Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

      Комментарии к записи Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины отключены

В ходе изучения дисциплины «Информатика» студенты могут посещать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия, консультации). Особенность изучения дисциплины «Информатика» состоит в выполнении комплекса лабораторных работ, главной задачей которого является получение навыков самостоятельной работы на компьютерах с использованием современных информационных систем для решения различных учебных и профессиональных задач.

Особое место в овладении частью тем данной дисциплины может отводиться самостоятельной работе, при этом во время аудиторных занятий могут быть рассмотрены и проработаны наиболее важные и трудные вопросы по той или иной теме дисциплины, а второстепенные и более легкие вопросы, а также вопросы, специфичные для направления подготовки, могут быть изучены студентами самостоятельно.

Для очной формы обучения в соответствии с учебным планом направления подготовки процесс изучения дисциплины может предусматривать проведение лекций, лабораторных занятий, консультаций, а также самостоятельную работу студентов. Обязательным является проведение лабораторных занятий в специализированных компьютерных аудиториях, оснащенных подключенными к центральному серверу терминалами или персональными компьютерами.

Для заочной формы обучения процесс изучения дисциплины может предусматривать проведение установочных и обзорных лекций в аудиториях с мультимедийным оборудованием и лабораторных занятий по ключевым практическим темам дисциплины в специализированных компьютерных аудиториях, а также проведение консультаций. Наибольшая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов, во время которой студентами заочной формы обучения должны быть выполнены контрольные работы.

Ниже перечислены предназначенные для самостоятельного изучения студентами очной формы обучения те вопросы из лекционных тем, которые во время проведения аудиторных занятий изучаются недостаточно или изучение которых носит обзорный характер.

Тема 1. Основные понятия и определения информатики.

Истоки и предпосылки возникновения информатики. Краткая история информатики.

Тема 2. Математические основы информатики.

Системы счисления: позиционные системы счисления, двоичная и другие позиционные системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Формы представления и преобразования информации в ЭВМ.

Тема 3. Информационные ресурсы и информатизация общества.

Формы и виды информационных ресурсов. Информационные продукты и услуги. Информационный рынок.

Тема 4. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации.

Восприятие информации и его особенности.

Тема 5. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

Классификация компьютеров. Базовая конфигурация ПК. Внутренние и внешние устройства ПК. Системное и прикладное ПО. Система контроля и диагностики. Классификация ПО.

Тема 6. Системное программное обеспечение персональных компьютеров.

Общие характеристики и сравнение возможностей операционных систем. Классификация операционных систем. Пользовательские интерфейсы операционных систем. Файловые менеджеры. Элементы программного и технического сервиса персональных компьютеров.

Тема 7. Прикладное программное обеспечение персональных компьютеров. Компьютерная графика.

Понятие и состав прикладного программного обеспечения. Интегрированные системы. Пакеты прикладных программ. Инструментальные системы.

Тема 8. Текстовый процессор Microsoft Word.

Общая характеристика текстовых редакторов, текстовых процессоров и издательских систем. Microsoft Word: Справочная система Word. Построение диаграмм. Создание серийных писем.

Тема 9. Табличный процессор Microsoft Excel.

Microsoft Excel: Диспетчер сценариев в Excel. Информационная технология бизнес-анализа в Excel. Принципы построения баз данных в табличном процессоре. Способы создания макросов. Редактирование и отладка макросов. Использование элементов языка Visual Basic for Applications (VBA) при создании макросов. Инструкции перехода и цикла, процедуры и функции в макросах.

Тема 10. Создание презентаций.

Microsoft PowerPoint: Особенности создания презентаций на основе шаблонов и без них.

Тема 11. Базы и банки данных.

Администрирование баз данных.

Тема 12. Система управления базами данных Microsoft Access.

Создание элементов управления.

Тема 13. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Искусственный интеллект.

Направления исследований в области искусственного интеллекта. Машинный интеллект. Интеллектуальные роботы. Моделирование систем. Система знаний. Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, продукционная.

Тема 14. Экспертные системы.

Виды ЭС. Типы задач, решаемых с помощью ЭС. Отличие ЭС от традиционных программ.

Тема 15. Элементы алгоритмизации и программирования.

Алгоритмизация: алгоритмы и способы их описания, составление алгоритмов на языке блок-схем, базовые управляющие конструкции алгоритмов.

Тема 16. Вычислительные сети.

Принципы построения и классификация вычислительных сетей. Локальные вычислительные сети (ЛВС): конфигурации, организация обмена информацией, методы доступа, модели взаимодействия.

Тема 17. Глобальная информационная сеть Интернет. Защита информации.

Краткая характеристика основных информационных ресурсов Интернет. Сервисы Интернет.

Результаты самостоятельной работы по дисциплине могут быть проверены во время промежуточной аттестации при ответах на вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.

Ниже приведены рекомендации по работе с литературой.

Учебное пособие 1. Безручко, В.Т. Информатика (курс лекций): Учебное пособие / В.Т. Безручко. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 432 с.: ил. – (Высшее образование)рекомендуется использовать при изучении тем 1, 5, 16, 17.

Учебник Информатика для юристов и экономистов: [учебник] для бакалавров, магистров, [специалистов] / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 544 с.: ил. – (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения) рекомендуется использовать при изучении тем 1, 5, 6, 8, 9, 10, 16, 17.

Учебник Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для студентов техн. вузов / под ред. С.В. Симоновича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 640 с.: ил. – (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения) рекомендуется использовать при изучении тем 1, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 17.

Учебник Макарова, Н.В. Информатика: учебник для студентов вузов / Н.В. Макарова, В.Б. Волков. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.: ил. – (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения) рекомендуется использовать при изучении тем 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 16, 17.

Учебное пособие Яшин, В.М. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера: Учебное пособие / В.М. Яшин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 254 с.: – (Высшее образование), рекомендуется использовать при углубленном изучении тем 1, 2, 5.

Учебник Акулов, О.А. Информатика. Базовый курс: учебник для студ. вузов / О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2009. – 574 с. – (Высшее техническое образование) рекомендуется использовать при изучении тем 1, 2, 5, 16, 17.

Учебное пособие Кузин, А.В., Чумакова, Е.В. Основы работы в Microsoft Office 2013: Учебное пособие / А.В. Кузин, Е.В. Чумакова. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 160 с.: – (Высшее образование) рекомендуется использовать при изучении тем 8, 9, 10, 12.

Учебное пособие Могилев, А.В. Информатика: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 848 с.: ил. рекомендуется использовать при изучении тем 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 16, 17.

Учебник Острейковский, В.А. Информатика: учебник для студентов вузов / В.А. Острейковский. – 5-е изд., стереотип. – М.: Высш. шк., 2009. – 511 с.: ил. рекомендуется использовать при изучении тем 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 15, 16, 17.

Учебное пособие Степанов, А.Н. Информатика: базовый курс для студентов гуманит. специальностей вузов / А.Н. Степанов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.: ил. рекомендуется использовать при изучении тем 5, 6, 7, 16, 17.

Статьи к прочтению:

Teach Me Da Wae


Похожие статьи: