Образовательная программа
по предмету логопедическая коррекция
для 2 класса
3 ч. в неделю
105 час. в год
Общая характеристика программы
План составлен соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант), утвержденным приказом Министерства образования Российской федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-п. и на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение»,2003 год под редакцией В.В. Воронковой, учебного плана ГБС(К)ОУ «Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», положения о рабочей программе РАСКШИ VIII вида.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
— нарушения звукопроизношения;
— недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
— аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
— нарушения сложных форм словообразования;
— несформированность связной речи;
— выраженная дислексия;
— дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов С(К)ОШИ VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
— гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
— системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
— реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
— индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
— системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Цели и задачи программы
Цель — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи:
1.Создать условия, для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся РАС(К)ШИ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-30 минут. На индивидуальные занятия — 15-20 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
1-4 классы- 3 раза в неделю;
5-6классы- 2 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4-7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения
В структуру занятия входит:
— упражнения для развития артикуляционной моторики;
— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
— дыхательная гимнастика;
— коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
— формирование фонематических процессов;
— работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
— работа над предложением;
— обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
УТВЕРЖДАЮ:Директор РАСКОШИ___________ Моисеев В.Ф.«_22__» ______08____ 2014 г. | СОГЛАСОВАНО:Зам.директора по УВР___________ Атаманова О.М.«_22__» _____08_____ 2014 г. | РАССМОТРЕНОна заседании МОпротокол № 1 от«__21_» ____08_______2014 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков | логопедическая коррекцияПредмет |
Классы | 2 | |
Учитель | Тютюгина Лилия Владимировна | |
Количество часов на второе полугодие
Всего | часов; в неделю | 3 | часа в классе | |||||||||
Плановых контрольных уроков | часов | |||||||||||
Административных контрольных уроков | часов | |||||||||||
Планирование составлено на основе | Программы специальных (коррекционных) Указать документ | |||||||||||
общеобразовательных учреждений 8 вида 0-4 классы. Москва
из-ва «Просвещение», 2010.
Учебник | «Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», В.В. Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва «Просвещение».Название, автор, издательство, год издания |
Чтение 2 кл. С.Ю. Ильина, Спб.т «Просвещение», 2011.
Дополнительная литература | «Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей»/ Название, автор, издательство, год издания |
Е.С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель. 2008.
«Логопедическая азбука»/Н.М. Сергина, Т.С.Кот. – М.: АСТ: Астрель,2008.
Статьи к прочтению:
школа интернат VIII вида
Похожие статьи:
-
Организация работы по подготовке и проведению парада
ПОЛОЖЕНИЕ О проведении парада, посвященного 120-летию со дня рождения Г.К. Жукова для воспитанников военно-патриотических клубов Общие положения 1.1….
-
Лабораторная работа № 3. организация циклов
Цель работы: получить навыки по организации циклов Теоретическая часть 3.1.1 Операторfor Инструкция for используется для организации циклов с…