Моделирование и формализация

      Комментарии к записи Моделирование и формализация отключены

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы (5 часов)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Практическая работа (2часа)

Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Практическая работа (2 часа)

Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Повторение изученного в 10 классе (1 час)

Итоговое тестирование (1 час)

Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия информация.

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ урока Тема урока Кол-во часов Формы контроля Сроки
Информация и информационные процессы – 9 часов
Инструктаж по технике безопасности. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Устный опросСамостоятельная работаПрактическая работаТестирование
П/р Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Методы поиска. Хранение информации, выбор способа хранения информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
П/р Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.
П/р Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Информационные модели – 13 часов
Моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Устный опросСамостоятельная работаПрактическая работаТестирование
Объект, субъект, цель моделирования. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач из различных предметных областей)
Формализация задач из различных предметных областей
Формализация задач из различных предметных областей
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.
Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении.
Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности.
Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
П/р Информационные основы управления.
П/р Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи
Информационные системы – 5 часов
Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. Устный опросСамостоятельная работаПрактическая работаТестирование
П/р Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
П/р Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
П/р Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Проектирование и разработка базы данных учебного характера.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов — 5 часов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Устный опросСамостоятельная работаПрактическая работаТестирование
П/р Архитектуры современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
П/р Многообразие операционных систем. Файлы и файловая система.
П/р Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
П/р Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
Повторение изученного в 10 классе (2 часа)
Повторение. Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы. Устный опросСамостоятельная работа
Итоговое тестирование по программе 10 класса Тестирование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Сосновый Солонец муниципального района Ставропольский Самарской области

«Согласовано»Председатель Управляющего Совета______________/______________________________/ Протокол №___от «___»__________20 г. «Утверждаю»Директор ГБОУ СОШс. Сосновый Солонец. ________________ /А.М.Козлов/ Приказ №___от «___»__________20 г.

Информатика 9 класс 14-15 неделя Моделирование как метод познания