Оценка пользовательского интерфейса информационной системы

      Комментарии к записи Оценка пользовательского интерфейса информационной системы отключены

Оценка субъективной удовлетворенности пользователя интерфейсом программного продукта

Количество измеряемых показателей при оценке пользовательского интерфейса, как правило, сводится к пяти базовым характеристикам.

1. Скорость работы пользователя.

2. Ошибки.

3. Обучаемость навыкам работы с системой

4. Сохранение навыков работы с системой.

5. Субъективная удовлетворенность пользователя

Существует два возможных направления действий при измерении субъективной удовлетворенности пользователя:

1) спросить респондента о том, насколько интерфейс кажется ему удовлетворительным;

2) наблюдать за поведением респондента, подсчитывая количество и знак проявленных пользовательских реакций в процессе работы с системой, чтобы на основе этого определить, нравится или не нравится ему интерфейс.

Анкетирование 1

Порядок проведения опроса следующий:

1) респонденту дается лист бумаги с набором случайно подобранных эмоционально окрашенных прилагательных (частью имеющих позитивную окраску, частью – негативную);

2) респонденту предлагается подчеркнуть слова, которые, на его взгляд, применимы к продукту;

3) после того, как анкета заполнена, подсчитывается разница между числом негативных и позитивных терминов.

При опросе используется следующий набор прилагательных:

Устаревший – Эффективный – Неудобный – Замусоренный – Тусклый – Яркий – Чистый – Прямой – Ясный – Непоследовательный – Неуправляемый – Привлекательный – Стандартный – Управляемый – Хороший – Интуитивный – Веселый – Любительский – Неэффективный – Опасный – Скучный – Радостный – Безопасный – Жесткий – Раздражающий – Треугольный – Комфортабельный – Холодный – Умный – Бесполезный – Халтурный – Теплый – Светлый – Последовательный – Загадочный – Качественный – Интересный – Ненадежный – Гибкий – Красивый – Некрасивый – Непривлекательный – Полезный – Глупый – Запутанный – Удобный – Понятный – Непредсказуемый – Тяжелый – Современный – Легкий – Дружественный – Нестандартный – Плохой – Надежный – Сложный – Простой – Темный – Профессиональный – Медленный – Круглый – Печальный – Недружественный – Предсказуемый – Непонятный – Быстрый – Головоломный – Грустный.

Результат опроса: разность между положительными и отрицательными характеристиками оценки данной системы респондентами. Оценка проводилась студентом, выполнившим расчетно-графическую работу, и тремя респондентами, являющимися пользователями программы. Результат анализа анкетирования представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ результатов анкетирования 1

Респонденты Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 Студент
Ассоциации УстаревшийЭффективныйЧистыйПрямойЯсныйСтандартныйХорошийПоследовательныйУдобныйЛегкийНадежныйПростойПредсказуемый УстаревшийСтандартныйУправляемыйПолезныйУдобныйПонятный
Результат

Анкетирование 2

Данная анкета не используется без адаптации под конкретный проект. Часть ее вопросов может быть неактуальной для продукта или же вопросы следует переформулировать. Анкета представляет собой таблицу (табл. 2) с вопросами, для каждого из которых респондент может выбрать один из пяти вариантов ответа.

Таблица 2

Анкета для оценки субъективной удовлетворенности пользователя

Вопросы/шкала -2 -1 +1 +2
Процедура поиска проста Нет Да
Система способна делать все, что мне нужно и даже больше Нет Да
Система работает достаточно быстро Нет Да
Мне нравится внешний вид интерфейса Нет Да
Я чувствую, что если я лучше изучу систему, то смогу делать в ней вещи, о которых сейчас даже и не подозреваю Нет Да
Систему можно легко настроить под мои нужды Нет да
Начать работу было легко; я не столкнулся с существенными трудностями Нет Да
Всякий раз, когда я ошибался, я с легкостью замечал и исправлял свою ошибку Нет да
Я доволен своей скоростью работы Нет Да
В любой момент времени я понимал, что должен сделать дальше нет Да
Во время работы я чувствовал себя вполне уверенно нет да

Результаты представляют собой сумму баллов, которым респондент оценил показатель. Данная сумма и является сравниваемым значением. Оценка проводилась студентом, выполнившим расчетно-графическую работу, и тремя респондентами, являющимися пользователями программы. Результат анализа анкетирования представлен в таблице 3.

Таблица 3

Оценка результатов анкетирования 2

Вопросы/шкала Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 Студент
Процедура поиска проста -2
Система способна делать все, что мне нужно и даже больше -1 -2
Система работает достаточно быстро
Мне нравится внешний вид интерфейса -1
Я чувствую, что если я лучше изучу систему, то смогу делать в ней вещи, о которых сейчас даже и не подозреваю -2 -2 -1
Систему можно легко настроить под мои нужды -2
Начать работу было легко; я не столкнулся с существенными трудностями
Всякий раз, когда я ошибался, я с легкостью замечал и исправлял свою ошибку -1
Я доволен своей скоростью работы
В любой момент времени я понимал, что должен сделать дальше
Во время работы я чувствовал себя вполне уверенно
Результат анкетирования

Статьи к прочтению:

Проектирование пользовательских интерфейсов с точки зрения программного инженера


Похожие статьи: