Введение 3
Введение в информатику 5
Информация и организация 11
Основные направления развития информатики и ее связь с другими науками 19
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Информатика – новая информационная индустрия и научная дисциплина, связанная с использованием компьютеров и сети Интернет. Развитие бизнеса, образования, промышленности и общества во многом зависит от развития Интернет и новейших электронных технологий.
Знакомство с Интернет, лучше всего приобрести, работая на компьютере. Для этого нужно иметь компьютер, подключенный к сети, либо доступ к такому компьютеру и путеводитель, позволяющий ориентироваться в этом океане информации.
В сети Интернет в настоящее время уже установлено более 40 миллионов ЭВМ, которые могут быть доступны с любого персонального компьютера. Общий объем информации, размещенной в Интернет, превышает более триллиона страниц текстов и иллюстраций и удваивается каждые полгода.
Информатику как учебную дисциплину проще всего изучать с помощью средств Интернет, электронных учебников, доступных в этой компьютерной сети, и пакетов программ, поставляемых на компакт-дисках.
Информатике – пятьдесят лет как индустрии и науке. За это время появилось и погибло четыре поколения компьютеров, больших и малых ЭВМ, большое число самых различных устройств ввода, вывода информации, перфокарт, перфолент и магнитных дисков.
Ученые предупреждают: полная смена ЭВМ происходила каждые пять-шесть лет и каждые два-три года происходит полная смена программного обеспечения. Не случайно информационные ресурсы Интернет удваиваются два раза в год – идет интенсивное развитие компьютерной индустрии и средств передачи информации.
Развитые страны уже приближаются к насыщению в развитии компьютерных ресурсов Интернет, предоставляя развивающимся странам доступ к глобальным и национальным информационным ресурсам.
Академик Глушков еще в начале 80-х годов говорил, что к началу следующего столетия в развитых странах основная масса информации будет храниться в памяти ЭВМ, а человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать.
Любой человек в возрасте от 6 до 65 лет вполне может освоить работу на компьютере и в сети Интернет за считанные дни и часы. Минимальным требованием для освоения компьютерной грамотности является умение читать и писать, а также искать информацию в книгах и каталогах.
Если обычная грамотность – это умение читать и писать на родном языке, то компьютерная грамотность – это умение читать и писать с помощью ЭВМ. Для эффективной работы в международной сети Интернет одной грамотности недостаточно.
Компьютерная сеть Интернет зародилась в США в самом начале 70-х годов, а в 80-х годах вышла за границы США и стала международной. По этим причинам английский язык в Интернет с самого начала стал базовым международным языком, объединяющим людей из разных стран.
Более 90% информации Интернет в настоящее время представлено на английском языке. Причина – более 60% сетевых ЭВМ, установленных в Интернет, находится в США. Там же находятся основные производители компьютеров, разработчики программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования.
Введение в информатику
Информатика – это новая информационная индустрия, связанная с использованием персональных компьютеров и сети Интернет. В наступившем новом тысячелетии большая часть информации, связанной с деятельностью людей, будет храниться в памяти ЭВМ.
ЭВМ – электронные вычислительные машины – одно из важнейших изобретений XX в. За рубежом, а позже и у нас в стране вычислительные машины получили название компьютеров. В качестве машин компьютеры используются как универсальные устройства обработки, передачи и накопления самой различной информации.
Обработка, накопление и передача информации происходит не только в ЭВМ, но и при общении людей, в технических устройствах, в живых организмах и в жизни общества. Новым инструментом в передаче и накоплении информации в человеческом обществе стала сеть Интернет.
Интернет – это международная компьютерная сеть, связывающая компьютеры во всех странах и континентах, хранящая гигантские объемы информации и дающая оперативный доступ к этой информации практически всем людям.
Передача информации в общении людей – это передача сведений и суждений, данных и сообщений. Передача информации в сети Интернет – это обмен письмами, сообщениями между людьми и компьютерами. Но кроме передачи Интернет представляет еще и гигантское хранилище, в котором мы можем искать информацию.
Любая совместная деятельность – работа, учеба, игра – построены на обмене и передаче информации. Практически весь обмен информации между людьми, находящимися в любом отдалении друг от друга, может проходить через Интернет.
Для живых существ восприятие и передача информации в форме сигналов – основное отличие от неодушевленных предметов окружающего мира. Языковая форма передачи знаковой информации – основное отличие людей от других живых существ.
Слово информация происходит от латинского informatio, означающего сведения, разъяснения, пояснения. С содержательной точки зрения информация – это сведения о ком-то или о чем-то, а с формальной точки зрения – набор знаков и сигналов.
Информация – это сведения о людях, предметах, фактах, событиях и процессах, независимо от формы их представления. Данное определение зафиксировано в Законе Об информации, информатизации и защите информации, принятом у нас в стране в 1995 г.
Особую роль в жизни общества играют документы. Документ – информация, зафиксированная на материальном носителе, имеющем реквизиты (подпись, дату и т. п.), позволяющие его идентифицировать.
Документированная информация имеет юридическую силу и может служить для фиксации самых различных событий и взаимоотношений между людьми. Документированная информация – основной вид информации, передаваемой в сети Интернет и хранящейся в памяти ЭВМ.
Возможность записи информации в виде письменных документов привела к образованию человеческих сообществ, государств, почтовых служб и бюрократии, вся жизнь которой состоит в накоплении, подготовке и использовании задокументированной информации.
Использование письменности вызвало потребность в грамотных людях – людях, умеющих читать, писать, считать и излагать свои мысли в письменном виде. В XX в. грамотность стала всеобщей – все люди на нашей планете, во всех странах мира обучались или обучаются читать и писать в школах.
Распространение ЭВМ в конце XX в. и последующее развитие компьютерной сети Интернет привело к возникновению современной формы грамотности, необходимой для жизни в новом XXI в. и получившей название компьютерной грамотности.
Компьютерная грамотность – это умение читать, писать на персональных ЭВМ и искать информацию с помощью Интернет. Иными словами, современный уровень развития общества требует владения компьютерами и Интернет, которые вошли в быт и служебные дела всех людей в развитых странах..
Возникновение письменности позволило человеческому обществу не только передавать информацию, но и накапливать ее в архивах и библиотеках. В каждом городе, поселке и учебном заведении имеются библиотеки, а в каждом учреждении – архивы, в которых хранятся книги и служебные документы.
В сети Интернет для хранения информации используются серверы. Серверы – это компьютеры, подключенные к сети ЭВМ и имеющие машинные накопители для хранения большого объема информации. Современные серверы имеют память, достаточную для хранения различных архивов и библиотек служебного пользования.
Изобретение печатных станков в XV в. создало технологическую базу для издания печатных книг, а в XIX в. изобретение типографских машин – для издания книг массовыми тиражами. Что в свою очередь послужило базой для создания большого числа публичных библиотек и школ для обучения грамотности.
Развитие типографских машин привело к появлению газет и журналов с большими массовыми тиражами как средств массовой информации и каналов информатизации общества. В это же время появились первые законы, регулирующие авторские права и права на тиражирование литературных и служебных произведений.
Изобретение в конце XIX – начале XX вв. телеграфа и телефона открыло новые возможности оперативной передачи информации на любые расстояния практически со скоростью света. А появление радио и телевидения в первой половине XX в. открыло новые каналы для оперативной передачи информации населению в различных странах.
Самым большим чудом первой половины XX в. стало телевидение, открывшее людям возможность видеть на экранах телевизоров события, происходящие в самых различных точках планеты. С этих пор телевидение стало одним из самых эффективных каналов оперативного распространения массовой информации.
Точкой становления информатики как новой индустрии в середине XX в. стало создание компьютеров – универсальных электронных вычислительных машин. Основной возможностью этих машин стала автоматическая обработка информации с помощью специально создаваемых программ.
Переработка информации перестала быть исключительной способностью людей и живых существ. На первых же моделях вычислительных машин были созданы и заработали первые модели искусственного интеллекта, являвшегося основной особенностью живых существ.
В это же время были заложены основы информатики как научной дисциплины. Информатика как наука изучает принципы и методы накопления, обработки и передачи информации в ЭВМ и в сети Интернет. Одной из основных проблем информатики считается проблема создания и развития- систем искусственного интеллекта как новой формы разума.
Примерами систем искусственного интеллекта считаются компьютерные шахматных программы, первые образцы которых появились на компьютерах самого первого поколения. Последние образцы компьютерных шахматных программ и систем вполне могут соревноваться с чемпионами мира по шахматам и даже выигрывать у них отдельные партии.
Системы искусственного интеллекта – это компьютерные программы и системы, моделирующие или воспроизводящие интеллектуальную деятельность. При этом под интеллектуальной деятельностью понимаются способности производить логические умозаключения и осмысленную переработку информации.
Если интеллектуальная деятельность людей основывается на законах логики, то работа любых программ на ЭВМ основана исключительно на законах математической логики. Знание этих законов позволяет в принципе понимать логику работы любых программ и компьютерных систем.
Фундамент информатики как научной дисциплины образуют вычислительные науки, изучающие организацию вычислительных процессов, вычислительных машин, систем и сетей. Фундаментальными составляющими этих наук являются математическая логика и теория алгоритмов, основанные на принципах современной конструктивной математики.
Компьютеры первого поколения создавались именно как электронные вычислительные машины для автоматизации сложнейших вычислений. Объем и сложность вычислений, выполнявшихся первыми компьютерами, были недоступны даже самым сильным математикам и вычислителям, но посильными для современных персональных компьютеров.
В этот период зародилась профессия программистов – создателей программ для ЭВМ и появились первые языки программирования. В это же время фон Нейман сформулировал основные принципы работы всех современных компьютеров – использование сменных программ как средств управления ЭВМ и обработки данных, располагаемых в памяти машины.
Компьютеры второго поколения создавались в качестве универсальных машин для решения задач обработки и накопления информации с использованием различных устройств ввода и вывода. Для компьютеров этого поколения появились первые накопители информации на магнитных лентах.
Для этих машин были созданы первые операционные системы, первые системы программирования, первые системы искусственного интеллекта и первые вычислительные комплексы.
Компьютеры третьего поколения были созданы как серийные вычислительные комплексы для накопления и обработки служебной информации. На базе этих ЭВМ были созданы различные банки данных, системы автоматизации проектирования, производства, обучения и многие другие автоматизированные системы.
Для обслуживания автоматизированных систем появились инженерные и эксплуатационные службы, а также компьютерная бухгалтерия и бюрократия. Одновременно была начата подготовка дипломированных специалистов по эксплуатации и созданию автоматизированных систем на базе вычислительных комплексов.
Для разработки программ машин третьего поколения были созданы первые мобильные операционные системы и первые мобильные языки программирования, которые переносились с ЭВМ одного типа на ЭВМ другого типа. В это же время был создан язык Пролог – один из первых языков систем искусственного интеллекта.
Четвертое поколение – это компьютеры, создаваемые на базе микропроцессоров массовых серий. С четвертого поколения ЭВМ началось массовое производство персональных компьютеров – малогабаритных ЭВМ, снабжаемых дисплеями и накопителями информации на магнитных дисках.
Персональные ЭВМ могут устанавливаться на любом рабочем столе – дома и на работе. Эти компьютеры могут использоваться для учебы, игры, написания писем, ведения документации, экономических расчетов, проведения научных исследований, редакторской подготовки отчетов, книг и статей.
Для персональных компьютеров были созданы операционные системы и пакеты офисных программ с наглядным графическим интерфейсом, понятным и доступным самому широкому кругу людей и легко адаптируемым к любому национальному языку. Для этих ЭВМ создано большое число самых различных игр, обучающих программ и пакетов профессиональных программ.
Информация и организация
Центральными понятиями информатики являются, прежде всего “информация ” и “ организация ”. Двадцать первый век с полным правом можно назвать веком информации. Трудно переоценить значение информации в развитие науки, технике, производство, в жизни человеческого общества. Информация – главная ценность земной цивилизации. В настоящее время в технически развитых странах начали формировать национальные информационные ресурсы.
Понятие “информационные ресурсы” или “информационный потенциал” охватывает широкий круг технических и организационных средств обработки и передачи данных, знания и навыки людей, а также сами данные, записанные в той или иной форме. Можно выделить следующие группы информационных ресурсов:
-информацию, зафиксированную на физических носителях, а также технологию его обработки;
-средства передачи информации и коммуникации, включая навыки приемы их использования;
-средства обработки информации;
-ученых и специалистов – “производители” информации в разных сферах общественной и производственной деятельности;
-органы и службы, занимающиеся сбором и обработкой информации.
Сложный и многообразный мир информатики включает в себя информационные ресурсы, которые становятся такими же основными ресурсами, как материалы и энергия. В технически развитых странах медленно, но неуклонно происходит переход от индустриальной экономике к экономике, основанной на информации. Основой такого перехода является высоко развитое производство. Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу наиболее заметно в Японии. Здесь активно развивается в государственных масштабов программа создания к 2001 году информационного общества.
В настоящее время более половины от общей численности трудоспособного населения промышленно развитых стран занято в информационной сфере. Таким образом, информация становится основным предметом труда. Из объекта теоретического анализа информация превратилась в важнейший ориентир для выработки внутренней и внешней социально–экономической стратегии государств.
Слово “ информация ” происходит от латинского informatio – разъяснение, ознакомление, осведомленность. Понятие информация неоднократно изменялось, его пределы то расширялись, то сужались. Сначала под этим словом понимали “представление”, “понятие”, затем “сведения”, “передачу сообщений”.
Понятие информации изучают философы, биологи, физики, математики. Исследования, проводимые в разных направлениях, способствуют углублению понятия информации, подчеркивают в нем оттенки, специфичные для той или иной области знаний.
В связи с прогрессом в технике, развитием массовых коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и др.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их измерения для улучшения условий передачи. Первые попытки количественного измерения информации были сделаны Р.Фишером (1921 г.). Проблемами хранения информации, передачи ее по каналам связи и задачами определения количества информации занимались Р.Хартли (1928 г.) и Х.Найквист (1924 г.). Р.Хартли определил меру количества информации для некоторых задач, ввел единицу информации (бит), заложил основы теории информации. Наиболее существенный вклад в разработку и обобщение этих вопросов внес американский инженер К.Шеннон (1948г.).
Проблема информации является одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях современной НТР. Однако единого общего определения информации не существует. Наиболее распространенными являются два подхода к определению информации: один предложен английским кибернетиком и биологом У.Эшби на основе категории разнообразия, а другой впервые обоснован философами-марксистами на основе категории отражения как свойства всей материи. Эшби считал, что информация есть там, где имеется разнообразие, неопределенность. Чем больше в некотором объекте отличных друг от друга элементов, тем больше этот объект содержит информации. Свою концепцию разнообразия он изложил в середине 50-х годов, используя идеи Н.Винера и результаты К.Шеннона. Суть этой концепции заключается в утверждении, что теория информации изучает процессы “передачи разнообразия” по каналам связи, причем “информация не может передаваться в большем количестве, чем это позволяет количество разнообразия”. Открытый Эшби закон необходимого разнообразия может быть общим для процессов управления так же, как закон Шеннона для процессов связи.
Источником разнообразия, по мнению академика В.М.Глушкова, является неоднородность распределения материи в пространстве и времени. Информацию В.М.Глушков характеризует как меру этой неоднородности, показатель изменений, которыми сопровождаются все происходящие в мире процессы. Информация рассматривается независимо от получателя, без учета ее смысловой стороны.
Идея алгоритмического измерения количества информации, высказанная в 1965 г. академиком А.Н.Колмогоровым, близка к “разнообразностной” трактовке информации. Суть ее заключается в том, что количество информации определяется как минимальная длина программы, позволяющей преобразовать один объект (множество) в другой (множество). Чем больше различаются два объекта между собой, тем сложнее (длиннее) программа перехода от одного объекта к другому. Длина программы при этом измеряется количеством команд (операций), позволяющих воспроизвести последовательность. Этот подход, не базирующийся на понятии вероятности, позволяет, например, определить прирост количества информации, содержащейся в результатах расчета, по сравнению с исходными данными. Вероятностная теория информации К.Шеннона не может дать удовлетворительного ответа.
Человек научился преобразовывать информацию, кодировать ее, обрабатывать и передавать на большие расстояния. В этом помогли ему компьютеры и другие кибернетические устройства.
Теория информации – полезный, но не универсальный инструмент. ЕЕ интересует количество информации лишь с точки зрения возможности передачи данных, сообщений оптимальным образом. Она основана на вероятностных, статистических закономерностях явлений. Поэтому не все ситуации описываются моделью Шеннона. Подобно тому, как масса не исчерпывает характеристик вещества, так и количество информации не исчерпывает всех характеристик информации.
Попытки оценить не только количественную, но и качественную сторону информации способствовали развитию семантической (смысловой) и прагматической концепции информации. Вместе с синтактикой самантика и прагматика образуют теорию знаковых систем – семиотику. Семиотика исследует знаки как особый вид носителей информации. При этом знаком является условное изображение элемента сообщения; словом – совокупность знаков, имеющих смысловое значение; языком – словарь и правила пользования им.
Способы сочетаний знаков, правила преобразования этих сочетаний безотносительно к их значениям изучает синтаксис.
В процессе электронной реализации обработки информации синтаксис преобладает над семантикой, форма превалирует над содержанием.
Прагматические и семантические концепции взаимосвязаны и могут быть практически применены пока лишь к очень небольшому числу явлений реальной действительности. Но они имеют еще и теоретическое значение. Дальнейшее их развитие будет способствовать формированию теории информации в широком смысле слова. В этом находит свое выражение многогранность понятия информации.
Информационные процессы всегда связаны с переносом энергии, ее потерей в одном месте и накоплением – в другом. Обмен информацией совершается не вообще между материальными телами, а только между теми из них, которые представляют собой систему, обладающую каким-то минимумом организованности.
На проходившей, в октябре 1984г. Всесоюзной конференции по информатике академик А.А.Самарский показал слайд, на котором информатика в виде грациозной красавицы с цветком в руках опиралась на трех китов – модель, алгоритм и программа. Действительно, без модели, алгоритма и программы информатика, неразрывно связанная с машинной обработкой информации, существовать не может. И все- таки это лишь машинные аспекты информатики. А организационные средства, человеческие аспекты выпадают из поля зрения.
Поэтому важной основой развития информатики наряду с информацией является организация.
Термин “организация” по своему содержанию достаточно многозначен. Наиболее распространенное употребление этого термина следующее. Организация – строение, устройство. Но это не единственный ее смысл.
Организация – организованность, внутренняя дисциплина;
-внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого;
-объединение людей для работы, руководство их работой, согласование работы отдельных частей и отдельных работ, контроль работы;
-деятельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними;
-объединение людей для совместной реализации общих целей, программ.
Понятие “организация” обозначает способность материи порождать бесконечное разнообразие связей и отношений между объектами, оформлять и упорядочивать их изменения.
Это понятие непосредственно связано с понятием системы, структуры, с понятием уровней.
Обращение к понятию “упорядоченность” послужило основанием для введения количественной меры организованности систем. В философском смысле рост организованности системы характеризуется уменьшением ее энтропии. Поскольку уменьшение энтропии связано с ростом объема информации, информация и организация неразрывно связаны. Энтропия – мера степени беспорядка, содержание информации – мера степени порядка, организации. “Одно является отрицанием другого”, — писал Н.Винер. Создание и использование информации является решающей характеристикой организации, отправной точкой для ее понимания.
Новейшие тенденции в области социальной организации связаны с широким внедрением вычислительной техники и новых методов обработки информации и принятия решений (моделирование, линейное и динамическое программирование и т.п.). Понимание компьютера как важного средства организации делает информационную технологию ключевой технологией научно – технического прогресса.
Существует два аспекта организации: функциональный (или динамический) и структурный. Первый аспект характеризует внутреннюю стабилизацию и динамичную устойчивость системы, ее целостность и формируется для решения противоречий с факторами, которые воздействуют на систему со стороны внешней среды. В этой связи организацию можно рассматривать как деятельность, как упорядоченное, согласованное, эффективное взаимодействие человека и вычислительной техники, всех звеньев цепи, образующих информационную систему.
Относительно второго аспекта организации можно сказать следующее. Сама информатика должна существовать и развиваться в рамках определенных организационных структур (например, предприятий, фирм, городов). Именно такое понимание организации мы имеем в виду, говоря о встраивании информационных технологий в общественные организации. Внимание к проблемам организации, к организационным структурам – это, полагаю, показатель высокого профессионализма в отношении к информатике. К сожалению, нередко разработчики АСУ не учитывают организационные, социальные аспекты, что является важнейшей причиной низкой внедряемости их систем.
Нередко конструкция и методы включения новой системы таковы, что “вживление” ее в общественные организации проходит по-своему болезненно. Разработчики АСУ, жалуясь на низкую внедряемость их систем, считают, что социальные аспекты их не касаются, технический прогресс, мол, требует жертв. Типичная установка таких разработчиков: система незыблема и должна оцениваться только сама по себе, приспосабливаться же, изменяться должны люди. В действительности именно разумной организацией определяется в конечном итоге эффективность функционирования любой системы.
Следовательно, одним из элементов организации производства, требующих своего развития, является организация работы информационных систем. Информатику можно рассматривать как инструмент для модернизации организации. Информатика должна “наводить мосты” между автоматом и общественным окружением, между вычислительной техникой и обществом. Одна из важнейших ее задач – внедрение автоматов в общественную организацию, социальную среду.
До становления информатики была недостаточно изучена сторона пользователя. Человек только функционировал, обслуживая компьютер, и не овладевал искусством организации. Теперь он перестает быть только “приемником” информации, становясь главным действующим лицом информационного процесса.
Наличие вычислительной техники на предприятиях, учреждениях еще не означает более эффективную их работу. Без необходимой организации эта техника не оправдывает себя и приносит лишь убытки.
Мероприятия, идеи, положения, которые служат тому, чтобы такую организацию осуществить, развивать и приспосабливать постоянно к новым условиям, а также технология их использования определяются как организационные информационные ресурсы.
Важным объектом организации является функциональная группа персонала человеко-машинных систем. Необходимо выбрать оптимальный по числу и психологической совместимости состав групп.
Таким образом, организация неразрывно связана с человеческим фактором.
Аспект организации – не только составная часть трудовой деятельности; он пронизывает все формы общественной жизни, такие как политика, культура, образование и другие. Сама организация становится непосредственным объектом информационных технологий.
Возвращаясь к определению предмета информатики с учетом не только информации, но и организационных аспектов, можно сказать, что предметом информатики является структура и организация информации и процессов обработки информации как теснейшее взаимодействие человеческих и машинных операций. Здесь проявляется структура информатики как отражение процесса деятельности человека – составление модели, разработка алгоритма, создание программы, ее реализация в архитектуре и функционировании ЭВМ.И все это – в тесной взаимосвязи человеческих и машинных аспектов, что определяется в конечном итоге эффективностью организации.
Ввод информационных технологий в рабочий процесс изменяет как содержание, так и форму человеческой деятельности, ведет к иной организации рабочих процессов, иному режиму работы. Заметим, что, если ранее, лет 20 тому назад, установление ЭВМ требовало изменение производственного процесса, теперь стоит задача так изменять ЭВМ, чтобы они сами “вписывались” в процесс. С этой целью важно улучшать организацию их проектирования, создавать новые ЭВМ с учетом конкретного их применения, приспособленные к решению специальных задач. Компьютеры должны быть доступны для нас, а мы – для них.
Итак, организация наряду с модельным, алгоритмическим и программным обеспечением – один из тех “китов”, на которых развивается информатика.
Основные направления развития информатики и ее связь с другими науками
Можно выделить основные направления развития информатики: теоретическая информатика, прикладная и техническая.
Основные цели теоретической информатики – развитие общей теории создания, переработки и хранения информации; изучение ее структуры и свойств; разработка теоретических проблем организации систем обработки информации; выяснение закономерностей, в соответствии, с которыми происходит создание семантической информации, ее преобразование, передача и использование в различных сферах деятельности человека; разработка современных методов расчета на ЭВМ; открытие общих законов, лежащих в основе переработки информации; изучение сложных взаимосвязей в системе “человек – ЭВМ”, а также взаимного влияния социальных факторов и развития информационных технологий.
Прикладная информатика охватывает возможности формализации и математизации областей ее применения, создание баз знаний, моделей информатики, имитации; разработку наиболее рациональных методов осуществления информационных процессов автоматизации исследований, методов и средств вычислительной техники, автоматизации производства; разработку теоретических основ проектирования и организации информационно-поисковых и информационно-логических систем; определение способов наиболее оптимальной организации связи как внутри науки, так и между наукой и производством с широким применением современных вычислительных технических средств, а также изучение закономерностей научно – информационной деятельности.
Техническая информатика – отрасль народного хозяйства, основанная на “индустрии” информатики; она включает в себя разработку структуры, принципов конструкции автоматизированных систем обработки информации; создание вычислительной техники новых поколений (в том числе персональных компьютеров), математического обеспечения; эксплуатация средств обработки создание гибких технологических систем, роботов, а также другие проблемы связанные с коадаптации человека к новой информационной технологии. К информатике относят и область искусственного интеллекта, содержащую как теоретические, так и технические аспекты.
Информатику не верно было бы отождествлять с кибернетикой. Основанная на кибернетике, она стимулировалась такими важнейшими процессами современного научного развития, как математизация научного знания, его интеграция, изменения научного мышления эпохи, системный подход. Кроме того, имели место факторы, связанные с социальными процессами. Это, прежде всего возрастание объема информации и ее роли в социальном развитии.
Н.Винер писал, что кибернетика – это “наука об управлении связи в живых организмов, машинах и обществе”. Кибернетику интересуют не особенности разных форм движения материи, а их общие свойства. Для кибернетики проблематика человека играет роль только с точки зрения сущности самого человека. Задачей кибернетики является, по сути, разработка одинаковых аспектов различных форм движения ,рассмотрение информации как таковой.
Кибернетика ставит в центр своего рассмотрения компьютер. Она исследует технические основы компьютера – его архитектуру и создание; теоретические основания ; технико-технологические вопросы применения.
Хотя Н. Винер и понимал фундаментальность информационного подхода, главными понятиями развиваемой науки он считал управление и обратную связь, поскольку на этом пути были получены основные результаты.
Информатика синтезирует достижения точных наук и технологически применяет их к управлению социальными (прежде всего производственнно-технологическими и экономическими) объектами. Для этого она использует элементы точного математического анализа, моделирования, оптимизации, инженерного расчета и другие конструктивные элементы в социальном управлении. Таким образом, происходит технологическое развитие и обогащение методов, форм, стиля управления. Аспекты управления, изучаемые информатикой, конечно, тесно связаны с аспектами ,изучаемыми кибернетикой. Именно благодаря информатике социальное управление превращается в область научно-технической (инженерной) деятельности, оставаясь вместе с тем областью применения достижений социальных наук.
Следовательно, информатика является не составной частью кибернетики, а самостоятельной научной дисциплиной, тесно связанной с кибернетикой, пересекающейся с нею. Как кибернетику , так и информатику в зависимости от вида информации можно делить на экономическую, медицинскую, научно-техническую и другие . Каждый вид информации характеризуется своим содержанием, однако все они подчинены общим закономерностям их машинного представления и доступа к ним, которые изучает информатика.
Кибернетика недостаточна, чтобы разъяснить: вопросы проектирования информационных систем; оценку эффективности обработки информации с помощью ЭВМ для общества; место компьютера в обществе и другие. Такие задачи возлагаются на новую научную дисциплину – информатику. В информатике речь идет не об отдельном и изолированном применении возросшего технико-вычислительного потенциала, а о рационализации сложных информационных систем, их интеграции в общественные организации. Рассмотрение только технических аспектов и аспектов математического обеспечения применения ЭВМ означало бы в конечном счете отрыв рационализации от организации, преувеличение роли вспомогательных средств в сравнении с главным процессом, в котором вспомогательные средства могут быть использованы для его интенсификации.
Кибернетика в целом стремилась стать наукой о моделях человеко-машинных систем.
Заключение
Информатика – слуга других наук, технике и производства. Она снабжает их методами исследовании. Но пока – это методы, в основном заимствованные ею из других областей: математической статистики, вычислительной математики, теория игр, графов, исследование операций, математического программирования и другие. Развитие этих дисциплин вызывает к жизни новые методы исследований, а также способствует качественному изменению уже известных методов. Выяснение вопроса о сущности информатики было бы не полным без рассмотрения связи этой комплексной области знания и практической деятельности с другими науками, и прежде всего с кибернетикой, теории информации, математикой. Обычно не легко установить точную границу между различными дисциплинами.
Список литературы
1.Каймин В.А. Информатика. — М.: Высшее образование, 1998.
2.Алексеев А.П. Информатика 2001. — М.: СОЛОН-Р, 2001.
3.Информатика. / Под ред. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
4.Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. — М.: Финансы и статистика, 2001.
5.Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2001.
6.Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Статьи к прочтению:
Урок4.Информатика 5 класс. История развития информатики
Похожие статьи:
-
Основные этапы развития информатики и вычислительной техники.
ЛЕКЦИЯ №3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ План o Основные этапы развития информатики и вычислительной техники. o Архитектура,…
-
выбор и приобретение программного обеспечения, отвечающего современным требованиям, т.е. поддерживающее стандартный протокол обработки/передачи данных в…