Организация и контроль научно-исследовательской работы в семестре

      Комментарии к записи Организация и контроль научно-исследовательской работы в семестре отключены

5.2.1 НИРМ в течение всего срока обучения организуется кафедрой, осуществляющей подготовку магистров согласно распределению нагрузки в оперативном учебном плане. Сроки и продолжительность проведения НИРМ в семестре устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

5.2.2 Руководитель научно-исследовательской работой магистранта в семестре назначается распоряжением заведующего кафедрой из числа ППС (профессор, доцент) и специалистов, привлеченных руководителем магистерской программы, с учетом распределения учебной нагрузки и результатов приема.

5.2.3 НИРМ в семестре осуществляется в формах, перечень которых конкретизируется и дополняется в зависимости от специфики магистерской программы, утверждается научным руководителем и является обязательным для получения зачётов по НИРМ. Рекомендуемый перечень основных форм НИРМ в семестре включает в себя:

– выполнение заданий научного руководителя в соответствии с индивидуальным планом научно-исследовательской работы магистранта;

– выполнение научно-исследовательских видов деятельности в рамках научных тем, грантов и договоров кафедры;

– участие в подготовке и проведении научных и научно-практических форумов (конференций, круглых столов, дискуссий, диспутов и др.), организуемых кафедрой, институтом (факультетом), вузом;

– самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике направления подготовки;

– участие в конкурсах научно-исследовательских работ;

– представление промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара кафедры, который должен проводиться в открытом формате с участием аспирантов, преподавателей различных кафедр, сотрудников научно-исследовательских подразделений, приглашенных специалистов-практиков и представителей работодателей;

– представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

5.2.4 Выпускающая кафедра, на которой реализуется магистерская программа, определяет специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы. К числу специальных требований относятся:

– владение методологией и современной проблематикой данной отрасли знания;

– знание истории развития проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

– наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом;

– умение практически осуществлять научные исследования, применять эмпирические методы сбора и анализ информации в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);

– умение работать с конкретными программными продуктами и информационными ресурсами.

5.2.5 К результатам научно-исследовательской работы в семестре выдвигаются следующие требования:

– результатом научно-исследовательской работы в первом семестре обучения в магистратуре является: утвержденная тема диссертации и план-график работы над диссертаций с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; постановка целей и задач диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных информационных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования;

– результатом научно-исследовательской работы во втором семестре обучения в магистратуре является подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов;

– результатом научно-исследовательской работы в третьем семестре (третьем и четвертом семестрах для заочной формы) обучения в магистратуре является сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, проведения экспериментов, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией;

– результатом научно-исследовательской работы в четвертом семестре (пятом семестре для заочной формы) обучения в магистратуре является подготовка окончательного текста магистерской диссертации.

5.2.6 В конце каждого семестра результаты НИРМ с оценкой работы научным руководителем магистранта должны быть представлены в виде отчета в индивидуальном плане (Приложение 3) для утверждения на заседании кафедры (дополнительные формы отчета определяются кафедрой). По результатам выполнения утвержденного плана НИРМ в семестре, студенту-магистранту выставляется итоговая оценка («зачтено»/«не зачтено»), которая фиксируется в индивидуальном плане магистранта, а также заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистранта.

Магистранты, не предоставившие в срок отчета о НИРМ и не получившие зачета, к предзащите магистерской диссертации не допускаются.

5.3 Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский семинар является обязательной формой аудиторных занятий, входит в учебные планы подготовки всех магистерских программ. Общая трудоемкость научно-исследовательского семинара определяется ОПОП.

5.3.1 Цель и задачи научно-исследовательского семинара

5.3.1.1 Научно-исследовательский семинар является неотъемлемой частью НИРМ, активной формой научно-исследовательской работы, обеспечивающей возможности гибкого, интерактивного взаимодействия магистрантов и ведущих ученых. Целью научно-исследовательского семинара является формирование у магистрантов навыков научных коммуникаций, публичного обсуждения результатов своей научно-исследовательской работы на ее различных этапах.

5.3.1.2 Задачами научно-исследовательского семинара являются:

– ознакомление магистрантов с актуальными научными проблемами в рамках выбранной ими программы и направления обучения с целью выбора направления исследования и темы ВКР;

– формирование у магистрантов навыков научно-исследовательской работы, ее планирования, проведения, формулирования научных выводов;

– представление и публичное обсуждение промежуточных и итоговых результатов научных исследований магистрантов, научных статей, монографий, нормативно-правовых документов по профилю магистерской программы;

– выработка у магистрантов навыков публичных выступлений и научной дискуссии.

5.3.2 Руководство и организация научно-исследовательского семинара

5.3.2.1 Количество семинаров, распределение направлений подготовки по семинарам и их руководители определяются ежегодным приказом ректора. Непосредственную работу по ведению научно-исследовательского семинара выполняет руководитель семинара. Учебная нагрузка на руководителя семинара планируется в соответствии со стандартом ДВГУПС СТ 02-07 Планирование учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной и организационной деятельности профессорско-преподавательского состава. Индивидуальный план работы преподавателя.

5.3.2.2 Научно-исследовательский семинар проводится не реже двух раз в месяц в соответствии с ежегодным планом (Приложение 4).

Проект плана разрабатывается ведущими учёными, принимающими участие в подготовке магистрантов, с учетом индивидуальных планов НИРМ и проходит обсуждение на заседаниях выпускающих кафедр. Разработанный план проходит согласование у руководителей магистерских программ и заведующих выпускающих кафедр по направлениям подготовки, охватываемым семинаром, и не позднее двух недель до начала учебного года передается в Учебно-методическое управление для организации его утверждения первым проректором-проректором по учебной работе.

После утверждения план доводится до сведения магистрантов и преподавателей, в том числе размещается на интернет-сайте университета через Управление информационных технологий.

5.3.2.3 План научно-исследовательского семинара по направлению магистерской подготовки должен содержать следующую информацию:

– тематика и даты проведения;

– формы проведения;

– сведения об ученых, привлекаемых к участию в семинарах: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы;

– рекомендуемая широта охвата семинаром магистрантов: целесообразность участия в семинаре магистрантов других программ и направлений подготовки;

– рекомендации по подготовке к семинару для магистрантов.

5.3.2.4 Формами проведения научно-исследовательского семинара являются: деловые игры; круглые столы; диспуты; обсуждения результатов научных исследований магистрантов; доклады ведущих ученых и практических работников с их последующим обсуждением; другие формы, предложенные в рамках направления подготовки магистрантов.

5.3.2.5 Семинар проводится в открытом формате с участием аспирантов, преподавателей различных кафедр, сотрудников научно-исследовательских подразделений, приглашенных специалистов и представителей работодателей.

5.3.2.6 Посещение заседаний семинара для магистрантов является обязательным и фиксируется в журнале руководителя семинара.

5.3.2.7 Каждый магистрант в обязательном порядке, не реже одного раза в семестр, должен представить результаты своей научно-исследовательской работы и материалы магистерской диссертации на научно-исследовательском семинаре.

5.3.2.8 Результаты работы магистранта на научно-исследовательском семинаре учитываются при выставлении зачета в семестре по научно-исследовательской работе.

Статьи к прочтению:

Основы научно-исследовательской работы


Похожие статьи: