Компьютерные технологии издательского дела

      Комментарии к записи Компьютерные технологии издательского дела отключены

Билет №1

1. Функции в языке Pascal.

Часто в задаче требуется повторить определенную последовательность операторов в разных частях программы. Для того чтобы описывать эту последовательность один раз, а применять многократно, в языках программирования применяются подпрограммы. Подпрограммой принято понимать выделенный в самостоятельный участок программы (внутри этого же исходного файла), имеющий собственное имя, которое позволяет вызывать подпрограмму из основной программы. В языке программирования Pascal определены два вида подпрограмм — процедуры и функции. В программе описание процедур и функций должно располагаться между разделами описания переменных и основной программой. Каждая процедура или функция определяется только один раз, но может использоваться (вызываться) многократно.

Структура процедур и функций аналогична структуре полной программы на языке Pascal: заголовок подпрограммы – задает имя подпрограммы и список формальных параметров с указанием их типов; раздел описаний; тело программы.

Функцией в Pascalе называется особым образом оформленный фрагмент программы, имеющий собственное имя. Результат работы функции возвращается в виде значения этой функции. Общий вид функции:

function[()]:; begin end;Функцию можно использовать в качестве фактического параметра при обращении к другой функции или процедуре. В теле любой функции нужно осуществить присваивание ей вычисленного значения. В левой части оператора присваивания в этом случае указывается имя функции.

2. Основные характеристики компьютеров.

Производительность (быстродействие) ПК– возможность компьютера обрабатывать большие объёмы информации. Определяется быстродействием процессора, объёмом ОП и скоростью доступа к ней (например, Pentium III обрабатывает информацию со скоростью в сотни миллионов операций в секунду)

Производительность (быстродействие) процессора – количество элементарных операций выполняемых за 1 секунду.

Тактовая частота процессора (частота синхронизации)- число тактов процессора в секунду, а такт – промежуток времени (микросекунды) за который выполняется элементарная операция (например сложение). Таким образом Тактовая частота- это число вырабатываемых за секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера. Именно ТЧ определяет быстродействие компьютера

Задается ТЧ специальной микросхемой «генератор тактовой частота», который вырабатывает периодические импульсы. На выполнение процессором каждой операции отводится определенное количество тактов. Частота в 1Мгц = 1миллиону тактов в 1 секунду. Превышение порога тактовой частоты приводит к возникновению ошибок процессора и др. устройств. Поэтому существуют фиксированные величины тактовых частот для каждого типа процессоров, например: 2,8 ; 3,0 Ггц и тд

Разрядность процессора– max длина (кол-во разрядов) двоичного кода, который может обрабатываться и передаваться процессором целиком.

Разрядность связана с размером специальных ячеек памяти – регистрами. Регистр в 1байт (8бит) называют восьмиразрядным, в 2байта – 16-разрядным и тд. Высокопроизводительные компьютеры имеют 8-байтовые регистры (64разряда)

Время доступа — Быстродействие модулей ОП, это период времени, необходимый для считывание min порции информации из ячеек памяти или записи в память. Современные модули обладают скоростью доступа свыше 10нс (1нс=10-9с)

Объем памяти (ёмкость)– max объем информации, который может храниться в ней.

Плотность записи– объем информации, записанной на единице длины дорожки (бит/мм)

Скорость обмена информации– скорость записи/считывания на носитель, которая определяется скоростью вращения и перемещения этого носителя в устройстве

Билет №2

1. Процедуры в языке Pascal.

Часто в задаче требуется повторить определенную последовательность операторов в разных частях программы. Для того чтобы описывать эту последовательность один раз, а применять многократно, в языках программирования применяются подпрограммы. Подпрограммой принято понимать выделенный в самостоятельный участок программы (внутри этого же исходного файла), имеющий собственное имя, которое позволяет вызывать подпрограмму из основной программы. В языке программирования Pascal определены два вида подпрограмм — процедуры и функции. В программе описание процедур и функций должно располагаться между разделами описания переменных и основной программой. Каждая процедура или функция определяется только один раз, но может использоваться (вызываться) многократно.

Структура процедур и функций аналогична структуре полной программы на языке Pascal: заголовок подпрограммы – задает имя подпрограммы и список формальных параметров с указанием их типов; раздел описаний; тело программы.

Процедурой в Pascalе называется особым образом оформленный фрагмент программы, имеющий собственное имя. Упоминание этого имени в тексте программы приводит к активизации процедуры с таким же именем и называется вызовом процедуры. Общий вид процедуры:

procedure имя процедуры (); раздел описаний процедурыbegin end;

Результат выполнения процедуры – одно или несколько значений. Оно передается в основную программу как значение ее параметров. При вызове процедуры ее формальные параметры заменяются на фактические в порядке их следования. Фактические параметры – это параметры, которые передаются процедуре при обращении к ней. Формальные параметры – это переменные, фиктивно присутствующие в процедуре и определяющие тип и место подстановки фактических параметров, над которыми производятся действия. Число и тип формальных и фактических параметров должны совпадать с точностью до их следования.

2. Виды, назначение внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Внешние устройства ЭВМ (периферийные устройства) — устройства ввода-вывода, распечатки, хранения и передачи информации, связанные функционально с центральным процессором в соответствии со структурой ЭВМ (или системы ЭВМ).

К внешним устройствам относятся: устройства ввода информации; устройства вывода информации; диалоговые средства пользователя; средства связи и телекоммуникации.

К устройствам ввода информации относятся: клавиатура – устройство для ручного ввода в компьютер числовой, текстовой и информации; графические планшеты (дигитайзеры) для ручного ввода графической информации, изображений путем перемещения по планшету специального указателя (пера); сканеры – для автоматического считывания с бумажных носителей и ввода в компьютер машинописных текстов, графиков, рисунков чертежей; устройства указания (графические манипуляторы) – для ввода графической информации на экран монитора; сенсорные экраны – для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с полиэкрана дисплея в компьютер.

К устройствам вывода информации относятся: графопостроители (плоттеры) – для вывода графической информации на бумажный носитель; принтеры – печатающие устройства для вывода информации на бумажный носитель (матричные, струйные, лазерные).

К диалоговым средствам пользователя относятся: видеотерминалы (мониторы) – устройства для отображения вводимой и выводимой информации; устройства речевого ввода-вывода информации.

Средства связи телекоммуникации используются для подключения компьютера к каналам связи, другим компьютера и компьютерным сетям.

Билет №3

1. Программирование алгоритмов циклической структуры.

Циклический алгоритм реализует повторение некоторых действий. Иными словами циклические алгоритмы включают в себя циклы. Цикл- это последовательность действий, выполняемых многократно, каждый раз при новых значениях параметров.

В языке Турбо Паскаль имеются три различных оператора, с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программы.

Оператор цикла с предусловием.Структура:WHILEDO

WHILE, DO — зарезервированные слова (пока выполняется условие) делать)

— выражение логического типа

— произвольный оператор Турбо Паскаля

Оператор цикла с параметром.

FOR:=TODO

FOR :=DOWNTODO

For,to,do — зарезервированные слова

— параметр цикла — переменная любого порядкового типа

— начальное значение — выражение того же типа

— конечное значение — выражение того же типа

— произвольный оператор Турбо Паскаля.

Оператор цикла с постусловием.Структура:

Где REPEAT,UNTIL — зарезервированные слова (повторять до тех пор, пока); ,,… — произвольные операторы Турбо Паскаля

— выражение логического типа.

2. Виды программного обеспечения компьютеров.

Любой компьютер представляет собой автоматическое устройство, работающее по заложенным в него программам. Компьютерная программа представляет собой последовательность команд, записанных в двоичной форме на машинном языке, понятном процессору компьютера. Компьютерная программа является формой записи алгоритмов решения поставленных задач. Совокупность готовых к исполнению программ, хранящихся в оперативной и внешней памяти компьютера, называется его программным обеспечением.

Можно выделить три основных вида программного обеспечения: системное, прикладное и инструментальное.

Системное программное обеспечение обеспечивает согласованное взаимодействие устройств компьютера и создает условия для выполнения остальных программ. Самой важной частью системного программного обеспечения является операционная система – программа, необходимая для работы компьютера. Можно сказать, что операционная система является средой, в которой выполняются остальные программы. К системному программному обеспечению относятся также драйверы – программы управляющие работой устройств ввода-вывода и некоторых других устройств, позволяющие настраивать параметры их работы. Драйверы обычно поставляются вместе с устройствами. В состав системного программного обеспечения входят также антивирусы и другие программы, связанные с обслуживанием компьютера. Системные программы часто называют утилитами (от лат. utilis – полезный).

Прикладное программное обеспечение (приложения) – это программы, непосредственно предназначенные для удовлетворения потребностей пользователя. Типичные представители прикладного программного обеспечения: текстовые и графические редакторы; программы работы с электронными таблицами; системы управления базами данных; средства просмотра web-страниц; обучающие системы, электронные энциклопедии, игры; специализированные программные системы, предназначенные для автоматизации определенного вида профессиональной деятельности, например, банковские системы, системы управления транспортными перевозками, системы геометрического моделирования в машиностроении.

К инструментальному программному обеспечению относятся средства автоматизации разработки компьютерных программ, то есть инструменты программиста. Инструментальное ПО — это разновидность прикладного ПО (оно является прикладным для разработчика).

При разработке программного обеспечения необходимо представлять алгоритмы в форме, понятной компьютеру. Для этого используются комплексы программ, называемые системами программирования . Они составляют основу инструментального программного обеспечения.

Билет №4

1. Цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром.

Цикл- это последовательность действий, выполняемых многократно, каждый раз при новых значениях параметров.

В языке Турбо Паскаль имеются три различных оператора, с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программы.

Оператор цикла с предусловием.Структура:WHILEDO

WHILE, DO — зарезервированные слова (пока выполняется условие) делать)

— выражение логического типа

— произвольный оператор Турбо Паскаля

Оператор цикла с параметром.

FOR:=TODO

FOR :=DOWNTODO

For,to,do — зарезервированные слова

— параметр цикла — переменная любого порядкового типа

— начальное значение — выражение того же типа

— конечное значение — выражение того же типа

— произвольный оператор Турбо Паскаля.

Оператор цикла с постусловием.Структура:

Где REPEAT,UNTIL — зарезервированные слова (повторять до тех пор, пока); ,,… — произвольные операторы Турбо Паскаля

— выражение логического типа.

2. Графический интерфейс пользователя.

Операционная система Windows ориентирована на организацию удобной среды работы пользователя на персональном компьютере. До ее появления любая операционная система требовала от пользователя знания языка команд по управлению компьютером. Windows позволила изменить требования к пользователю. Появился удобный для пользователя графический интерфейс с достаточно простыми правилами работы. Работа выполняется с помощью специальных программ либо самой операционной системы, либо прикладных программ (приложений). Приложение — комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объектов (документов), а также для управления объектами определенного типа. Интерфейс — совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека. Особенно важен интерфейс, обеспечивающий взаимодействие пользователя с персональным компьютером, называемый пользовательским интерфейсом.

Графический пользовательский интерфейс — интерфейс, где для взаимодействия человека и компьютера используются графические средства. Ярким примером графического пользовательского интерфейса служит интерфейс Windows. При разработке этой операционной системы специалисты широко использовали графические средства: рисунки, специальные значки, цветовое оформление, разнообразные начертания шрифтов, дизайн экрана и т.д. Набор используемых элементов интерфейса стандартизирован, что позволяет после изучения интерфейса Windows легко и быстро осваивать интерфейс приложений Windows (MS Word, MS Excel, Paint, MS Access, MS PowerPoint и др.). Основу графического интерфейса пользователя составляет хорошо организованная система окон и других графических объектов. Окна на экране монитора (на электронном Рабочем столе) аналогичны листам бумаги, лежащим на столе и содержащим какую-либо информацию. Окно — обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в которой отображаются приложение, документ, сообщение. Соответственно различают следующие типы окон: окно приложения, окно документа, диалоговое окно.

Окно будет активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь.

Операционная система Windows является объектно-ориентированной средой. Ее основными понятиями становятся объект, его свойства и действия, которые объект может выполнять в зависимости от запроса. В объектно-ориентированной среде с любым объектом сопоставлена определенная совокупность действий. Выбор из этой совокупности действий определяется поставленной целью. Объекты файловой системы — файл и папка. Под файлом понимают логически связанную совокупность данных или программ, для размещения которой во внешней памяти выделяется поименованная область. Файловая система обеспечивает возможность доступа к конкретному файлу и позволяет найти свободное место при записи нового файла. В среде Windows любой файл воспринимается как объект, имеющий уникальное имя. Файлу рекомендуется давать такое имя, которое отражает суть хранящейся в нем информации.

Объект ярлык Важным понятием в среде Windows является ярлык. Изображается он значком с черной стрелкой в правом углу. Ярлык — это ссылка на какой-либо объект, вторичное (дополнительное) изображение этого объекта, указывающее на его местоположение. Ярлык служит для ускорения запуска программ или документов. Объект и его ярлык обычно находятся в разных местах. Ярлык хранится в файле объемом 1 Кбайт. Его можно легко создать или уничтожить, что никак не влияет на связанный с ним объект.

Билет №5

1. Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры.

Алгоритм ветвящейся структуры это такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных путей (вариантов) вычислительного процесса. Каждый подобный путь называется ветвью алгоритма.Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций условного перехода, когда происходит проверка истинности некоторого логического выражения (проверяемое условие) и в зависимости от истинности или ложности проверяемого условия для выполнения выбирается та или иная ветвь алгоритма. Для программной реализации этого типа алгоритмов в языке программирования Pascal можно использовать три оператора: Условный оператор (оператор условного перехода). Оператор выбора (оператор варианта) Оператор безусловного перехода.

Оператор безусловного перехода:имеет вид: GOTO ; GOTO — зарезервированное слово (перейти на метку)

Метка это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом ссылаться на него. В качестве меток допускается использовать целые числа без знака. Метка располагается непосредственно перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием. Перед тем как использовать метку в программе она должна быть описана. Описание меток состоит из зарезервированного слова LABEL (метка), за которым следует список меток:

Действие оператора GOTO состоит в передаче управления соответствующему меченному оператору.

Правила использования меток:метка, на которую ссылается оператор GOTO, должна быть описана в разделе описаний, метки описанные в процедуре (функции) локализуются в ней.

Условный оператор. Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Структура условного оператора: IFTHENELSE ; IF, THEN, ELSE — зарезервированные слова (если, то, иначе),- выражение логического типа, , — операторы языка Турбо Паскаль.

Часть ELSE условного оператора может быть опущена.

Тогда при значении true выражения, стоящего в условии выполняется оператором1, в противном случае этот оператор пропускается.

Оператор выбора (оператор варианта)Условный оператор при выполнении программы позволяет выбрать одно из двух возможных действий. Если же необходимо выполнить много взаимоисключающих проверок, то удобнее воспользоваться оператором выбора (варианта). Общий вид оператора:

CASE OF

: ;

: ;

: ;

ELSE

END;

Селектор представляет собой выражение скалярного типа (но не вещественного). Выполнение оператора варианта начинается с вычисления значения селектора. Затем для исполнения выбирается оператор, одна из меток которого совпадает с полученным значением. После выполнения этого оператора (он может быть простым или составным) управление передается на оператор, следующий за оператором варианта. Если же значение селектора не совпало ни с одной из меток, то выполняется оператор, стоящий после служебного слова ELSE. Вообще говоря, ветвь ELSE может и отсутствовать.

2. Локальные сети: назначение, возможности, типы.

Локальные сети (от англ. local — местный) — это сети, состоящие из близко расположенных компьютеров, чаще всего находящихся в одной комнате, в одном здании или в близко расположенных зданиях. Назначение локальных сетей- осуществление совместного доступа к данным, программам и оборудованию. У коллектива людей, работающего над одним проектом появляется возможность работать с одними и теми же данными и программами не по-очереди, а одновременно. Локальная сеть предоставляет возможность совместного использования оборудования. Оптимальный вариант — создание локальной сети с одним принтером на каждый отдел или несколько отделов. Файловый сервер сети позволяет обеспечить и совместный доступ к программам и данным.

У локальной сети есть также и административная функция. Контролировать ход работ над проектами в сети проще, чем иметь дело с множеством автономных компьютеров.

В состав локальной сети (ЛВС) входит следующее оборудование:Активное оборудование – коммутаторы, маршрутизаторы; Пассивное оборудование – кабели, монтажные шкафы, кабельные каналы, коммутационные панели, информационные розетки; Компьютерное и периферийное оборудование – серверы, рабочие станции, принтеры, сканеры. В зависимости от требований, предъявляемых к проектируемой сети, состав оборудования, используемый при монтаже может варьироваться. Независимо от типа сетей, к ним предъявляются общие требования: Скорость — важнейшая характеристика локальной сети; Адаптируемость — свойство локальной сети расширяться и устанавливать рабочие станции там, где это требуется; Надежность — свойство локальной сети сохранять полную или частичную работоспособность вне зависимости от выхода из строя некоторых узлов или конечного оборудования.

Существует два типа компьютерных сетей: одноранговые сети и сети с выделенным сервером. Различия между одноранговыми сетями и сетями на основе сервера имеют принципиальное значение, поскольку определяют возможности этих сетей. Выбор типа сети зависит от многих факторов: · размера предприятия; · необходимого уровня безопасности;

  • вида бизнеса; · уровня доступности административной поддержки; · объема сетевого трафика; · потребностей сетевых пользователей; · финансовых затрат.

Билет №6

1. Условный, безусловный оператор. Оператор выбора.

Оператор безусловного перехода:имеет вид: GOTO ; GOTO — зарезервированное слово (перейти на метку)

Метка это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом ссылаться на него. В качестве меток допускается использовать целые числа без знака. Метка располагается непосредственно перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием. Перед тем как использовать метку в программе она должна быть описана. Описание меток состоит из зарезервированного слова LABEL (метка), за которым следует список меток:

Действие оператора GOTO состоит в передаче управления соответствующему меченному оператору.

Правила использования меток:метка, на которую ссылается оператор GOTO, должна быть описана в разделе описаний, метки описанные в процедуре (функции) локализуются в ней.

Условный оператор. Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Структура условного оператора: IFTHENELSE ; IF, THEN, ELSE — зарезервированные слова (если, то, иначе),- выражение логического типа, , — операторы языка Турбо Паскаль.

Часть ELSE условного оператора может быть опущена.

Тогда при значении true выражения, стоящего в условии выполняется оператором1, в противном случае этот оператор пропускается.

Оператор выбора (оператор варианта)Условный оператор при выполнении программы позволяет выбрать одно из двух возможных действий. Если же необходимо выполнить много взаимоисключающих проверок, то удобнее воспользоваться оператором выбора (варианта). Общий вид оператора:

CASE OF

: ;

: ;

: ;

ELSE

END;

Селектор представляет собой выражение скалярного типа (но не вещественного). Выполнение оператора варианта начинается с вычисления значения селектора. Затем для исполнения выбирается оператор, одна из меток которого совпадает с полученным значением. После выполнения этого оператора (он может быть простым или составным) управление передается на оператор, следующий за оператором варианта. Если же значение селектора не совпало ни с одной из меток, то выполняется оператор, стоящий после служебного слова ELSE. Вообще говоря, ветвь ELSE может и отсутствовать.

2. Понятие о системном администрировании.

Рассмотрим задачи, которые возникают при администрировании автономного компьютера на примере распространенной операционной системы Windows XP.

Основная задача системного администратора — обеспечение безопасной и эффективной работы компьютера. Безопасная система защищает данные от несанкционированного доступа, всегда готова предоставить ресурсы своим пользователям, надежно хранит информацию, гарантирует неизменность данных. Для авторизованного входа в систему применяют учетные записи пользователей.

Учетные записи пользователей. Windows XP является многопользовательской системой, различные пользователи могут независимо друг от друга настроить интерфейс Рабочего стола, работать с собственными файлами и папками, настраивать для себя выход в Интернет и к электронной почте. Регистрация учетной записи с ограниченными возможностями позволит системному администратору допускать неопытных пользователей, запретив им устанавливать новое программное обеспечение, изменять настройки системы, запускать некоторые программы. В системе можно зарегистрировать пользователей двух стандартных категорий: Администратор компьютера или Ограниченная запись.

Администратор обладает следующими правами: установка оборудования и программного обеспечения;

  • изменение всех системных настроек; доступ ко всем файлам, кроме индивидуальных файлов других пользователей; создание, удаление и изменение учетных записей пользователей; изменение статуса собственной учетной записи; изменение прав доступа других пользователей к ресурсам компьютера.

Пользователь с ограниченной записью может изменить свой пароль для входа в систему и пользоваться правами, которые для него установил администратор.

Управление задачами и процессами.Windows XP является мультипрограммной системой, т.е. в оперативной памяти могут располагаться несколько запущенных задач. Для обеспечения надежного хранения данных в системе администратору следует периодически запускать следующие утилиты по работе с дисками: проверка диска— проверяет диск на наличие сбойных секторов; дефрагментация диска— устраняет фрагментацию файлов и дисков; очистка дисков — предложит список неиспользуемых программ и файлов, которые можно удалить для освобождения дисковой памяти; архивация данных — осуществляет резервное копирование данных на дисках.

Система Windows XP имеет механизм Восстановление системы, который позволит восстановить систему в случае сбоя и повреждений. Администратор, убедившись, что система работает корректно и стабильно, может создать точку восстановления системы, воспользовавшись утилитой Восстановление системы. Утилита создаст резервную копию системного реестра и необходимых служебных файлов. Если впоследствии вновь установленная программа или драйвер оборудования будут вызывать сбои, можно вернуться к точке восстановления системы. Утилита воссоздаст систему в том виде, какой она была в момент создания точки.

Билет №7

1. Программирование алгоритмов линейной структуры.

Прежде чем перейти к программированию алгоритмов линейной структуры остановимся на понятиях составного и пустого оператора. Составной оператор — это последовательность произвольных операторов программы, заключённая в операторные скобки — зарезервированные слова Begin … end. Язык Турбо Паскаль не накладывает никаких ограничений на характер операторов, входящих в составной оператор. Среди них могут быть другие составные операторы — Турбо Паскаль допускает произвольную глубину их вложенности: Зарезервированное слово end является закрывающей операторной скобкой, оно одновременно указывает конец предыдущего оператора, поэтому ставить перед ним символ ; необязательно. Пустой оператор. Символ ; называется пустым оператором и означает окончание предшествующего ему оператора. Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно. Т.е. линейный алгоритм выполняется в естественном порядке его написания и не содержит разветвлений и повторений. Для реализации алгоритмов линейной структуры используются операторы: — Оператор (процедура) вывода — Write ( ); или Writln ( );- Оператор (процедура) ввода — Read ( ); или Readln ( );- Оператор присваивания — :=. В фигурных скобках в программах могут быть записаны комментарии к участкам программы, идущим ниже. Комментарии — это некоторые пояснения к программе, которые не являются исполняемыми операторами (т.е. при работе программы не отрабатывают как операторы и, более того, не компилируются компилятором языка в исполняемый код), а лишь помогают программисту разобраться в самой программе.

2. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Большинство пользователей компьютеров уделяет мало внимания своему рабочему месту. Если появляются деньги, российский пользователь скорее купит современный процессор, чем новый стол или подставку для монитора. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре… Вы сидите за компьютером с хорошим монитором. Важно расположение монитора относительно глаз, источников освещения, высота кресла.

Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант — приглушенный рассеянный свет. Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок. Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. Установите компьютер в углу комнаты или так, чтобы не работающие на нем не оказывались сбоку или сзади от монитора. Отрегулируйте расположение монитора. Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже, чтобы вы удобно сидели на стуле, не нагибая голову, не скрючивая позвоночник.

Правильная поза оператора компьютера.Спина наклонена на несколько градусов назад. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Важный фактор эргономики — шум на рабочем месте. Системные блоки заметно шумят, а винчестеры, особенно старых моделей подвывают. Если вы подолгу работаете с таким компьютером, это станет фактором повышенной утомляемости. Улучшить условия труда за компьютером поможет насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ионизатора воздуха. Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите.

Основные правила гигиены зрения: Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы. Специальное питание для глаз. Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. Гимнастика для глаз.Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять глазной комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут. Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей. Используйте программы, безопасные для здоровья

Выбрать качественное программное обеспечение (ПО, софт) для компьютера, правильно его настроить еще важнее, чем купить хорошее железо. Используя качественные программы для компьютера, вы повысите эффективность работы, снизите утомляемость, уменьшите вредное воздействие компьютера на здоровье.

Итак, запомнив все эти нехитрые советы, Вы сделаете свою работу за ПК удобной, плодотворной и безопасной.

Билет №8

1. Операция присваивания, процедуры ввода, вывода языка Pascal.

Оператор присваивания- основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора: имя величины:= выражение V:=A; или V:=A+1;

При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа. Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение переменной или значение выражения в отведённое место.

Решение даже самой простой задачи на компьютере не обходится без операций ввода – вывода информации. Ввод данных – это передача информации от внешнего носителя в оперативную память для обработки. Вывод — обратный процесс, когда данные передаются после обработки из оперативной памяти на внешний носитель (экран монитора, принтер, дискету или винчестер и другие устройства). Выполнение этих операций производится путем обращения к стандартным процедурам: Read, Readln, Write, Writeln.

Процедура чтения Read обеспечивает ввод данных для последующей их обработки программой. Общий вид: Read (); В списке перечисляются имена переменных. Значения этих переменных набираются через пробел на клавиатуре и высвечиваются на экране после запуска программы. После набора данных для одной процедуры Read нажимается клавиша ввода Enter. Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом языка Паскаль. Если соответствие нарушено, то возникают ошибки. Процедура чтения Readln аналогична процедуре Read, единственное отличие в том, что после считывания последнего в списке значения курсор переходит на начало новой строки.

Процедура вывода Write производит вывод данных. Общий вид: Write(); В списке вывода могут быть представлены выражения допустимых типов данных (integer, real, char и т.д.) и произвольный текст, заключенный в апострофы. Процедура Writeln аналогична процедуре Write. Отличие в том, что после вывода последнего в списке выражения курсор переходит на начало новой строки.

2. Архитектура компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютеров.

Архитектура современных персональных компьютеров основана на магистрально-модульном принципе.

Модульный принцип позволяет пользователю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию.

Модульная организация системы опирается на магистральный принцип обмена информацией. Все контроллеры устройств взаимодействуют с микропроцессором и оперативной памятью через системную магистраль передачи данных, называемую системной шиной. Системная шина выполняется в виде печатного мостика на материнской плате.

Магистраль (системная шина) включает в себя 3 многоразрядные шины: шину данных, шину адреса и шину управления, которые представляют собой многопроводные линии. К магистрали подключаются процессор и оперативная память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации, которые обмениваются информацией на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических импульсов).

Шина данных. По этой шине данные передаются между различными устройствами. Например, считанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем полученные данные могут быть отправлены обратно в оперативную память для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении.

Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, то есть количеством двоичных разрядов, которые могут обрабатываться или передаваться процессором одновременно. Разрядность процессоров постоянно увеличивается по мере развития компьютерной техники.

Шина адреса. Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор. Каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении — от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина).

Разрядность шины адреса определяет объем адресуемой памяти (адресное пространство), то есть количество однобайтовых ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса.

Шина управления. По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы управления показывают, какую операцию – считывание или запись информации из памяти нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами и так далее.

Билет №9

1. Типы данных языка Pascal.

Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

Выделяют следующие типы данных: 1. Простые типы (Порядковые типы, Целые типы, Логический тип, Символьный тип, Перечисляемый тип, Интервальный тип, Вещественные типы, Ссылочный тип). 2.Структурированные типы (Строковый тип, Регулярный тип, Комбинированный тип, Множественный тип, Файловый тип. 3. Процедурные типы

Целочисленные типы данных Byte, Shoring, Integer , Word, Longing

Вещественные типы данных Вещественные (действительные) типы данных представляют собой значения, которые используются в арифметических выражениях и могут быть представлены двумя способами: с фиксированной и с плавающей точкой. Real, Single, Double, Extended, Comp

Символьный тип Литерный (символьный) тип char определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII.

Логический тип. Логический (булевский) тип boolean определяется двумя значениями: true (истина) и false (ложь). Он применяется в логических выражениях и выражениях отношения.

2. Дискретное представление графической информации.

Под компьютерной (машинной) графикой понимается совокупность методов и приёмов преобразования при помощи компьютера данных в графическое представления. Изображения могут быть: штриховые или полутоновые, чёрно-белые или цветные. Различают три вида компьютерной графики: растровая графика; векторная графика; фрактальная графика.

Для хранения и обработки графической и звуковой информации в компьютере требуются значительные вычислительные ресурсы (память и процессорное время), и, кроме того, обрабатываемая информации естественного происхождения должна быть представлена в специальном компьютерном виде.

Главная проблема разработки такого представления заключается в том, что компьютер может обрабатывать и хранить только ограниченный объём информации, в то время как любые естественные сигналы – носители информации, — непрерывны и неограниченны в пространстве и времени. Для преобразования естественной информации в дискретную форму её подвергают дискретизации и квантованию. Дискретизация – процедура устранения временной и/или пространственной непрерывности естественных сигналов, являющихся носителями информации.

До того, как изображения можно будет обрабатывать на компьютере, их оцифровывают. Минимальный элемент оцифрованного изображения называется пиксел.

Графическое изображение является совокупностью световых сигналов на плоскости: отдельные световые сигналы различаются местоположением, цветовым оттенком и яркостью. Цвет и яркость – характеристики точек изображения, их можно измерять, т.е. выражать в числах. Как цвет, так и яркость могут измеряться непрерывно, поэтому их следовало бы выражать вещественными числами. Но в этом случае их невозможно абсолютно точно представить в компьютере. Поэтому все измеряемые непрерывные характеристики (например, яркость точек изображения) подвергают квантованию. Квантование – процедура преобразования непрерывного диапазона всех возможных входных значений измеряемой величины в дискретный набор выходных значений. При квантовании диапазон возможных значений измеряемой величины разбивается на несколько диапазонов. При измерении определяется поддиапазон, в который попадает значение, и в компьютере сохраняется только номер поддиапазона. Дискретизация и квантование всегда приводят к потере некоторой доли информации. Так, компьютерное изображение живописного полотна всегда отличается от оригинала. Из-за больших размеров графических файлов они редко хранятся в компьютере в неупакованном виде. Для уменьшения их размеров используют сжатие информации. При пространственной дискредитации изображений пользуются растровым и векторным представление графической информации. Растровое представление можно охарактеризовать как поточечное представление, а векторное – как структурное представление изображения.

Билет №10

1. Структура программы на языке Pascal.

Программа на Паскале имеет имя и состоит из символов. В программе используются специальные зарезервированные слова, значение которых не меняется и они должны записываться без ошибок.

Основные требования, предъявляемые к программе: точность полученного результата; время выполнения; объем требуемой памяти (Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти то необходимо использовать дополнительные средства).

Структура программы на Паскале:

Program Name; { название программы без пробелов } Заголовок, состоящий из зарезервированного слова program и имени программы. Заголовок несет смысловую нагрузку и может отсутствовать, однако рекомендуется всегда его записывать для быстрого распознавания нужной программы.

Программный блок, состоящий из 2 разделов:

1. Раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы, встречающиеся в программе. Он представляет собой: список имен подключаемых библиотечных модулей (определяется зарезервированным словом uses); описание меток; описание констант; определение типов данных; описание переменных; описание процедур и функций;

Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом, после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных. Uses- раздел объявления модулей; label- раздел описания меток;const — раздел описания констант;type — раздел описания нестандартных типов;var- раздел описания переменных (используется чаще всего);function- раздел описания функций;procedure- раздел описания процедур;

2. Раздел операторов. Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. Далее задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Begin

{ тело основной программы }

Readkey; или Readln; — ожидание нажатия клавиши (Enter) для просмотра результата.

End.

Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имен переменных, констант, функций, процедур и типов. Текст программы может записываться как большими, так и маленькими буквами. Русские буквы используются только для комментариев, которые записываются двумя способами: { текст комментария } или (* текст комментария *).

2. Средства обеспечения защиты информации.

Среди всего набора средства защиты информации выделяют следующие:

Средства организационно-правовой защиты информации.К средствам организационной защиты информации относятся организационно-технические и организационно-правовые мероприятия для обеспечения защиты информации. Эти мероприятия должны проводиться при строительстве или ремонте помещений, в которых будут размещаться компьютеры; проектировании системы, монтаже и наладке ее технических и программных средств; испытаниях и проверке работоспособности компьютерной системы.

Средства инженерно-технической защиты информации.Инженерно-техническая защита (ИТЗ) – это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации.

По функциональному назначению средства инженерно-технической защиты делятся на следующие группы:

1. физические средства, включающие различные средства и сооружения, препятствующие физическому проникновению (или доступу) злоумышленников на объекты защиты и к материальным носителям конфиденциальной информации и осуществляющие защиту персонала, материальных средств, финансов и информации от противоправных воздействий;

2. аппаратные средства – приборы, устройства, приспособления и другие технические решения, используемые в интересах защиты информации. В практике деятельности предприятия находит широкое применение самая различная аппаратура, начиная с телефонного аппарата до совершенных автоматизированных систем, обеспечивающих производственную деятельность. Основная задача аппаратных средств – обеспечение стойкой защиты информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа через технические средства обеспечения производственной деятельности;

3. программные средства, охватывающие специальные программы, программные комплексы и системы защиты информации в информационных системах различного назначения и средствах обработки (сбор, накопление, хранение, обработка и передача) данных;

4. криптографические средства – это специальные математические и алгоритмические средства защиты информации, передаваемой по системам и сетям связи, хранимой и обрабатываемой на ЭВМ с использованием разнообразных методов шифрования.

Билет №11

1. Алфавит языка Pascal.

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b, c,…y, z ; десятичные цифры: 0, 1, 2,…9; специальные символы: + — * / = ; # ‘ , . : {} [] ( ) комбинации специальных символов, которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «», «=», «{}».

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя – установление соответствия объекта некоторому набору символов. Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т.д. служат стандартные идентификаторы, например Sqr, Sqrt и т.д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов: Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток). Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания. Максимальная длина – 127 символов. При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы. Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел.

Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетание. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

2. Разновидности антивирусных программ.

Антивирусная программа, или антивирус, – программа, направленная на обнаружение компьютерных вирусов, а также вредоносных программ и служащая способом профилактики, защиты файлов и операционной системы от вредоносных кодов программ-вирусов.

В первую очередь, антивирусы можно разделить на две категории: программы, предназначенные для непрерывной работы (главная задача данных средств защиты – сканирование потоков данных, например, интернет-трафика, сюда же относятся почтовые фильтры т.п.), и программы, запускаемые принудительно для сканирования определенных объектов.

Во-вторых, что антивирусные программы различаются по виду, способу защиты от вирусов.

Программы-детекторы, или сканеры, позволяют найти вирусы в оперативной памяти и на внешних носителях, выдавая сообщение при обнаружении вируса. Недостаток данных программ заключается в том, что они способны распознавать только те вирусы, которые знакомы разработчикам подобных программ.

Программы-доктора, или фаги, и программы-вакцины способны находить зараженные файлы и лечить их. Среди подобных программ существуют полифаги, которые способны удалять разнообразные вирусы, самые известные из антивирусов полифагов Norton AntiVirus, Doctor Web, Kaspersky Antivirus. Но постоянное появление новых вирусов требует систематического обновления данных программ.

Самыми надежными в плане защиты от вирусов являются программы-ревизоры. Технология защиты основана на том, что вирусы являются обычными программами и способны тайно создавать новые или внедряться в существующие файлы, загрузочные секторы. Ревизоры же запоминают исходное состояние программ, каталогов, системных областей диска на тот момент, когда компьютер не заражен вирусами, впоследствии сравнивая текущее состояние с первоначальным, выводя найденные изменения на дисплей.

Программы-мониторы, или файерволы, или брандмауэры, начинают работать при запуске операционной системы и постоянно находятся в памяти компьютера и осуществляют автоматическую проверку файлов по принципу здесь и сейчас, делая это при открытии и закрытии файла. Проверка осуществляется автоматически.

Существуют также программы-фильтры, или сторожа. Данные программы-антивирусы не лечат файлы и диски, но позволяют на ранней стадии обнаружить вирус, прежде чем он начал размножаться. Программы-сторожа представляют собой небольшие резидентные программы, направленные на обнаружение действий, которые характерны для вирусов, сообщая и предлагая пользователю отменить или разрешить определенное действие.

Различия антивирусных программ по функциональным особенностям:

1. Комбинированные. Они осуществляют защиту операционной системы от вредоносного ПО, проводят фильтрацию спама и производят резервное копирование файлов.

2. Обычные. Только защищают от заражения компьютер.

Конечно же, это не все виды антивирусных программ, но обычному пользователю, желающему защитить свое устройство от вредоносного ПО, выше описанной информации вполне достаточно.

Билет №12

1. Системы программирования. Классификация языков программирования.

Термин программирование означает процесс и искусство создания компьютерных программ с помощью специальных языков программирования, как кодирование алгоритмов на заданном языке программирования. В более широком смысле программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения. Программирование включает в себя: Анализ, Проектирование — разработка комплекса алгоритмов, Кодирование и компиляцию — написание исходного текста программы и преобразование его в исполнимый код с помощью компилятора, Тестирование и отладку — выявление и устранение ошибок в программах, Испытания и сдачу программ, Сопровождение. Системы программирования – это комплексы программ и прочих средств, предназначенных для разработки и их эксплуатации на конкретном языке программирования для конкретного вида ЭВМ. Система программирования включает:Текстовый редактор Текст программы, написанный на конкретном алгоритмическом языке. Программа-отладчик отладка исходного текста программы (поиск и устранение ошибок). Транслятор – программа переводчик с конкретного алгоритмического языка на машинного ориентированный Программа на машинно-ориентированном языке. Компоновщик (редактор связей) объединяются оттранслированные модули в единые загрузочные, готовые к выполнению. Программа, обеспечивающая запуск программы. Библиотека подпрограмм. Help

Выделяют два вида трансляторов: интерпретаторыи компиляторы. Интерпретаторпереводит на язык машинных кодов поочередно каждый оператор исходной программы, проверяет правильность записи оператора и немедленно выполняет его. В отличие от интерпретатора компиляторосуществляет перевод на машинный язык всей исходной программы. Преимуществом компиляторов по сравнению с интерпретаторами является быстродействие, а недостатком – громоздкость. Большинство современных компиляторов работают в режиме трансляции.

2. Понятие информационной системы.

Информационная система (ИС) — это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю. Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию. Информационная система состоит из баз данных, в которых накапливается информация, источника информации, аппаратной части ИС, программной части ИС, потребителя информации. Состав информационных систем: Данные, Информация, Знания, Базы данных, База знаний, программное обеспечение, экспертные системы, локальные сети, защита информации, информационная безопасность

Классификация информационных систем по характеру использования информации: Информационно-поисковые системы — система для накопления, обработки, поиска и выдачи интересующей пользователя информации. Информационно-аналитические системы — класс информационных систем, предназначенных для аналитической обработки данных с использованием баз знаний и экспертных систем. Информационно-решающие системы — системы, осуществляющие накопление, обработку и переработку информации с использованием прикладного программного обеспечения. Ситуационные центры (информационно-аналитические комплексы)

Классификация информационных систем по архитектуре: Локальные ИС (работающие на одном электронном устройстве, не взаимодействующем с сервером или другими устройствами); Клиент-серверные ИС (работающие в локальной или глобальной сети с единым сервером), Распределенные ИС (децентрализованные системы в гетерогенной многосерверной сети).

Информационная система определяется следующими свойствами: любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; информационная система является динамичной и развивающейся; при построении информационной системы необходимо использовать системный подход; выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения; информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

Билет №13

1. Понятие о языках программирования.

Термин программирование означает процесс и искусство создания компьютерных программ с помощью специальных языков программирования, как кодирование алгоритмов на заданном языке программирования. В более широком смысле программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения. Программирование включает в себя: Анализ, Проектирование — разработка комплекса алгоритмов, Кодирование и компиляцию — написание исходного текста программы и преобразование его в исполнимый код с помощью компилятора, Тестирование и отладку — выявление и устранение ошибок в программах, Испытания и сдачу программ, Сопровождение. Язык программирования — это специальный язык, на котором пишут команды для управления компьютером. Языки программирования созданы для того, чтобы людям было проще читать и писать для компьютера, но они затем должны транслироваться (транслятором или интерпретатором) в машинный код, который только и может исполняться компьютером. Главным квалификационным признаком языков и, следовательно, систем программирования является принадлежность к одному из оформившихся к настоящему времени стилей программирования, каждому из которых соответствует своя собственная модель вычислений.

Языки программированияПроцедурные Функциональные Логические Объектно-ориентированные

Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих те или иные действия. Одним из важнейших квалификационных признаков процедурных языков является их уровень, характеризующий степень близости языка программирования и машинного языка. За начало отсчета уровней принимается машинный язык, уровень которого равен нулю. Язык человека рассматривается как язык наивысшего уровня.

Функциональные языки программирования.Программа на таком языке представляет собой совокупность описаний функций и выражения, которые необходимо вычислить. Оно вычисляется посредством редукции (т. е. серии упрощений).

Логическое программирование. Центральным понятием в логическом программировании является отношение. Программа представляет собой совокуп

Статьи к прочтению:

Как создать издательство


Похожие статьи: