АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Программа (в контексте дипломной работы) – основанный на современных прогрессивных психолого-педагогических концепциях, а также результатах эмпирического исследования документ (план действий), определяющий видение студентом способов преобразования той проблемной области, которая требует разработки, совершенствования. Это особая форма организации деятельности, направленная на частичное изменение, совершенствование, оптимизацию объекта.
Основные признаки программы:
– обусловленность существующими проблемами;
– наличие цели;
– направленность на достижение конкретного результата;
– наличие способов/средств достижения цели;
– наличие ограниченного количества ресурсов;
– предполагает частичное изменение, совершенствование, оптимизацию;
– завершенность, ограниченность во времени.
Программа является важным самостоятельным элементом дипломной работы. Представление программы в тексте дипломной работы возможно в двух вариантах:
Вариант 1. В виде главы 3, подразделами которой должны быть:
1)краткая характеристика структурных компонентов программы;
2)анализ хода и результатов апробации программы.
Вариант 2. В виде подраздела главы 2, который в обязательном порядке должен отражать структуру и содержание программы; апробацию программы, критерии результативности (не менее двух по каждой задаче) и ее анализ.
Обязательными компонентами программы являются:
– обоснование программы;
– цель и задачи;
– целевая группа, сроки реализации;
– план реализации программы;
– методическое обеспечение (Приложения).
Название программы не является обязательным компонентом и его наличие/ отсутствие в программе определяет студент. Cледует помнить, что название – это визитная карточка программы.
Оно должно отвечать следующим требованиям:
-отражать суть, основной смысл программы;
-быть кратким – 5–6 слов;
-быть легко запоминающимся;
-не дублировать тему дипломной работы.
Обоснование программы – это изложение причин и факторов, которые дают основание заниматься решением выявленной проблемы.
В обосновании помещаются:
-информация/статистика, доказывающая существование проблемной ситуации;
-краткая теоретическая и эмпирическая (в том числе данные, полученные студентом при проведении эмпирического исследования) аргументация необходимости данной программы для определенной целевой группы;
-особенности потребностей целевой группы;
-описание социальной значимости программы при ее реализации (значимость для целевой группы);
-описание источников для разработки программы, которое должно содержать указание на авторов и литературные источники (ссылки), методические разработки практиков и др. Указывается также степень заимствования студентом материалов других авторов (программа разработана самостоятельно или частично заимствована и что именно разработано самим студентом).
Цель программы – это планируемый конечный результат, который будет получен, если программа будет реализована. Результат должен отражать изменения в жизни целевой группы.
В программе должна быть поставлена одна цель.
Задачи программы – это более конкретные планируемые результаты, которые в совокупности обеспечат достижение цели.
Каждая задача должна соответствовать следующим критериям:
-показывать конкретное положительное изменение в ситуации, важной для целевой группы;
-содержать в себе измеряемый показатель планируемого изменения ситуации;
-быть реалистичной (для выполнения за указанное время с учетом имеющихся ресурсов).
В формулировке задач следует использовать глаголы совершенного вида (сформировать, обучить, повысить, оптимизировать, снизить уровень и т.д.).
Целевая группа – это конкретная группа людей, на которых направлена деятельность программы. Описание целевой группы должно отвечать следующим требованиям:
-необходимо указать количество человек, вовлеченных в программную деятельность;
-описать особенности этих людей (социальные, возрастные, территориальные и т.п.), на основании которых они отобраны в качестве целевой группы программы.
Ход реализации программы включает все мероприятия программы по каждой из заявленных задач. Описание хода может быть представлено в таблице в хронологическом порядке.
Образец таблицы:
Задача 1: Повторить формулировку первой задачи.
Критерии результативности задачи (указать не менее двух).
Мероприятие/действие | Срок реализации (неделя/месяц) | Целевая группа | Исполнители |
Задача 2: Повторить формулировку второй задачи.
Критерии результативности задачи (указать не менее двух).
Мероприятие/действие | Срок реализации (неделя/месяц) | Целевая группа | Исполнители |
Использование программы в практике социальной. Программы, которые прошли апробацию, могут быть рекомендованы для внедрения. Это подтверждается актом о внедрении, составленном по утвержденной в университете форме;
Апробация программы может быть осуществлена в следующих формах:
-публикации;
-выступления с докладами, сообщениями (на научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, круглых столах, заседаниях методических объединений и др.);
-методические рекомендации специалистам по внедрению программы.
Студентом могут быть разработаны также методические рекомендации специалистам по внедрению программы.
Статьи к прочтению:
Как выбрать тему КУРСОВОЙ и ДИПЛОМНОЙ работы
Похожие статьи:
-
Методика выполнения курсовой работы
Процесс создания любой программы разделяется на определенную последовательность этапов: постановка задачи, анализ и моделирование, разработка алгоритма,…
-
Выбор темы дипломного проекта. 1. общие требования к дипломному проектированию
СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 1. Общие требования к дипломному проектированию.. 6 1.1. Выбор темы дипломного проекта. 6 1.2. Замена дипломного проекта дипломной…