О курсовых экзаменах и зачетах

      Комментарии к записи О курсовых экзаменах и зачетах отключены

ПОЛОЖЕНИЕ

Настоящее положение разработано на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закона РФ «Об образовании», Устава РГЭУ «РИНХ» и Типового положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ.

Положение определяет основные правила организации экзаменационных сессий в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» и его филиалах, порядок сдачи экзаменов и зачётов, права и обязанности преподавателей и студентов во время сдачи экзаменов и зачётов, порядок прохождения практик и защиты отчётов по практике.

I. Организация проведения курсовых экзаменов и зачётов.

Итоговой системой оценки знаний обучающихся в вузе выступают курсовые экзамены и зачеты.

Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины или ее части и имеют целью проверку полученных теоретических знаний студентов и выявление практических навыков при решении конкретных задач, а также умения самостоятельно работать с учебной и научной литературой, рекомендованной преподавателем.

Зачеты являются формой проверки усвоения материала отдельных дисциплин, выполнения лабораторных и курсовых работ (проектов), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов различных видов практики.

1. Перечень экзаменов и зачетов определяется учебным планом. Экзамены и зачеты проводятся в строгом соответствии с утвержденными рабочими программами дисциплин.

2. Курсовые экзамены сдаются в период проведения экзаменационной сессии. Вне сессии экзамены сдаются в случае наличия академической разницы в результате перевода (зачисления), восстановления по индивидуальному графику.

3. Сдача экзаменов (зачётов) вне утверждённого расписания сессии может быть разрешена в исключительных случаях соответствующим распоряжением декана факультета на основании заявлений студентов при наличии уважительной причины, подтвержденной соответствующими документами.

4. Студенты, обучающиеся в сокращённые сроки, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

5. Расписание экзаменов для всех форм обучения разрабатывается учебно-методическим управлением и доводится до преподавателей и студентов не позднее, чем за две недели до начала экзаменов. Расписание составляется с таким расчётом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено, как правило, не менее 2 дней.

6. Студенты допускаются к экзаменам при условии сдачи всех зачетов,выполнения курсовых и контрольных работ по дисциплинам учебного плана данного семестра, а также отчётов по практике. При наличии уважительных причин, подтверждённых документально, декану факультета в отдельных случаях предоставляется право допускать до экзаменационных сессий студентов дневного обучения, не сдавших зачёты по дисциплинам, по которым не установлены экзамены.

Студенты заочного отделения допускаются в целом к зачетно-экзаменационной сессии, во время которой сдают и зачеты и экзамены. Контрольная и курсовая работы должны быть сданы на соответствующую кафедру и защищены в межсессионный период. Студенты, не защитившие контрольную и курсовую работы, к сдаче соответствующей дисциплины не допускаются.

7. Допуск к сдаче экзамена осуществляется деканом факультета оформлением экзаменационной ведомости.

8. Студентам, которые не могли сдать зачёты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, подтверждённым документально, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачётов (но не позднее первого учебного месяца, следующего за сессией семестра).

9. Студенты заочного отделения, которым по уважительным причинам, подтвержденным документально, перенесен срок сдачи зачетов и экзаменов, не теряют права на дополнительно оплачиваемый отпуск.

В случае если студент к экзамену (зачёту) не допущен, против его фамилии в графе «Оценка» делается надпись «Не допущен» с подписью декана факультета, его заместителя или работника деканата.

10. В случае досрочной сдачи декан факультета или заместитель декана факультета в экзаменационной ведомости против фамилии в графе «Оценка» делает надпись «Сдано досрочно» с подписью декана факультета или заместителя декана факультета.

11. При неявке студента на экзамен (зачёт) в экзаменационной ведомости (в графе «Оценка») экзаменатор делает пометку «Не явился». Неявка по неуважительной причине приравнивается к неудовлетворительной оценке.

12. Экзамены проводятся как в устной, так и в письменной форме по экзаменационным билетам или с использованием информационных технологий. Экзаменационные вопросы (вопросы к зачёту) ежегодно разрабатываются и обновляются лектором, преподающим учебную дисциплину, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Каждый экзаменационный билет подписывается заведующим кафедрой, преподавателем-экзаменатором.

Билеты для экзаменов должны охватывать весь пройденный материал программы учебной дисциплины и содержать не менее двух и не более четырёх четко сформулированных вопросов из различных разделов программы. По объему вопросы рассчитаны на устное изложение материала в течение не менее 15 минут. Количество экзаменационных билетов должно превышать число всех экзаменующихся в учебной группе.

13. Экзамены принимаются, как правило, лектором данного потока в соответствии с распределением учебной нагрузки. В исключительных случаях, при большем количестве групп у одного лектора или при многочисленной группе, по разрешению заведующего кафедрой допускается привлечение в помощь основному экзаменатору преподавателей, руководивших практическими занятиями в данной учебной группе. Оценка студенту выставляется основным экзаменатором.

При отсутствии лектора по уважительным причинам прием экзамена может осуществлять заведующий кафедрой или по его указанию преподаватель, читающий аналогичные дисциплины в других потоках.

14. При сдаче экзамена (зачёта) студент предъявляет зачетную книжку и берет один из билетов, называет его номер, знакомится с содержанием вопросов и с разрешения экзаменатора приступает к подготовке ответа.

15. В аудитории при проведении устного экзамена одновременно может находиться не более 7 человек экзаменуемых. Студент без зачётной книжки к экзамену или зачёту не допускается.

16. При сдаче письменного экзамена одновременно всей группой, каждый студент должен сидеть за отдельным столом.

17. Для подготовки к ответу студенту отводится, как правило, до 30 минут. Ответ студента по вопросам билета не прерывается. Преподавателю предоставляется право предложить экзаменуемому уточнить отдельные положения, а также право задавать студенту дополнительные вопросы. Кроме того, помимо теоретических вопросов, преподаватель имеет право давать задачи и примеры, тесты и кейсы по программе данного курса, при этом подразумевается, что дополнительные вопросы задаются с целью обеспечения полного (содержательного) ответа.

Экзаменатору рекомендуется проводить опрос по всем вопросам билета, особенно при демонстрации студентом слабых знаний по некоторым из них. По окончании ответа преподаватель вслух объявляет оценку и заносит ее в экзаменационную ведомость и в зачетную книжку.

18. Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях в конце семестра.

19. Зачеты по лекционным курсам, по которым экзамены не предусмотрены, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии, в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины, в письменной либо в устной форме.

20. При систематической активной работе студента в течение всего семестра (успешное выполнение аудиторных, домашних контрольных работ и текущих заданий в установленные сроки, активное участие в семинарах и т.д.) преподавателю предоставляется право выставлять зачет (экзамен) без опроса. Об этом преподаватель информирует группу на последнем занятии по данному предмету. При этом зачёт (экзамен) проставляется в день проведения зачёта (экзамена) при условии явки студента и предоставления зачётной книжки.

21. На экзамене (зачёте) кроме экзаменатора и экзаменуемых лиц могут присутствовать: ректор, проректор по учебной работе, проректор по учебно-методической работе, деканы факультетов и их заместители, заведующие кафедрами, начальник учебно-методического управления, преподаватель, проводивший практические занятия. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения ректора университета, проректора по учебной работе или декана факультета не допускается.

22. Во время экзамена (зачёта) студенты могут пользоваться с разрешения экзаменатора учебной программой данного курса и справочной литературой.

В случае пользования студентом неразрешенными пособиями, списывании, экзаменатор отстраняет его от экзамена, докладывает об этом заведующему кафедрой. Каждое подобное нарушение подлежит рассмотрению в дисциплинарном порядке. В экзаменационной ведомости при этом делается запись «Неудовлетворительно».

23. Последний экзаменуемый отвечает преподавателю в присутствии старосты группы.

24. Экзаменационная ведомость по окончании экзамена (зачёта) в тот же день сдается преподавателем в деканат и на кафедру. В экзаменационных ведомостях не допускаются исправления, подчистки, дополнения. Против каждой фамилии студента должна быть подпись преподавателя.

25. Студенты могут сдавать зачеты и экзамены по факультативным дисциплинам. По их желанию результаты вносятся в ведомость, зачетную книжку и выписку из зачетной книжки (приложение к диплому).

II. Система оценок.

Экзаменатор обязан проявить высокую требовательность к знаниям экзаменующихся. Особенно глубоко и тщательно должно быть выявлено понимание ими сущности излагаемых вопросов, умение применить теоретические знания к решению практических задач.

1. Общими критериями для выставления оценок на экзаменах являются:

«отлично» — изложенный материал фактически верен, наличие глубоких исчерпывающих знаний в объеме пройденной программы дисциплины в соответствии с поставленными программой курса целями и задачами обучения; правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе;

«хорошо» — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденной программы дисциплины в соответствии с целями обучения; правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала; допускаются отдельные логические и стилистические погрешности.

«удовлетворительно» — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, изложение ответов с отдельными ошибками, уверенно исправленными после дополнительных вопросов; правильные в целом действия по применению знаний на практике;

«неудовлетворительно» — ответы не связаны с вопросами, наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы.

2. Положительные оценки должны быть проставлены в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационную ведомость или в направление (форма №5).

3. Экзаменатор несет ответственность за объективность и точность оценки знаний студентов.

4. Всякого рода попытка прямого или косвенного воздействия на экзаменатора в целях изменения выставленной оценки является грубейшим нарушением учебной дисциплины. Обо всех подобных случаях экзаменатор немедленно сообщает декану факультета в служебной записке.

5. В случае возникновения конфликтной ситуации выставленная преподавателем оценка по одному из сданных студентов экзамену может быть пересмотрена в следующем порядке:

— в день объявления результатов сдачи экзамена или зачёта студент имеет право обратиться к декану с письменным заявлением о несогласии с оценкой, выставленной преподавателем;

— декан назначает аппеляционную комиссию, состоящую из зав. кафедрой, преподавателя, принимающего экзамен или зачёт; председателем является декан;

— аппеляционная комиссия обязана рассмотреть заявление студента в течение трёх дней;

— при наличии письменного ответа комиссией проводится экспертное заключение представленного материала;

— при устном ответе аппеляционная комиссия назначает собеседование студенту для объективной оценки знаний;

— оценка аппеляционной комиссии является окончательной и пересмотру не подлежит.

Статьи к прочтению:

Что такое сессия, допуск, рейтинг, семинары и курсовая


Похожие статьи: