Эргономические особенности восприятия шрифта

      Комментарии к записи Эргономические особенности восприятия шрифта отключены

Восприятие глазом букв надписи улучшается, если они четко отличаются от фона. Это достигается применением резко контрастирующих цветов для текста надписи и фона. Сочетание белого для фона и черного для букв является как бы цветовым эталоном четкости. Недаром, когда хотят подчеркнуть ясность какой-либо мысли, изложенной в письменном виде, говорят: «Здесь черным по белому написано». Удобочитаемость надписи мало изменятся, если текст будет выполнен белым на черном фоне. В этом легко убедиться, если представить себе запись на школьной доске или фотографический негатив с какого-либо текста. Однако надписи белым на черном фоне встречаются как исключение. Это объясняется, с одной стороны, тем, что самым распространенным фоном для надписей является бумага, имеющая естественный белый цвет. Предшественники бумаги — папирус и пергамент — также имеют светлый цвет желтоватого и коричневатого оттенков. Получение темных фонов во всех случаях потребовало бы специального окрашивания поверхностей этих материалов. С другой стороны, для нанесения темных знаков на светлом фоне можно использовать жидкие краски с малой кроющей способностью и даже совершенно прозрачные (типа акварельных и анилиновых). При темном фоне необходимы непрозрачные краски, как правило, густой консистенции (типа гуаши, темперы и др.), нанесение которых представляет значительные трудности.

Однако в ряде случаев бывает необходимо сделать надпись белого или светлого тона на черном или темном фоне. На темных матерчатых переплетах надписи, как правило, печатаются светлыми непрозрачными красками или тискаются светлой фольгой.

При воспроизведении светлых надписей на темном фоне, особенно белых на черном, следует иметь в виду одно обстоятельство. Темное пятно на светлом фоне всегда будет казаться меньше точно такого же по размерам и форме светлого пятна на темном фоне. Это происходит вследствие возникновения ореола по краю светлого пятна, который как бы «съедает» часть темного фона. Чем меньше пятно и тоньше линия и чем больше контраст между ними и фоном, тем сильнее кажущееся увеличение размеров светлого пятна или линии. Особенно резко это явление, называемое иррадиацией, заметно на светящихся нитях электрической лампочки, которые, будучи весьма тонкими, кажутся толстыми шнурами.

Явление иррадиации необходимо учитывать при выполнении светлых надписей на темном фоне. В этом случае для сохранения тонкости рисунка букв ширина основных элементов должна быть несколько уменьшена в сравнении с черными силуэтами.

Хорошо видно явление иррадиации на рисунке (рис. 58), где белая буква кажется больше черной, хотя все их элементы имеют совершенно одинаковые размеры.

Явление иррадиации в надписях

Наибольший контраст с белым фоном и, следовательно, наибольшую четкость надписи дает черный цвет.

Бумага редко бывает действительно белой. Если сравнить несколько образцов белой бумаги, то легко убедиться, что они имеют сероватые, голубоватые и кремовые оттенки. Белая бумага, играющая важное значение в многокрасочной репродукции, при воспроизведении чисто текстовых работ не является лучшей. Яркая белая поверхность утомляет зрение. Более спокойной для зрения является тонированная бумага.

Проф. А. А. Сидоров в одной из своих работ отмечает, что лучшими с точки зрения удобочитаемости являются бумаги кремовых и серовато-голубых тонов.

В рекламе и плакатах надпись должна быть броской, привлекающей внимание. В этих случаях лучше применять яркие краски (красные, оранжевые, желтые), особенно в сочетании с контрастными по тону и цвету фонами. Такими контрастными сочетаниями являются красный и зеленый цвета, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Надписи, выполненные в подобных цветовых сочетаниях, резко заметны, но вместе с тем читать такие надписи трудно, так как от них рябит в глазах. Главная цель короткой надписи — привлечь внимание, поэтому вопросы удобочитаемости являются второстепенными.

Надписи на дорожных знаках должны быть хорошо заметными и достаточно четкими. Многолетними исследованиями и опытом установлено, что этим требованиям удовлетворяют черные надписи на желтом фоне.

Часто цвет использовался для затруднения фоторепродуцирования надписей и текстов.

Известно, что обычные фотоматериалы нечувствительны или почти нечувствительны к красным и желтым лучам и весьма чувствительны к синим и голубым. Поэтому, когда требовалось затруднить размножение какого-либо текста, он воспроизводился в следующих цветовых сочетаниях: черным на красном фоне, красным на желтом, голубым на белом и синим на голубом.

Этот прием использовался в рисунке денежных знаков, а также применялся конкурирующими капиталистическими фирмами в этикетках и других надписях.

С применением очувствленных к цветам (сенсибилизированных) фотоматериалов, а особенно с развитием цветной фотографии малоконтрастные цветовые сочетания перестали служить затруднением для фоторепродуцирования и потеряли всякое значение.

С давних пор цвет широко используется в надписях с эстетическими целями, открывая для художника дополнительные возможности эмоционально воздействовать цветом надписи на читателя.

Текст первой рукописной славянской книги—«Остромирова евангелия» — был богато украшен золотом. Излюбленным приемом русских переписчиков книг было выделение первого слова или буквы каждого абзаца красной краской, киноварью, откуда и произошло название «красная строка». В древних русских книгах сохранилось много цветных миниатюр и тонких орнаментальных многоцветных украшений. Особенно богато украшались заглавные надписи. Применение красного цвета для выделения заголовков и буквиц сохраняется с изобретения книгопечатания до наших дней. Художники в своей работе над титульными листами и обложками часто прибегают к более сложным и тонким приемам использования цвета.

Даже в одноцветном решении надписи сам выбор тона имеет большое значение. Так, например, заголовок «Пламя», выполненный в холодном голубом цвете, выглядит нелепо, тогда как оранжевый и красный тона воспринимаются как должное.

Каждый цветовой тон уже сам по себе является элементом эмоционального воздействия и вызывает какие-то более или менее конкретные ассоциации. Опыт человека от общения с окружающей действительностью непрерывно вырабатывает у него определенные связи между элементами ощущений, к которым, в частности, относится цвет, и общими понятиями и представлениями, складывающимися в его мозгу. Поэтому красный и оранжевый цвета у нас ассоциируются с представлениями о горячем, цвета розоватых оттенков мы называем теплыми, голубоватые и зеленоватые цвета определяются как холодные, желтые и желтокоричневые цвета связываются с представлением о сухости.

Существует и другая сторона в эмоциональном воздействии цвета: красные и оранжевые тона действуют возбуждающе, тревожат, оживляют, а голубые, синие и зеленые, наоборот, успокаивают.

Эмоциональное воздействие цвета еще больше увеличивается при различных сочетаниях. Сочетание это может быть контрастным или родственным по тону.

Основные контрастные сочетания цветов были приведены выше. Два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливаются. Наоборот, родственные тона при их соседстве ослабляют и смягчают друг друга. Так, например, надпись, выполненная каким-либо тоном, сочетающаяся с обрамляющим ее рисунком или орнаментом более светлого родственного тона (например, синим и светло-синим), производит впечатление мягкости и легкости. Хорошие мягкие по колориту сочетания дают краски: охра и соломенно-желтая, коричневая и красная, серая и голубая и др.

Конечно, в этом случае, как и во всех остальных, многое будет зависеть от формы и тонкости самого рисунка, надписи и обрамления.

Гармоничное сочетание контрастных тонов достигается значительно труднее и требует тонкого чувства цвета. Для облегчения этого часто прибегают к предварительному тонированию фона. Каждый цвет, накладываясь на этот фон, будет в какой-то степени уже родствен другому цвету, так как любой из них имеет оттенок фона, просвечивающего сквозь нанесенный слой краски. Это в значительной степени корректирует колористические ошибки контрастного цветосочетания. Действительно это только для прозрачных красок, для непрозрачных — фон будет иметь только то значение, о котором говорилось выше.

Тонирование фона чаще всего производится охрой, сепией и нейтральтинтом, хотя в зависимости от применяемой цветовой гаммы для этого может быть использован и любой другой тон.

Здесь следует отметить еще одну особенность. Теплые тона, располагаясь рядом с холодными, кажутся выдвигающимися вперед, тогда как холодные тона как бы уходят за плоскость листа. Учитывая это, в случае если хотят создать иллюзию рельефной или висящей в пространстве надписи, для букв выбирают теплую тональность, а фон окрашивают холодным тоном.

Добиться того, чтобы «отодвинуть» фон теплого тона, чрезвычайно трудно, особенно если сам рисунок или надпись имеет холодную тональность.

Черный и белый цвета дают хорошие контрастные сочетания с любыми другими цветами.

В ряде случаев для надписей применяется золото, создающее эффектное и богатое оформление. Особенно часто золотые надписи и орнамент используются в переплетах. Решающее значение для золотых надписей и орнаментов имеет фон. Золотой орнамент и надписи на белом фоне производят впечатление изящной легкости, торжественности и парадности. Черный фон определяет строгую фундаментальность золотых надписей. Золото на синем фоне выглядит спокойно и мягко. Золотые украшения хорошо вяжутся с красным фоном, создавая ощущение живой праздничности и строгой торжественности. Особенно богато, живо и нарядно золотые орнаменты и надписи выглядят на зеленом фоне.

Определенную прелесть имеют тисненые надписи, где элемент цвета заменяется рельефностью.

Сочетание всех ранее рассмотренных средств шрифтовой графики с использованием цвета и рельефа представляет безграничные возможности для творчества художника по созданию надписей любого назначения.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Проектирование и моделирование промышленных изделий: учеб. для вузов. / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин, Ю.А. Морозова, В.А. Редько; Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. — М.: Машиностроение -1, 2004. С. 377-384., ил. — ISBN 5-94275-127-7. — ISBN 5-7679-0592-4.

Статьи к прочтению:

Здоровье за компьютером. Мои эргономические стулья


Похожие статьи: