Причины появления электронных библиотек

      Комментарии к записи Причины появления электронных библиотек отключены

Причин для перехода библиотек в Сеть много. Особенно это отражается на примере периодики.

Во-первых, число публикаций в прессе растет очень быстро. Библиотеки просто не успевают обрабатывать информацию. Выход заключается в том, чтобы представлять периодику в электронном виде полными текстами со стандартными поисковиками. Иначе библиотека превратится в простой склад изданий без возможности доступа к ним.

Во-вторых, пространство для хранения фондов ограничено. Именно периодика накапливается особенно быстро. Создание и использование электронных версий периодики является одним из реаль-

ных путей решения этой проблемы.

В-третьих, необходимо обеспечить сохранность фондов библиотек. Для этого библиотекам нужно создавать самим или собирать наряду с печатными изданиями их аналоги на других носителях, в том числе – электронных.

Определение

В качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно встретить такие словосочетания, как «цифровая библиотека» и «виртуальная библиотека».

Электронная библиотека (ЭБ)- информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.

Задачи ЭБ

обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.)

организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации

предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных

Функции ЭБ

информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;

просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;

научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;

образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;

справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида.

Преимущества электронной библиотеки

Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки;

Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных;

Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам;

Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей;

Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей;

Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы;

Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический

анализ и прочие виды программной обработки;

Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой.

Классификация ЭБ

Отдельная электронная библиотека — обычная классическая библиотека, при этом полностью автоматизированная;

Интегрированная электронная библиотека — группа из нескольких независимых библиотек, объединенных общей тематикой и коммуникационной сетью;

Сборная электронная библиотека — виртуальная библиотека, предоставляющая единообразный доступ к разбросанным по сети ресурсам и тематическим материалам.

С точки зрения создателей

— создаваемые государственными и общественными структурами;

— научными и учебными институтами;

— коммерческими фирмами и отдельными любителями.

Типы электронных библиотек по содержанию

Универсальные. Фонды универсальных электронных библиотек формируются в виде собрания тематических электронных коллекций по разным областям знаний. Примером такой электронной библиотеки является Студенческая библиотека, в фонде которой наряду с цифровыми версиями произведений художественной литературы можно встретить статьи по научной тематике, философские труды и т. д.;

Специализированные (тематические). Фонды таких электронных библиотек формируются в соответствии с конкретной областью знаний, либо с учетом интересов и пристрастий создателя ресурса. Например: художественная литература, исторические науки, естественные науки, культура и искусство, детская литература, энциклопедии.

Ресурсы электронных библиотек

полнотекстовые документы, электронные журналы;

таблицы;

библиографические базы данных с возможностями поиска;

библиотечные электронные каталоги различных типов и библиографические указатели

рисунки и изображения;

аудиозаписи и музыка, видео, компьютерная анимация;

цифровые карты и картографическая информация;

компьютерные программы;

вирусы как особый тип компьютерных программ;

мультимедийные материалы.

Виды электронных ресурсов по общественному назначению

научные;

электронная коммерция, производственная, технологическая и финансовая информация;

системы автоматизации экспериментов, проектных работ, производства;

другие.

Виды электронных ресурсов по степени доступности

бесплатные;

условно бесплатные;

платные;

закрытые для публичного доступа, в том числе закрытая и/или конфиденциальная информация;

коммерческая, промышленная и технологическая информация;

финансовые и налоговые сведения;

частная жизнь.

Структура и состав электронной библиотеки

Проект создания электронной библиотеки требует наличие библиотечного Web-сайта, который содержит электронные каталоги и полнотекстовые базы данных для пользователей.

Подведем итоги

ЭБ никогда не упразднят печатный фонд, они его дополняют, сохраняют и развивают.

КОНСУЛЬТАНТ СТУДЕНТА

Образовательный ресурс Консультант студента (www.medcollegelib.ru) для студентов медицинских училищ и колледжей является электронно-библиотечной системой (ЭБ), предоставляющей доступ через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых договоров с правообладателями. Сайт предназначен для корпоративных пользователей — училищ, колледжей, техникумов, других образовательных учреждений системы СПО, которые, приобретая на платной основе подписку на ресурс, предоставляют затем безвозмездно своим учащимся и сотрудникам доступ к полным текстам электронных версий книг.

Чтобы зайти в ЭБ необходимо:

— на сайт www.medcollegelib.ru;

— пройти авторизацию (логин и пароль для входа предоставит преподаватель).

Внешний вид сайта. Вверху справа следует ввести соответствующие логин и пароль, нажать «ВХОД». Чуть ниже слева расположен раздел « МОИ дисциплины »(КНИГИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ), где расположен большой список предлагаемых дисциплин. Выбрав тематику, кликнув мышкой, на экране появится список книг. Каждое наименование книги сопровождается библиографией, где изложено, для какой аудитории она предназначена, о чем изложено в ней, автор(ы), год издания, издательство и количество страниц. Рядом с наименованием книги – кнопка «ЧИТАТЬ». Кликнув на нее, появится аннотация книги, а правее – «ОГЛАВЛЕНИЕ». Используя оглавление можно быстро перейти на нужную страницу. Теперь можно прочесть ее содержание. А далее на каждой странице в самом верху и низу расположены стрелки для перехода на следующую/предыдущую страницу, а также быстрого перехода на начало/конец главы книги. Рядом виден номер текущей страницы, а также общее число страниц в данной главе.

При необходимости можно воспользоваться поиском нужной книги для чего вверху имеется строка поиска или расширенного поиска. Искать можно по названию/по автору или по всем данным.

Задание для самостоятельной работы.

1. Работа с учебником (книгой, журналом).

1.1.В разделе МОИ дисциплины отыщите «Генетика человека с основами медицинской генетики» и перейдите туда. Отыщите Книгу «Медицинская генетика» под редакцией Н.П. Бочкова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 224 с. : ил.

1.2.Создайте документ (с помощью WORD) в вашей личной папке под названием: Медицинская генетика. В него занесите(скопируйте) АННОТОЦИЮ данного учебника.

1.3.Затем перейдите на гл.8 «Профилактика наследственной патологии». Найдите последнюю страницу данной главы и перенесите(скопируйте) ее в ваш документ.

1.4. Перейдите на список литературы и также перенесите его в документ.

2. Поиск учебника (книги).

2.1. Отыщите журнал «Вопросы питания» № 6, 2008.

2.2. Укажите в вашем документе полное название журнала, редактора, год издания и количество страниц.

2.3. Отыщите в нем главу «ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ».

2.4. Скопируйте в ваш документ 4 страницы главы.

2.5. Отыщите главу «ИНФОРМАЦИЯ» и скопируйте в ваш документ ее первую страницу.

3. Работа со всеми изданиями.

3.1.Укажите в вашем документе Работа со всеми изданиями.

3.2. Отыщите литературу(список) для среднего мед. и фарм. образования. Скопируйте ее и вставьте в ваш документ.

Примечание. Чтобы скопировать содержание экрана монитора, а затем вставить в документ сделайте следующее:

— отыщите список литературы;

— нажмите клавишу на клавиатуре « PRINT SCREEN »(означает запомнить экран);

— перейдите в ваш документ, установите курсор на то место, с которого Вы хотели бы, чтобы запомненная информация начиналась, нажмите в WORDе «ВСТАВКА» и далее «СНИМОК».

4. Сохраните документ в вашей личной папке и покажите преподавателю.

Статьи к прочтению:

Электронная библиотека


Похожие статьи: