Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.
По способу восприятия
Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.
§ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
§ Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
§ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
§ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
§ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления
По форме представления информация делится на следующие виды.
§ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
§ Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
§ Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
§ Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
По предназначению
§ Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
§ Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
§ Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Методы получения информации можно разбить на три большие группы.
- Эмпирические методы или методы получения эмпирических данных.
- Теоретические методы или методы построения различных теорий.
- Эмпирико-теоретические методы (смешанные) или методы построения теорий на основе полученных эмпирических данных об объекте, процессе, явлении.
Охарактеризуем кратко эмпирические методы.
- Наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении.
- Сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного.
- Измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов.
- Эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств.
Кроме классических форм их реализации, в последнее время используются опрос, интервью, тестирование и другие.
Охарактеризуем кратко эмпирико-теоретические методы.
- Абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных.
- Анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей.
- Декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением.
- Синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей.
- Композиция — соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением.
- Индукция – получение знания о целом по знаниям о частях.
- Дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом.
- Эвристики, использование эвристических процедур – получение знания о целом по знаниям о частях и по наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению.
- Моделирование (простое моделирование), использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели или приборов.
- Исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой.
- Логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении.
- Макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде.
- Актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей (а следовательно, и целого) из статического состояния в динамическое состояние.
- Визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.
Кроме указанных классических форм реализации теоретико-эмпирических методов часто используются и мониторинг (система наблюдений и анализа состояний), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание) и другие формы.
Охарактеризуем кратко теоретические методы.
- Восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.
- Идеализация – получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности.
- Формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление).
- Аксиоматизация – получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений.
- Виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.
Свойства информации
Адекватность информации- это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.
Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, т.е. C = Ic/Vд .
Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:
- правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;
- обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.
Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.
Доступность информации для восприятия пользователем обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователем форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.
Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Своевременность информацииозначает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны 4 классификационных понятия точности:
- формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда;
- реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;
- максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;
- необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.
Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.
Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.
Статьи к прочтению:
- Классификация информационных систем по уровню безопасности, принятая в российской федерации
- Классификация информационно-компьютерных сетей
Получение концентрированной азотной кислоты
Похожие статьи:
-
Итак, информация является динамическим объектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Как и всякий объект, она…
-
Методы представления информации.
Ответы к зачету по ИТ. 1. Информатика— наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации….