ЛС КУВТ — совокупность аппаратных и программных средств, ориентированных на использование в учебном процессе. В нашей стране в конце 80-х годов получили широкое распространение КУВТ «Ямаха» (японского производства), отечественные КУВТ на базе микро-ЭВМ БК0010, УКНЦ, «Корвет». Им на смену пришли КУВТ на базе компьютеров IBM PC (и им подобных) и «Apple Macintosh». В ряде мест функционируют и гибридные КУВТ с головной машиной IBM PC и ученическими УКНЦ или «Корвет».
В состав каждого КУВТ входят:
• рабочее место преподавателя(РМП);
• рабочие места учащихся (РМУ) — обычно10 — 15;
• аппаратные и программные средства сетеобразования. В составе РМП обязательно находится компьютер (системный блок, дисплей и клавиатура), достаточно емкое устройство дляхранения информации – накопитель и принтер. В указанных выше КУВТ первого поколения обычно роль накопителя выполняли два НГМД и бытовой кассетный магнитофон. Разумеется, такая сеть предоставляет весьма слабые возможности; в современных ЛС КУВТ на головной машине находится винчестер с емкостью до 3 Гбайт, CD ROM, другие устройства.
Сетевая ОС, функционирующая на РМП, должна предоставлять следующий минимальный набор пользовательских возможностей:
• пересылку программ и данных с РМП на каждое из РМУ и обратно;
• исполнение программ как на РМУ, так и на РМП;
• вывод программ и данных с РМУ на внешние накопители и принтер РМП;
• групповую рассылку программ с РМП на все РМУ.
В ходе этой работы ОС ЛС КУВТ должна быть способной к следующему.
1. Поддержка файловой системы. Это связано с необходимостью обеспечить абонентам — учащимся — доступ к файлам, хранящимся на головной машине сети, которая в этом случае исполняет роль файлового сервера. В более «продвинутом» варианте на головной машине может иметься база данных, представляющая интерес для учебного процесса, и ОС должна поддерживать доступ к этой базе.
2. Защита данных и разграничение доступа. Без этого файлы одних учащихся при записи на общий диск сотрут файлы других. Кроме того, в такой системе коллективного пользования могут быть конфиденциальные данные, и система должна предусмотреть вариант их защиты от несанкционированного доступа (например, по паролю).
3. Система контроля и ведения урока.Она включает возможность преподавателю вмешиваться в работу учащихся, просматривать их экраны, вызывать и редактировать их программы, организовывать коллективные демонстрации и т.д.
Высокоразвитые ОС ЛС КУВТ предоставляют немалые возможности. Среди команд преподавателя есть несколько справочных, позволяющих установить в каком режиме функционируют компьютеры учащихся, команды пересылки программ г. их автоматического запуска на РМУ, команды вызова файлов — программ и данных — с любого из РМУ на РМП или на диск, отключения любого из РМУ от сети и обратное подключение. Сеть поддерживает локальную электронную почту — обмен короткими текстовыми сообщениями между любыми компьютерами.
Очень важен такой показатель как быстродействие сети. Так, скорость передачи по исходной ЛС КУВТ УКНЦ в 5-8 кбит/с приводит, например, к затрате нескольких минут на рассылку компилятора Паскаля — это слишком много для учебного процесса. Установка в этом классе головной машины IBM PC с сетевой системой фирмы «Линтех» сокращает это время минимум в 10 раз. Однако, даже в классах на основе компьютеров IBM PC и Macintosh скорость рассылки по сети бывает недостаточно высокой, что создает проблемы при учебной работе.
В качестве конкретного примера приведем ЛС КУВТ «Ямаха», ориентированную на работу с Бейсик-системой. Хотя этот КУВТ и устарел, он все еще используется во многих педагогических вузах, а программное обеспечение его ЛС является примером удачной реализации ЛС учебного назначения. Сетевые возможности реализованы в операционной среде MSX-BASIC, загружающейся на все компьютеры по умолчанию при отсутствии в дисководе А системной дискеты.
Полный набор команд, которыми управляет учитель, равен 25. Не обделены и ученики, которым подвластны либо 13 (расширенный набор), либо 9 команд (малый набор) по усмотрению учителя. Подав команду DISCOM либо ENACOM со своего компьютера, учитель задает возможности учеников.
Каждый ученик может по собственному усмотрению вовсе отключиться от сети, подав команду NETINIT и, тем самым, выйти из под контроля, одновременно лишив себя возможности работы с диском и принтером. Командой ONLINE ученик вновь может подключиться к сети. Команда CHECK позволяет учителю узнать, какие компьютеры подключены к сети, а какие — нет (на экране учительской машины появляется ответ). Учитель может и сам отключить со своего места любой ученический компьютер от сети: SNDC (_offline, n) (n = 1, 2, … 15 — по числу рабочих мест в классе).
Пересылка программ с РМП на любое из РМУ реализуется командами SEND:
• SEND (; n) — с диска РМП на РМУ;
• SEND (; 0) — с диска РМП на все ученические машины одновременно;
• SEND (, n) — из ОЗУ РМП на РМУ;
• SEND (, 0) — из ОЗУ РМП на все ученические машины одновременно.
Добавив к слову SEND приставку RUN (т.е. подав команду SENDRUN), учитель может организовать немедленный запуск программы на исполнение на ученической машине.
Для пересылки файлов данных используется команда BSEND (аналогично команде SEND).
Учитель может получить программу с любого ученического компьютера командой RECEIVE (name, n) или RECEIVER n).
Если ученик располагает расширенным набором команд, то он тоже может «перетягивать» к себе на компьютер чужую программу: RECEIVE (,n) или RECEIVE (, 0) или RECEIVE (,0).
В сети реализована возможность обмена текстовыми сообщениями между любыми компьютерами. Например, команда TALK (здравствуй, Миша!, 12), введенная в любой ученический компьютер, выведет на экране компьютера N 12 указанныйтекст.
Контрольные вопросы
1. Что такое компьютерная сеть?
2. Для чего создаются локальные сети ЭВМ?
3. Что такое сервер? рабочая станция ?
4. Какие сетевые технологии называются клиент-серверными?
5. Что такое сетевой адаптер? Какие типы сетевых адаптеров существуют ?
6. Какие виды линий (каналов) используются для связи компьютеров в локальных сетях ?
7. Какие методыдоступа от компьютера к компьютеру используются в локальных сетях?
8. Какие бывают конфигурации ЛС?
9. Какие конфигурации ЛС используются в компьютерных классах Вашего вуза?
10. Какая сетевая ОС используется в ЛС, в которой вы работаете?
11. Чем отличается набор команд этой ОС от описанного выше?
12. Каковы специфические функции локальной сети учебного назначения?
Статьи к прочтению:
VLAN — Виртуальные локальные сети
Похожие статьи:
-
Компьютерные сети и сетевые ос. локальные и глобальные сети. сетевые службы
Базовые принципы организации компьютерной сети определяют ее основные характеристики: операционные возможности, производительность, время доставки…
-
Локальная вычислительная сеть (лвс)
Локальные сети (ЛС ЭВМ) объединяют относительно небольшое число компью-теров (обычно от 10 до 100, хотя изредка встречаются и гораздо большие) в…