. Сеть Интернет/Под ред. В.Д. Элькина. М.: Профобразование, 2003, с. 103-121.
*(122) См.: Игнатова А.И. Некоторые тенденции развития законодательства о СМИ за рубежом: Сб. Средства массовой информации в информационном обществе. М.: АСМИ, 2002.
*(123) См.: Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер, 2001, с. 287.
*(124) См.: Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003, с. 217.
*(125) См., например: Кристальный Б.В., Якушев М.В. Концепция российского законодательства в области Интернета (http://www. vic. spb.ru/law/doc/a84.htm).
*(126) http://www.processconsulting.ru/project/referat/ref4.htm.
*(127) См. подробнее: А. Голобуцкий, О. Шевчук. Электронное правительство//http://golob.narod.ru/egovperru.html.
*(128) См. например: http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/pdf/ego vindicators.pdf, http://www.processconsulting.ru/project/referat/ref7.htm.
*(129) См., например: http://www/e-govcompetence.ru/ru/base/examples/; http://www.vestnik-sviazy.ru/inter/arch/0802/sparrow.html; http://www.processconsulting.ru/project/referat/ref5.htm.
*(130) См., например: http://www.cnews.ru/newkom/index.shtml.2003/01/20.
*(131) Информационные технологии в среде взаимодействия государства и гражданского общества (Концепция. Мировой опыт. Перспективы в России). Материалы научно-практической конференции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Москва, 6 июня 2002 г.
Статьи к прочтению:
Электронное правительство в России: есть или только кажется?
Похожие статьи:
-
Концепция электронного правительства: зарубежный опыт
На сегодняшний день государственные проекты и программы типа e-Country, к которым относится и Федеральная целевая программа Электронная Россия (2002-2010…
-
Постановления правительства рф.
Вопросы сертификации и лицензирования. 5) ПриказыФАПСИ (Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ) 1.Об утверждении…