Настройка ограничителя шума

      Комментарии к записи Настройка ограничителя шума отключены

Одним из наиболее типичных примеров применения ограничителей шума является обработка звука ударных инструментов. Ограничитель шума включается в канал выбранного инструмента, например, через разъединитель микшерного пульта. Настройка производится следующим образом. Сначала нужно полностью открыть канал ограничителя, установив регулятор порога в крайнее левое положение. После этого, попросив барабанщика сделать серию ударов, нужно, пользуясь тем же регулятором, постепенно закрывать канал ограничителя шума до тех пор, пока инструмент не станет звучать достаточно чисто. При этом его звучание будет становиться все более сухим. Увеличивая уровень порога срабатывания ограничителя, следите за тем, чтобы не закрыть канал полностью. Установка порога считается законченной, если канал ограничителя открывается и закрывается достаточно четко. Установив уровень порога срабатывания ограничителя шума, приступают к более тонкой настройке ограничителя. Ориентируясь на содержание призвуков в звучании инструмента, найдите такое положение регулятора затухания, при котором получается требуемая длительность послезвучания, вызванного ударом. Если на фоне этого послезвучания слишком сильно выделяются канальные помехи, можно уменьшить уровень послезвучания при помощи регулятора глубины. При настройке ограничителя шума канала вокала степень ослабления уровня послезвучания, устанавливаемая регулятором глубины, может быть меньше, чем это обычно требуется при настройке канала ударных, потому что естественное нарастание и спад уровня вокала обычно происходят более плавно. При большой глубине ослабления послезвучания вокала, его звучание в целом становится отрывистым, рвущимся. Для того, чтобы ослабить этот эффект, можно увеличить время затухания, следя за тем, чтобы окончания слов звучали равномернее, но четкость срабатывания ограничителя шума не нарушалась. Ограничители шума весьма целесообразно применять в каналах гитары, бас-гитары и клавишных. Ограничители шума сигналов инструментов заметно ослабляют влияние электрических помех и шумов мониторных систем этих инструментов. Сигнал инструмента, открывая канал ограничителя шума, обычно сам по себе достаточно хорошо маскирует всевозможные помехи. В те моменты, когда сигнал инструмента отсутствует, канал инструмента лучше закрыть, чтобы полностью устранить влияние помех. Для обработки сигналов заднего вокала можно использовать один ограничитель шума, включаемый в цепь группового канала микшерного пульта. Включаемый таким образом ограничитель шума будет открываться при появлении любого из сигналов заднего вокала.

Применение ограничителя шума в канале заднего вокала позволяет существенно снизить заметность помех, создаваемых каналами заднего вокала в общем сигнале. Такое снижение помех особенно эффективно при сведении стереофонического баланса.

Введение ограничителя шума в канал заднего вокала позволяет практически полностью избавиться от проникновения в этот канал посторонних сигналов, улавливаемых микрофонами заднего вокала.

Некоторые модели ограничителей шума имеют специальные ключевые фильтры, позволяющие настроить срабатывание ограничителя шума по определенной группе частот входного шума DS 201, выпушенной фирмой Дроумер. эгот ограничитель имел два ключевых фильтра, позволяющих предотвратить срабатывание ограничителя шума в выбранном диапазоне нижних и верхних частот. Каждый из этих фильтров позволял выбрать одну определенную границу частоты срабатывания ограничителя шума.

Полезность ключевого фильтра можно проследить на следующем примере. При озвучивании ударной установки практически невозможно разместить микрофоны отдельных инструментов так, что-бы полностью изолировать их от проникновения сигналов соседних инструментов. При помощи ограничителей шума с ключевыми фильтрами можно разделить эти каналы по частотному признаку. Например, случайное срабатывание ограничителя шума канала ведущего барабана может быть вызвано звуком хай хэта, улавливаемым микрофоном ведущего барабана, так как оба инструмента находятся в непосредственной близости друг от друга. Это срабатывание можно прекратить, если заставить каждый из ограничителей шума отдельных инструментов ударной установки срабатывать только при появлении тех частотных составляющих, наличие которых характерно для соответствующих им инструментов. Основные частотные составляющие ведущего барабана находятся в диапазоне от 50 до 1000 Гц, а хай хэта — от 1000 Гц и выше. Настроив на ключевом фильтре ограничителя шума канала ведущего барабана нижнюю границу на частоту 50 Гц, а верхнюю — на 1000 Гц, мы обеспечиваем срабатывание этого ограничителя шума только от сигнала барабана. Сигнал хай хэта, основные частотные составляющие которого лежат выше 1000 Гц, на срабатывании этого ограничителя не скажется. Таким же образом можно устранить влияние сигнала ведущего барабана на работу ограничителя шума канала хай хэта. Для этого достаточно настроить нижнюю границу ключевого фильтра ограничителя шума канала хай хэта на 1000 Гц.

Вход внешнего управления

На многих моделях ограничителей шума предусмотрено наличие входа внешнего управления. Этот вход предназначен для управления работой ограничителя шума внешними звуковыми сигналами. При подключении выхода какого-либо источника звукового сигнала к этому входу, ограничитель шума перестает реагировать на сигнал, подаваемый на его основной вход. Вместо этого он начнет работать в соответствии с сигналом, поданным на его вход внешнего управления. Таким образом, возникает возможность управлять включением одного из сигналов при помощи другого. Например, сигнал басового барабана ударной установки может управлять амплитудой сигнала бас-гитары, создавая особый модуляционный эффект, часто применяемый в музыке стиля фанки. Существуют и другие примеры применения входа внешнего управления ограничителя шума. Например, можно синхронизировать звучание группы духовых инструментов сигналом одного из инструментов, подаваемого на вход внешнего управления ограничителя шума канала этих духовых инструментов. В этом случае звук группы духовых инструментов будет появляться только во время звучания ведущего инструмента. Вход внешнего управления можно использовать для разнообразных изменений естественных звучаний всевозможных инструментов. Например, если сигнал генератора с частотой 40 Гц подать на основной вход ограничителя шума, сигнал басового барабана — на его вход внешнего управления, а полученный при этом сигнал ограничителя шума подмешать к сигналу басового барабана, можно получить увеличение плотности его звучания, не прибегая к подъему уровня низкочастотных составляющих сигнала басового барабана. Таким же образом можно синтезировать звучания ведущего барабана и перкуссии, используя генераторы белого или розового шума. Генератор розового шума будет давать более низкий и ровный звук, чем генератор белого шума. Используя входы внешнего управления ограничителей шума, можно получить бесконечное разнообразие всевозможных эффектов, но применяя эти эффекты, нужно внимательно следить за тем, чтобы не разрушить баланс общего звучания всего произведения.

Все вышеперечисленные особенности ограничителей шума делают их весьма важными средствами обработки звука. Количество ограничителей шума, необходимых для получения чистого, сбалансированного звучания, в большом концертном комплексе может исчисляться десятками штук. Поэтому многие фирмы производители электронной техники стараются уменьшать их размеры и увеличивать количество каналов обработки ограничителей шума, размещаемых в одном рэковом корпусе. Например, фирма DOD выпускает четырехканальные ограничители шума, а фирма ARX — шестиканальные.

ЭКСАЙТЕРЫ

Эксайтеры — это сравнительно новый тип звуковых процессоров, предназначенных для работы в составе систем звуковоспроизведения. Ими достаточно просто пользоваться, но если их применять неаккуратно, можно испортить все звучание, поэтому многие звукооператоры ими пользоваться не любят. При помощи эксайтеров можно оживить звучание системы звуковоспроизведения, выделить звучание какого-либо голоса или инструмента, или добиться более четкого звучания мониторов, не увеличивая уровень мониторного сигнала. Однако при неправильном использовании эксайтеры могут делать звучание системы излишне резким, жестким бесчувственным и утомительным.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСАЙТЕРОВ

Принципы применения и построения эксайтеров были впервые определены фирмой производителем электронной аппаратуры Алекс. Действие эксайтера состоит в использовании определенных типов гармонических искажений звукового сигнала. Эксайтер производит из некоторой части входного сигнала специфические гармонические искажения, которые в небольшом количестве подмешиваются к этому же сигналу, слегка задержанному по времени. Это создает эффект своеобразного обогащения сигнала гармоническими составляющими, которые в самом сигнале слабо выражены или отсутствуют. Использовать эффект эксайтера можно следующим образом. Допустим, у вас есть две сходные гитарные партии, исполняемые одновременно, но одна из них звучит чище, чем другая. В этом случае та гитарная партия, в которой содержится больше искажений, при условии равенства уровней обеих партий будет выделяться. Эксайтер производит аналогичное выделение, поэтому, применив его эффект для партии, звучащей более чисто, можно сбалансировать звучания отдельных партий между собой, сохранив примерно равный уровень звучания обеих партий. Искажения, производимые эксайтером, подбираются таким образом, чтобы они как можно менее ощущались на слух. Нужно добиваться, чтобы звучание, создаваемое эксайтером, было лишь слегка богаче и теплее, чем естественное необработанное звучание голосов и инструментов. В концертном комплексе эксайтер может применяться как специальный эффект или корректор звучания. Он может включаться в цепь дополнительных входов и выходов микшерного пульта, если необходимо поправить звучания сразу нескольких каналов. Если необходимо придать эффект какой-либо группе инструментов, эксайтер может подключаться к одному из разъединителей групповых каналов. Для того, чтобы придать яркость звучанию всего концертного комплекса, эксайтеры могут включаться в цепь его системы звуковоспроизведения, например, сразу после главных выходов микшерного пульта. В любом случае, эффект; производимый эксайтером, должен быть ненавязчивым. В небольшом количестве этот эффект придает звучанию чистоту и искристость, а в чрезмерном — быстро утомляет слух. К группе эксайтеров относится и ряд других устройств обработки звука, изменяющих психоакустические характеристики звучания. Большинство из них предназначено для получения субъективного подчеркивания высоких частот и работает по принципу подмешивания высокочастотных компонент сигналов к этим же сигналам. Однако, существуют устройства обработки звука, использующие другие психоакустические принципы или несколько принципов одновременно. Одним из таких устройств является максимайзер Sonic Maximiser, выпускаемый фирмой ВВЕ. Этот максимайзер разделяет сигнал на три полосы, в каждой из которых происходит индивидуальное разделение сигнала на отдельные компоненты с одновременным исправлением фазовых искажений, после чего сигнал составляется заново. В результате этой процедуры сигнал обретает прежнюю чистоту и ясность, которая была у него в момент получения от источника звука. В отличие от эксайтера, эффект которого наблюдается в основном в области высоких частот, эффект максимайзера проявляется во всем звуковом диапазоне частот, включая нижнюю границу этого диапазона.

Настройка звука через инженерное меню