Обозначение и использование объектов класса

      Комментарии к записи Обозначение и использование объектов класса отключены

Итак, мы рассмотрели инкапсуляцию — одно из средств защиты объектов. Все вроде бы понятно, но как же именно работать с объектом?

Если уж говорить о защите объекта, то чтобы она действительно была эффективной, надо позаботиться о некоем стандартном и безопасном, не зависящим от языка программирования способе доступа к объекту. К тому же такой стандартный способ доступа должен быть простым и с точки зрения использования, и с точки зрения реализации. Вспомните пример с телевизором. Нажимая кнопки на пульте, мы ожидаем, что телевизор откликнется на это действие каким-то определенным образом — именно так, как мы ожидаем, а не иначе.

То есть, с одной стороны, пульт ДУ является средством доступа к скрытым операциям, выполняемым телевизором, а с другой стороны — пульт обеспечивает нужное для нас поведение телевизора. В данном примере именно пульт является таким стандартным средством доступа к телевизору. Можно даже сказать, средством доступа, не зависящим от конкретной модели телевизора — вспомните об универсальных пультах и о том, как отключаете звук надоедливой рекламы на экране в вагоне поезда, используя КПК!

В том же примере с телевизором у нас впервые промелькнуло слово интерфейс — именно так называют тот самый стандартный способ доступа к объекту.

Более строго, интерфейс — это логическая группа открытых (public) операций объекта. Один и тот же объект может иметь несколько интерфейсов. У телевизора, например, их два — пульт ДУ и кнопки на корпусе.

Кстати, посмотрите внимательнее на пульт ДУ или на экран программы удаленного контроля. Что вы видите — кнопки? Или кнопки, сгруппированные по функциональному признаку? Да, именно так: кнопки, переключающие каналы, расположены отдельно, рядом — группа кнопок, отвечающих за регулировку громкости звука, рядом — группа программируемых кнопок, и т. д.

В принципе, можно сказать, что пульт реализует не один, а несколько интерфейсов — по числу функциональных групп кнопок. Именно этот иллюстрирует понятие логическая группа в определении интерфейса.

Однако интерфейс — это не только и не столько группа операций объекта. Интерфейс отражает внешние проявления объекта, показывает, каким образом осуществляется взаимодействие с ним, скрывая остальные детали, не имеющие отношения к процессу взаимодействия.

Интерфейс всегда реализуется некоторым классом, который в таком случае называют классом, поддерживающим интерфейс. Как мы уже говорили ранее, один и тот же объект может иметь несколько интерфейсов. Это означает, что класс этого объекта реализует все операции этих интерфейсов.

Все современные языки программирования активно используют конструкции интерфейса.

Каким же образом интерфейс изображается на диаграммах. Изображаться он может несколькими способами. Первый и самый простой из них — это класс со стереотипом(рис. 4.3):

Рис. 4.3.

Этот способ хорош, если нужно показать, какие именно операции предоставляет интерфейс. Если же такие подробности в данный момент не важны, предоставляемый интерфейс изображают в виде кружочка или, как говорят, леденца (lollipop) (рис. 4.4):

Рис. 4.4.

Обратите внимание на маленький значок на закладке папки ConduitSet. Это обозначение подсистемы, мы могли бы не рисовать его, а просто использовать стереотип . Впрочем, об этом мы еще поговорим.

И наконец, еще один способ изображения интерфейса. Он не является альтернативой описанным ранее способам, а используется для изображения интерфейсов, требующихся объекту для выполнения его работы. Обозначается он очень простым и логичным символом. Впрочем, судите сами (рис. 4.5):

Рис. 4.5.

Как (для чего) используется интерфейс в ООП?

Наблюдательный читатель уже, наверное, заметил, как логически совмещаются символы предоставляемого и требуемого интерфейсов.

Действительно, на диаграммах довольно часто можно увидеть такую картинку (рис. 4.6):

Рис. 4.6.

Названия интерфейсов начинаются с буквы I? Эта традиция пошла из языка Java, и, как показывает практика, она весьма облегчает жизнь, если нужно, например, быстро разобраться в сложной диаграмме, составленной другим человеком.

Статьи к прочтению:

Уроки Java для начинающих | #13 — Создание класса и объекта


Похожие статьи: