Листинг 4. программа, иллюстрирующая использование локальных переменных.

      Комментарии к записи Листинг 4. программа, иллюстрирующая использование локальных переменных. отключены

/*stat.c*/main() { doit(); doit(); doit(); doit(); }doit() { intautovar = 0; intstatvar = 0; printf(значениеautovarравно %dзначениеstatvar \равно %d\n, autovar, statvar); ++autovar; ++statvar; return(0); }

Давайте теперь слегка изменим определение переменных в функции doit(), с тем чтобы создать статическую переменную:

staticintstatvar = 0;

При выполнении программы со статической переменной мы получим следующий результат:

значение autovar равно 0 значение statvar равно 0значение autovar равно 0 значение statvar равно 1значение autovar равно 0 значение statvar равно 2значение autovar равно 0 значение statvar равно 3

При первом выполнении функции переменной statvar присваивается начальное значение, равное 0. Однако statvar определена как статическая переменная, что указывает компилятору на необходимость сохранения в памяти присвоенного ей значения и после завершения работы функции. Поэтому после первого завершения работы функции переменная statvar будет иметь значение, равное 1, которое получается благодаря инструкции ++statvar;. При следующем вызове функции исходным значением переменной является сохраненное за ней значение1 и поэтому присваивания ей 0 в качестве начального значения не производится.

Каждый раз во время выполнения функции значение переменной увеличивается, и это новое значение сохраняется за переменной при очередном вызове функции.

Передача параметров

Существуют определенные задачи, которые можно выполнить только с помощью передачи функции параметров. Например, когда мы передаем параметр функции puts(), это означает, что мы записываем аргумент, то есть строку, которую хотим отобразить на экране монитора, внутри круглых скобок. Функцию puts() вызывают с помощью инструкции, которая выглядит примерно так:

puts(Привет!);

Строка Привет! передается библиотечной функции puts() и сообщает ей, какую именно информацию следует вывести на экран.

Передача параметров вашим собственным функциям происходит аналогичным образом. Любые данные, которые вы хотите передать функции, должны быть заключены в круглые скобки. Совокупность переменных, передаваемых функции, называется списком аргументов.

Теперь посмотрим, что происходит с библиотечной функцией, получающей параметры. Например, функция puts() выполняет работу, которую можно выразить словами: «Вывести некую информацию на экран монитора». Таким образом, данная функция ожидает, что ей будет передан параметр, содержащий эту «некую информацию». Для этого в записи функции должно иметься место, где расположится получаемый аргумент (рис.5), иными словами, при

записи функции, принимающей параметры, необходимо указывать список аргументов. Эти аргументы на самом деле являются переменными, которые будут использованы для хранения полученных данных*. Функции может быть передано сколько угодно аргументов, лишь бы их количество и типы данных в инструкции вызова функции соответствовали тем, которые она ожидает получить.


Рис. 5. Формальный аргумент необходим для полученияпереданного функции значения

Разберемся теперь, как передать параметр нашей собственной функции. Посмотритенаследующуюпрограмму:

main() { int count; count = 5; doubles(count); }doubles(num)intnum; { printf(%d, num * 2); return(0); }

Инструкция

doubles(count);

в функции main() вызывает функцию и передает ей значение переменной count. Функция doubles() получает аргумент в качестве значения переменной num. Переменная num, таким образом, имеет то же значение, что и переменная count. Обратите внимание, строка, в которой определяется переменная num, стоит перед фигурной скобкой, открывающей тело функции doubles(). В записанных таким образом инструкциях производится определение списка аргументов. Определяя аргументы, мы указываем компилятору типы значений, которые будут переданы функции. Запомните, что вне фигурных скобок, ограничивающих тело функции, могут быть помещены только инструкции определения списка аргументов. Если же возникает необходимость определить другие переменные, это всегда следует делать внутри скобок.


Рис. 6. Передача параметров

Вот что происходит при работе функции doubles() в приведенной выше программе (можете следить по рис. 6).

  1. Осуществляется вызов функции doudles(), которой передается значение переменной count.
  2. Аргумент функции doubles() с именем num получает значение 5.
  3. Функция удваивает полученное значение и отображает конечный результат с помощью функции printf().
Замечания по Си++
В Си++ можно определять тип аргумента непосредственно в списке аргументов функции:doubles(intnum)

Листинг 5 наглядно показывает, что список аргументов функции может содержать любое необходимое количество аргументов, относящихся к любым типам. Функция area() подсчитывает площадь помещений. Значения длины, ширины и номера этажа вводятся с клавиатуры в функции main(), а затем передаются функции area() при ее вызове:

Статьи к прочтению:

GDB


Похожие статьи: