виды | Содержание | Примерныевопросы, которыеможно задать обучающимся | Примерныезадания (учебные цели) | Уровни познания и мышления |
ЗНА НИЕ | Направлены на проверкузапоминания через повторение или узнавание информации; вспоминание информациии материала: выполнить тестовыезадания, вставить пропущенные знаки, выучить наизусть, повторение правил иопределений, привести порядок применения | — Когданачалась Великая Отечественная война? — Что такое подлежащее?- Как пишутся простыедроби?- Какой город являетсястолицей Египта? | Определить, повторить, отметить,перечислить, вспомнить, назвать, соотнести, подчеркнуть | Низкий |
ПОНИМА НИЕ | Перенос информации в другую,знакомую, систему, определение путей передачи другим запомненной информации.Описание сходств, различий и результата, сопоставление. Делится на четыре группы: 1. Объяснение(интерпретация) – определение основной идеи и ее внутренней взаимосвязи;сюда можно отнести вопросы «Как?», «Почему?»,задания «Сравните», «Укажите разницу»и др. 2. Перевод (трансформация) –перевод идей в знакомую знаковую систему или форму с сохранением смысла: прочесть график, объяснить рисунок,пояснить своими словами. 3. Примеры – показывают, чтомысль, информация поняты правильно. 4. Определение – передачасодержания термина или понятия своими словами, резюмированиеопределений знакомыми и понятными словами (не повторение приведенногоопределения). | 1. Объяснение: Каковы различия между Х иУ? — Сравнитерельеф Западного и Восточного Казахстана. 2. Перевод: Объясните собственными словами то, что поняли; — Покажите исследование в форме таблицы и вкратце передайтесодержание; — Перескажите сюжет своими словами. 3. Примеры: Приведите примеры по теме (определению). 4. Определение: Дайте определение проблемы, понятное для ученика 3 класса; — Объясните своими словами данныйтермин | Перевести, переформулировать,описать, распознать, объяснить, выразить, отличить, расставить, докладывать, рассказать, прочесть график, объяснить рисунок, пояснить своими словами, сравнить,указать разницу, сопоставить, привести пример | С р е д н и й |
П Р И МЕНЕНИЕ | Использование или применениеинформации для решения какой-либо проблемы. Ученик/студент должен без помощи учителя/ преподавателя самостоятельнорешить незнакомую проблему. Учитель/преподавательдолжен обратить внимание не только на правильность решения, но и на сампроцесс решения; потому что пути решения могут быть важнее самогорешения. | Ученики/студенты имеют политературе представление о метафоре и сравнении (запоминание), они знаюти их различие (понимание). Теперь онидолжны применить эти сведения ивыяснить (рассказать), какие образы они конструируют в стихотворении Абая «Зима». /Соответствует заданиям «Как можноприменить? Попробуй сделать. Что вы хотите узнать? Сделайте таблицу,график»/. | Интерпретировать, применить, присоединить, использовать, показать (принципы и порядок работы), выполнить с соблюдениями правил (сыгратьроль), попрактиковать, иллюстрировать,прибегнуть к идеям (использовать идеи), показать письменно, упорядочить, указать схематически | Ср е д н и й |
А Н А Л И З | Деление исследуемого объекта насоставляющие части с целью определения его структуры, а также выявлениескрытых смыслов. Ученик/студентвыясняет и понимает, как работают различные части и как они ведут крезультату /Анализ отличается отпонимания более глубокой переработкой и усвоением информации/. Виды аналитических вопросов и заданий:1. Выяснение сути; 2. Выявление подтекста;3. Мотивация. 1. 1. Выяснение сути– разделение на составные части (для того,чтобы показать связь между основными понятиями информации, ученики/ студентыдолжны выйти за ее пределы), развитие высказанной мысли. 2. 2. Выявление подтекста – требует выявить связь между двумя заключениями /могут быть приведены решения,ассоциации, причины и следствия, не указанные прямо/.3. 3. Мотивация – выяснение причин.Ученик/студент выявляет прямые искрытые смыслы и действия, защищает свои взгляды с помощью аргументов. | 1. Выяснение сути –Приведите различия элементов сюжета рассказа; — Сравните две части теоремы. 2. Выявление подтекста -В чем суть пенсионной реформы?- Как вы понимаете суть поговорки «Нет пророка в своем Отечестве»? 3. Мотивация — Каковы причины поездкиПрезидента в Китай в мае месяце? — Почему именно вэти дни обсуждается Закон о земле? | Выделить, анализировать, разделить,оценить, вычислить, проэксперименти-ровать,протестировать, сравнить, противопоставить, критиковать, диаграмми-ровать,проинспектировать, дебатировать, инвентаризо-вать,расспросить, соотнести части,решить, экзаменовать, категоризировать, разделить на части, выявить причины иследствия, аргументировать, выявить скрытый смысл | В ы с о к и й |
С И Н Т Е З | Творческое объединение элементовс целью создания нового содержания. Конструирование новой модели (структуры)на основе собственного опыта с использованием предположения, условностей,возможностей. Виды работ и результаты: 1. Творческие жанры. 2. Составление плана или проведение опыта. 3. Результаты, основывающиеся наабстрактных понятиях. | 1. Творческие жанры – эссе,сочинения, стихи, доклад, выступление, сценарий, проект, разработкакомпьютерной программы. 2. Сбор и конкретизация знанийпо теме, приведение к единой системе, составление плана или схемы /планирование опыта, контроль зарезультатами/. 3. Конструирование и предложениенаучной гипотезы (предсказывания). | Составить, планировать,предложить, создать, сформулировать, расставить, собрать, подобрать,сконструировать, сотворить, установить, организовать, устроить, подготовить, написать | В ы с о к и й |
ОЦЕНКА | Принятие решения и защитасобственной точки зрения по спорной и полемичной теме. Ученики/студенты должны сформулировать ипередать свои мысли, идеи, выводы и обосновать их. На этом уровне применяютсяконкретные, системные и обоснованные стандарты. | Осуществляется через постановку вопросов,вызывающих дискуссию и споры, например: «Повашему мнению это правильно /неправильно, важно/неважно, Вы «за» или «против»? | Рассудить, взвесить, оценить, прорейтинговать, сравнить, пересмотреть, расставить,отобрать, выбрать, измерить, аргументировать«за» и «против» | Высокий |
Использованная литература:
Некоторые вопросы образования. Пер. с англ. — Алматы: Центр Демократического Образования, 2001.
Статьи к прочтению:
Таксономия Блума record 20 07 2015 13 08 00
Похожие статьи:
-
Вопрос 33. реляционная модель данных.
По распространенности и популярности реляционные СУБД сегодня вне конкуренции. По сути, они фактически стали промышленным стандартом. В реляционной…
-
Вопрос 32. сетевые и иерархические модели данных. структура данных.
Более сложными моделями данных внутриманшнной сферы (по сравнению с файловой) являются сетевые и иерархические модели, которые поддерживаются в системе…