Обработка исключительных ситуаций

      Комментарии к записи Обработка исключительных ситуаций отключены

При работе программы выполнение операторов обычно идёт в рамках “основного ствола” — в случае, когда всё идёт как надо. Но время от времени возникают исключительные ситуации (исключения — exceptions), приводящие к ответвлению от основного ствола: деление на 0, отсутствие места на диске или попытка писать на защищенную для записи дискету, ввод с клавиатуры ошибочного символа (например, буквы вместо цифры). В отличие от катастрофических ситуаций (ошибок) такие ситуации в большинстве случаев могут быть учтены в программе, и, в частности, они не должны приводить к аварийному завершению программы.

В языках программирования предыдущих поколений для решения указанных проблем приходилось использовать огромное число проверок на допустимость присваиваний и математических операций. Мало того, что эти проверки резко замедляли работу программы — не было гарантии, что они достаточны, и что во время работы программы не возникнет вылет из-за возникновения непредусмотренной ситуации.

В Java, как и в других современных языках программирования, для таких целей предусмотрено специальное средство — обработка исключительных ситуаций. При этом используется так называемый защищенный блок программного кода try (“попытаться”), после которого следует необязательные блоки перехвата исключений catch, за которыми идёт необязательный блок очистки ресурсов finally.

Про наступившую исключительную ситуацию говорят, что она возникает, либо – что она возбуждается. В английском языке для этого используется слово throw – “бросить”. Поэтому иногда в переводной литературе используют дословный перевод “бросается исключительная ситуация”.

Общий случай использования защищённого блока программного кода и перехвата исключительных ситуаций выглядит так:

try{

операторы0;

}

catch (ТипИсключения1 переменная1){

операторы1;

}

catch (ТипИсключения2 переменная2){

операторы2;

}

catch (ТипИсключенияN переменнаяN){

операторыN;

}

finally{

операторы;

}

Отметим, что при задании блоков try-catch-finally после фигурных скобок точкой с запятой “;” можно не ставить, как и всегда в случае использования фигурных скобок. Но можно и ставить — по усмотрению программиста.

Если исключительных ситуаций не было, операторы0 в блоке try выполняются в обычном порядке, после чего выполняются операторы в блоке finally. Если же возникла исключительная ситуация в блоке try, выполнение блока прерывается, и идёт перехват исключений в блоках catch (“перехватить”). В качестве параметра оператора catch задаётся ссылочная переменная, имеющая тип той исключительной ситуации, которую должен перехватить данный блок. Чаще всего эту переменную называют e (по первой букве от exception). Если тип исключения совместим с типом, указанном в качестве параметра, выполняется соответствующий оператор. После чего проверок в следующих блоках catch не делается.

После проверок и, возможно, перехвата исключения в блоках catch выполняются операторы блока finally. Его обычно используют для высвобождения ресурсов, и поэтому часто называют блоком очистки ресурсов. Специальных операторов или зарезервированных конструкций для обработки в блоке finally нет. Отличие кода внутри блока finally от кода, стоящего после оператора try…finally, возникает только при наличии внутри блоков try или catch операторов break, continue, return или System.exit, то есть операторов, прерывающих работу блока программного кода. В этом случае независимо от их срабатывания или несрабатывания сначала происходит выполнение операторов блока finally, и только потом происходит переход в другое место программы в соответствии с оператором прерывания.

Пример обработки исключений:

void myETest(String s,double y){

double x, z;

try{

x=Double.parseDouble(s);

z=Math.sqrt(x/y);

} catch(ArithmeticException e){

System.out.println(Деление на ноль);

} catch(NumberFormatException e){

System.out.println(Корень из отрицательного числа!);

}

};

Статьи к прочтению:

[C++] Обработка исключений: Try, Catch, Throw


Похожие статьи:

  • Исключительные ситуации при работе с памятью

    Лекция № Аппаратно-независимый уровень управления виртуальной памятью План 1) Введение в аппаратно-независимый уровень управления виртуальной памятью 2)…

  • Примеры обработки исключений

    Пример 1. Оптимизировать программу, производящую простые арифметические операции над числами (сложение, умножение и деление), используя обработку…