Структурное обеспечение информационной системы
ИС имеют сложную структуру, используют ресурсы нескольких категорий, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами.
Подсистема- это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.
Подсистемы осуществляют обеспечение: техническое, математическое, информационное, программное, лингвистическое, организационное, правовое, и эргонометрическое.
Техническое обеспечение- комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляют:
- компьютеры любых моделей;
- устройства сбора, накопления и вывода информации;
- сетевые устройства;
- эксплуатационные материалы и др.
Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
<p>В состав ПО входят: системное; прикладное ПО; инструментальное обеспечение.
Важным элементом ПО является техническая документация, содержащая описание задач, экономико-математическую модель задачи, перечень программных модулей алгоритм программы, список используемых обозначений, контрольные примеры.
Информационное обеспечение- совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
К лингвистическому обеспечению ИСотносится естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки: словари лексики естественных языков, тезаурусы предметной области, переводные словари и др.
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Следит за работоспособностью техники (профилактика, ремонт).
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. Эргонометрическое обеспечение
Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы.
Классификация электронных вычислительных машин. Принцип построения и функционирования ЭВМ Джона фон Неймана.
Электронные вычислительные машины (ЭВМ) — в настоящее время более применимый термин — компьютеры — являются основным элементом информационной системы.
В общем случае ЭВМ можно классифицировать по ряду признаков.
По принципу действия:
- Аналоговые (инфа представляется значениями аналог. Величин: тока, напряжения, угла поворота механизма)
- Цифровые (инфа кодируется числовыми кодами)
- Гибридные (ЦВМ + АВМ)
По поколениям:
- С 1945: на электронных вакуумных лампах
- С 1960: на дискретных полупроводниковых приборах
- С 1966: на интегральных микросхемах (супер-ЭВМ)
- С 1970: на больших интегральных схемах (микро-ЭВМ, ПЛЭВМ)
- С 1979: на сверхбольших интегральных схемах
- С 1986: разрабатывается нейрокомпьютер на элементах с биолог. Принципами обработки данных
По назначению:
- Универсальные (для решения широкого спектра задач)
- Специализированные (для решения узкого спектра задач)
По производительности и габаритам:
- Супер ЭВМ (обработка больших массивов инфы и решение фундам. Задач)
- Большие ЭВМ (решение задач различных классов)
- Малые ЭВМ (малые универсальные ЭВМ)
- Микро ЭВМ (встроенные в приборы, агрегаты, машины) и делятся на универсальные и специализированные; которые в свою очередь делятся на много- и однопользовательские:
— Универсальные многопользовательские микроЭВМ представляют собой мощные микроЭВМ, оборудованные несколькими видеотерминалами и функционирующие в режиме разделения времени, что позволяет эффективно работать на них сразу нескольким пользователям.
— Универсальная однопользовательская микро-ЭВМ – ПК.
— Специализированные многопользовательские микро-ЭВМ — сервера.
— Специализированные однопользовательские микро-ЭВМ — рабочие станции, которые спользуются для выполнения определенного вида работ.
Принципы организации и функционирования ЭВМ Джона фон Неймана.
Принцип программного управления: Работа ЭВМ контролируется программой, состоящей из последовательности управляющих слов-команд
Принцип двоичного кодирования: Вся инфа кодируется с помощью двоичной системы (0 – сигнала нет, 1 – есть)
Принцип адресности: Память ЭВМ состоит из пронумерованных ячеек, к которым можно обратиться в любом момент времени по их адресу
Принцип однородности памяти: Программы и данные хранятся в одной и той же памяти, поэтому ЭВМ не различает содержимое ячейки — команда это или данные
Статьи к прочтению:
Лекция 1: История развития вычислительной техники и архитектура Фон-Неймана
Похожие статьи:
-
Классификация электронных вычислительных машин
Электронные вычислительные машины (ЭВМ)- в настоящее время более применимый термин- компьютеры- являются основным элементом информационной системы. В…
-
Понятие эвм, основные характеристики. классификация эвм.
Электронная вычислительная машина- это комплекс технических и программных средств, предназначенные для автоматизации подготовки и решения задач…