Классификация бизнес-процессов

      Комментарии к записи Классификация бизнес-процессов отключены

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………. 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………… 6

1.1 Сущность бизнес-процессов……………………………………………………………………… 6

1.2 Классификация бизнес-процессов……………………………………………………………… 8

1.3 Сущность и значение моделирования бизнес-процессов…………………………….. 9

1.4 Способы описания бизнес-процессов………………………………………………………. 11

1.1 Методологии описания бизнес-процессов………………………………………………… 12

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………… 17

2.1 Характеристика и описание процессов магазина компьютерной техники…… 17

2.2 Модель AS-IS………………………………………………………………………………………… 20

2.3 Модель TO-BE………………………………………………………………………………………. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………… 27

ВВЕДЕНИЕ

Целью расчетно-графической работы является изучение сущности бизнес-процессов, освоения методологий их построения, а также построение реальной модели конкретного бизнес-процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • определить сущность бизнес-процессов и методологии их моделирования;
  • дать краткую характеристику организации и соответствующих ему бизнес-процессов, а также охарактеризовать основные и вспомогательные процессы предприятия;
  • детально описать выбранный процесс и составить структурную схему модели данного бизнес-процесса;
  • проанализировать построенную модель, выявить неэффективность и дать рекомендации по реорганизации выбранной модели;
  • на основании построенной модели “AS-IS”, построить модель “TO-BE” и оценить экономический эффект от внедрения данной модели.

Для построения моделей будет использовано программное средство —– Ramus.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сущность бизнес-процессов

Бизнес-процесс представляет собой цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. [4, c.31]

Бизнес-процесс —– система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. [9, c.7]

Входом бизнес-процесса называется продукт, полуфабрикат, ресурс, преобразуемый в ходе выполнения бизнес-процесса. Выходом бизнес-процесса называется результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса. [1, c.36]

Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями и ресурсами внутри конечного множества субъектов и объектов, объединяющихся в систему ради общих интересов с целью получения конкретного результата, отчуждаемого или потребляемого самой системой.

В стандарте ISO 9000-2001 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». В литературе встречается также множество определений термина «бизнес-процесс», среди которых можно отметить следующие [10, c.6-7]:

  • бизнес-процесс —– это последовательность работ, соотнесенная с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности компании и ориентированная на создание новой стоимости, например, на выпуск продукции;
  • бизнес-процесс —– это упорядоченный по времени набор заданий, выполняемых как людьми, так и информационными системами предприятия, который направлен на достижение заранее известной бизнес-цели за определенное время;
  • бизнес-процесс —– это набор операций, которые вместе взятые образуют результат, имеющий ценность для потребителя;
  • бизнес-процесс —– это ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата;
  • бизнес-процесс —– это устойчивая целенаправленная последовательность исполнения функций, направленная на создание результата, имеющего ценность для потребителя;
  • бизнес-процесс —– это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю;
  • бизнес-процесс —– это совокупность нескольких связанных между собой процедур либо функций, которые совместно реализуют некоторую задачу бизнеса;
  • бизнес-процесс —– это полный и динамично координируемый набор совместных бизнес-мероприятий, направленных на принесенные выгоды клиентам;
  • бизнес-процесс —– это поток работы, у которого есть начало, конец и границы. Он может быть описан с разной степени детализации;
  • бизнес-процесс —– это последовательность взаимосвязанных действий и событий, направленных на достижение какой-либо цели;
  • бизнес-процесс —– это набор бизнес-процедур, приводящих к достижению определенного результата.

Классификация бизнес-процессов

В настоящее время бизнес-процессы классифицированы по следующим указанным признакам. [3]

В зависимости от места бизнес-процессов в организационной структуре компании выделяют следующие бизнес-процессы:

  • горизонтальные процессы —– процессы, отражающие взаимодействие по горизонтали;
  • индивидуальные горизонтальные процессы —– процессы, выполняемые отдельными работниками (организационными единицами);
  • межфункциональные горизонтальные процессы —– процессы, выполняемые многими работниками (организационными единицами);
  • вертикальные процессы —– процессы, отражающие взаимодействие работников (организационных единиц) по вертикали;
  • интегрированные процессы —– процессы, отображающие взаимодействие участников процессов по вертикали и по горизонтали.

В зависимости от их предназначения:

  • основные бизнес-процессы —– горизонтальные бизнес-процессы, обеспечивающие выполнение реальных операционных задач, связанных с созданием продукта и реализацию его клиенту. Это процессы, операции которых имеют прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияют на создание добавленной стоимости;
  • поддерживающие бизнес–процессы —– горизонтальные бизнес-процессы, обеспечивающие исполнение основных процессов, они не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, однако, без них невозможно выполнение операций по созданию добавленной стоимости;
  • бизнес-процессы управления —– вертикальные бизнес-процессы, обеспечивающие управление деятельностью компании, основными и поддерживающими бизнес-процессами. Это процессы формирования стратегии, планирования бизнеса и контроля.

В зависимости от их места в иерархии целей организации:

  • бизнес-процессы верхнего уровня —– процессы, направленные на реализацию стратегических целей компании, наиболее значимые для компании;
  • бизнес-процессы среднего уровня —– процессы, направленные на реализацию тактических целей;
  • бизнес-процессы нижнего уровня —– процессы, направленные на реализацию оперативных целей.

В рамках основных составляющих сбалансированной системы показателей:

  • финансовые бизнес-процессы;
  • клиентские бизнес-процессы;
  • бизнес-процессы производства;
  • бизнес-процессы развития, обучения и роста.

Описание бизнес-процессов проводится с целью их дальнейшего анализа и улучшения. Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует со внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом подразделении, участке, рабочем месте.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Лекция 2: Введение в моделирование бизнес-процессов