Раздел 4 сетевые информационные технологии

      Комментарии к записи Раздел 4 сетевые информационные технологии отключены

Содержание раздела

Понятие компьютерной сети. Классификация сетей. Сервисы Интернета. Поиск информации в Интернет. Авторское право. Необходимость защиты. Защита информации в сетях. Антивирусные средства защиты.

Основные понятия и классификация автоматизированных систем. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. Структура автоматизированных систем и их виды. Автоматизированные системы на транспорте.

Методические советы

Раздел является заключительным. В нем подводятся итоги изучения дисциплины, внимание уделяется примерам использования ЭВМ на рабочих местах, комплексам программ, созданных в помощь работникам железнодорожного транспорта. Кратко характеризуются автоматизированные рабочие места (по специальностям). Данный раздел предваряет изучение дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

При изучении этой темы необходимо также рассмотреть понятие и виды сетей, топологии локальных вычислительных сетей (ЛВС), аппаратные и программные средства реализации ЛВС. Познакомиться с глобальной компьютерной сетью Internet и предоставляемыми услугами.

Далее необходимо рассмотреть основы защиты информации, методы защиты информации, обзор программных средств защиты информации, изучить документы (законы, постановления), содержащие правовые основы защиты информации.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое компьютерная сеть?

2. Какие топологии сетей используются в настоящее время?

3. Какие возможности предоставляет пользователю глобальная сеть?

4. Что собой представляют гипертекстовые структуры?

5. Как организована сеть Internet?

6. Какие каналы передачи данных используются в глобальных сетях?

7. Какое программное обеспечение необходимо для работы в компьютерных сетях?

8. Каковы основные направления компьютерных преступлений?

9. Для чего необходима защита информации?

10. Каковы методы зашиты информации?

11. Какие существуют программные методы защиты?

12. Приведите примеры АРМ на железнодорожном транспорте.

13. Обоснуйте преимущество АРМ перед неавтоматизированным трудом.

14. В чем заключается работа оператора АРМ, и какие умения необходимы для этого?

Задания для контрольных работ

При выполнении контрольной работы необходимо строго придерживаться следующих правил:

§ Студент обязан делать работу только СВОЕГО варианта, отсылая её в Филиал СГУПС в г. Новоалтайске на рецензирование в сроки, предусмотренные графиком;

§ Контрольную работу следует выполнять на листах формата А4, скрепленных между собой и пронумерованных в соответствии с требованиями к оформлению документации, принятыми в филиале или в тетради;

§ На обложке тетради студент должен приклеить наклейку с указанием дисциплины, своих фамилии, имени и отчества, номера группы и шифра специальности;

§ В начале работы студент должен указать номер своего варианта. В конце работы – привести список используемой литературы;

§ Перед решением задачи нужно полностью выписать её условие;

§ Все чертежи и схемы, если они сделаны не на компьютере, должны быть аккуратно оформлены и начерчены по линейке;

§ При наличии ошибок и замечаний в работе, если она не была зачтена преподавателем, необходимо после рецензии привести исправленное решение и сдать работу на повторную проверку, при этом сохранив предыдущую рецензию и титульный лист.

§ Варианты контрольной работы выбираются согласно последних двух цифр шифра студента:

Если число менее или равно 30 (например, в шифре ДК-111-Н-П-21 число 21), то именно это число и является номером варианта.

Если же число более 30, то от него нужно отнять 30 такое количество раз, пока не достигнем условия п.1. Например, в шифре ДК-111-Н-П-42 число 42 больше 30, значит для расчета варианта найдем разницу: 42-30=12. Вариант – 12.

Состав контрольной работы

Контрольная работа состоит из трех заданий:

1. Реферативная часть (охватывает ключевые вопросы, отведенные на самостоятельное обучение)

2. Задача на перевод чисел в различные системы счисления.

3. Задания в тестовой форме (по вариантам)

Требования к работе

Реферативная часть должна быть четко структурирована, иметь введение, заключение, содержание, список литературы. Тема варианта должна быть раскрыта, а объем при этом не должен превышать 15 страниц машинописного текста (Times New Roman, 14 pt, одинарный интервал).

Задача должна быть выполнена с пояснениями и в полном объеме.

Задание №1. Реферат (по вариантам)

1. Информация и данные. Носители данных. Двоичное кодирование различных типов данных.

2. История развития ЭВМ.

3. Современные технологии производства техники

4. Микропроцессор

5. Устройства вывода информации.

6. Устройства ввода информации.

7. Устройства хранения информации.

8. Проектирование и разработка баз и банков данных

9. ГИС (ГеоИнформационные Системы)

10. Операционные системы. Классификация. Функции.

11. Компьютерные сети. Цели создания, виды, назначение

12. Локальные компьютерные сети

13. Мультимедиа технологии.

14. Вредное воздействие компьютера. Способы защиты.

15. Программное обеспечение для ПК

16. Обзор системного программного обеспечения

17. Обзор прикладного программного обеспечения

18. Информационно-поисковые системы. Виды, состав ИПС.

19. Понятие и классификация компьютерных сетей.

20. Основные компоненты компьютерных сетей. Устройства, линии связи, ПО.

21. Принципы организации Интернет.

22. Сеть Интернет и киберпреступность.

23. Службы глобальной сети

24. Поиск информации в Интернет.

25. Системы электронных платежей, цифровые деньги.

26. Компьютерные вирусы.

27. Методы защиты информации

28. Антивирусные программы.

29. Автоматизированные рабочие места

30. Автоматизированные системы управления железнодорожным транспортом.

Задание №2. Системы счисления

Теоретическая часть.

Система счисления (С/С) – это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются.

Основание С/С – количество разных цифр, использующихся для записи числа.

В обычном счете мы используем десятичную С/С, основание у которой 10 (цифры 0..9), а, например, в двоичной С/С основание 2 и цифры (0,1), в восьмеричной основание 8 и цифры (0..7), в шестнадцатеричной, с основанием 16, используется следующее соответствие:

Таблица 1. Соответствие 10С/С и 16С/С

10яС/С
16я С/С A B C D E F

Схема перевода чисел из одной С/С в другую:

§ ИЗ ДЕСЯТИЧНОЙ В ДВОИЧНУЮ:переводится последовательным делением на 2, после чего выписываются остатки от деления, начиная с последнего. Например, число 56 надо представить в двоичной С/С

-56
-28
-14
-6
-2
Ответ: 1110002

1

§ ИЗ ДЕСЯТИЧНОЙ В ВОСЬМЕРИЧНУЮ И ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНУЮ:переводится делением на 8 и 16 соответственно, затем выписываются остатки от деления (в 16С/С они записываются по обозначениям в таблице 1). Например, 498 перевести в 8С/С и 16С/С.

-496
-56
-496
-15
Ответ: 7628
т.к. 1510=F16Ответ: 1F216

§ ИЗ ДВОИЧНОЙ В ДЕСЯТИЧНУЮ: при переводе используется таблица степеней 2:

Таблица 2. Степени числа 2

Степень 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 210
Значения

Например, число 1110002 (полученное при переводе из числа 5610) переводится как сумма степеней числа 2 (по таблице), начиная с последней цифры числа:

1110002=0*20+0*21+0*22+1*23+1*24+1*25=0+0+0+8+16+32=56. Что и требовалось получить.

Ответ: 56

ЗАДАНИЕ (по вариантам). Переведите числа из одной системы счисления в другую. Запишите полную схему преобразования

с/сВариант из десятичнойв двоичную из десятичной в восьмеричную из десятичной в шестнадца-теричную из двоичной в десятичную
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Задача №3. Ответьте на вопросы.При выполнении задания необходимо выписывать вопросы, а также ВСЕ ответы, и обводить (или подчеркивать) верный ответ. Каждый студент должен решить 25 тестовых вопросов согласно варианту:

Вар №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19 №20 №21 №22 №23 №24 №25
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

1. Информация по способам восприятия делится на:

  • визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую
  • текстовую, числовую, музыкальную, графическую
  • обыденную, общественно-политическую, эстетическую
  • научную, производственно-техническую, управленческую

2. По способам кодирования и хранения в компьютере информация делится на :

  • видео, звуковую и графическую
  • числовую, символьную, графическую, звуковую
  • текстовую, графическую, видео и звуковую
  • архивную, сжатую, полную

3. Учебник по математике содержит информацию:

  • графическую, текстовую, числовую
  • только текстовую
  • только числовую
  • графическую, текстовую, звуковую

4. Как называют информацию, отражающую истинное положение дел?

  • полезной
  • достоверной
  • полной
  • объективной

5. Как называют информацию, достаточную для решения поставленной задачи?

  • полной
  • актуальной
  • объективной
  • эргономичной

6. Информацию, не зависящую от личного мнения кого-либо, можно назвать:

  • полной
  • актуальной
  • объективной
  • эргономичной

7. Информация, соответствующая запросам потребителя – это:

  • защищенная информация
  • достоверная информация
  • эргономичная информация
  • полезная информация

8. Актуальность информации означает:

  • важность для настоящего времени
  • независимость от чьего-либо мнения
  • удобство формы или объема
  • возможность ее получения данным потребителем

9. Доступность информации означает:

  • важность для настоящего времени
  • независимость от чьего-либо мнения
  • удобство формы или объема
  • возможность ее получения данным потребителем

10. Защищенность информации означает:

  • невозможность несанкционированного использования или изменения
  • независимость от чьего-либо мнения
  • удобство формы или объема
  • возможность ее получения данным потребителем

11. Эргономичность информации означает:

  • невозможность несанкционированного использования или изменения
  • независимость от чьего-либо мнения
  • удобство формы или объема
  • возможность ее получения данным потребителем

Байт равен

  • 8 Бит
  • 0,5 Килобайта
  • 1024 Бита
  • 1032 Бита

13. Минимальная единица измерения информации:

  • Байт
  • Микробайт
  • Бит
  • Нет правильного ответа

14. Вся информация может обрабатываться компьютером, если она представлена:

  • в двоичной знаковой системе
  • в десятичной знаковой системе
  • в виде символов и чисел
  • только в виде символов латинского алфавита

15. Данные – это:

  • информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде
  • последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных
  • числовая и текстовая информация
  • звуковая и графическая информация

16. Программа – это:

  • информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде
  • последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных
  • числовая и текстовая информация
  • звуковая и графическая информация

17. Обрабатывает данные в соответствии с заданной программой:

  • процессор
  • устройства ввода
  • оперативная память
  • устройства вывода

18. В процессе обработки программа и данные должны быть загружены:

  • в оперативную память
  • в постоянную память
  • в долговременную память

19. Количество битов, воспринимаемое микропроцессором как единое целое – это:

  • разрядность процессора
  • тактовая частота
  • объем внутренней памяти компьютера
  • производительность компьютера

20. Римская система счисления – это…

  • непозиционная
  • позиционная
  • смешанная

21. Непозиционные системы счисления – это с/с, в которых ….

  • изменение места цифры в записи числа не влияет на число
  • вес цифры не зависит от её позиции в записи числа
  • вес цифры зависит от её позиции в записи числа

22. В качестве примера передачи данных можно привести:

  • проверку диктанта
  • коллекционирование марок
  • поиск нужного слова в словаре
  • отправление телеграммы
  • все ответы верны

23. Как называется процесс оцифровки и кодирования звукового файла?

  • форматирование
  • инсталляция
  • дискретизация
  • информационная запись

24. Количество тактов в секунду – это:

  • разрядность процессора
  • тактовая частота
  • объем внутренней памяти компьютера
  • производительность компьютера

25. Программа тестирования, настройки необходимых параметров используемого в данном компьютере оборудования и загрузки операционной системы находится:

  • в оперативной памяти
  • в постоянной памяти
  • в долговременной памяти

26. Плоттер – это устройство….

  • ввода текстовой и графической информации
  • вывода графической информации
  • ввода графической информации
  • обработки текстовой и графической информации

27. Память, обладающая наибольшей ёмкостью из перечисленных:

  • CD-ROM
  • Flash-карта (1 ГБ)
  • дискета
  • DVD-ROM

28. Внутренняя память компьютера:

  • ПЗУ, ОЗУ, ВЗУ
  • ПЗУ, ОЗУ, Cashe
  • ПЗУ, Жесткий диск, ОЗУ, Cashe
  • CD-ROM, гибкие и жесткие магнитные диски
  • нет правильного ответа

29. Внешние запоминающие устройства предназначены для:

  • хранения информации о конфигурации компьютера
  • хранения программ, необходимых для работы самого процессора
  • временного хранения данных для обработки
  • длительного хранения программ и данных
  • нет верного ответа

30. В дискетах и винчестерах используется:

  • магнитный принцип записи и считывания
  • оптический принцип записи и считывания

31. В лазерном диске используется:

  • магнитный принцип записи и считывания
  • оптический принцип записи и считывания

32. Устройство, способное считывать графическую информацию и переводить ее в цифровую форму – это:

  • монитор
  • сканер
  • модем
  • принтер

33. Диски для многократной записи:

  • CD-ROM и DVD-ROM
  • CD-R и DVD-R
  • CD-RW и DVD-RW

34. Диски только для чтения:

  • CD-ROM и DVD-ROM
  • CD-R и DVD-R
  • CD-RW и DVD-RW

35. Энергонезависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах:

  • винчестер
  • дискета
  • лазерный диск
  • flash-память

36. К устройствам ввода информации относятся:

  • клавиатура
  • монитор
  • мышь
  • сканер

37. К устройствам вывода относятся:

  • монитор
  • сканер
  • мышь
  • модем
  • принтер

38. Диски для однократной записи:

  • CD-ROM и DVD-ROM
  • CD-R и DVD-R
  • CD-RW и DVD-RW

39. Устройства, позволяющие получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате – это:

  • монитор
  • сканер
  • цифровые камеры
  • принтер

40. Устройство для вывода на экран текстовой и графической информации:

  • монитор
  • сканер
  • модем
  • принтер

41. Устройство для вывода на бумагу текстовой и графической информации:

  • монитор
  • сканер
  • модем
  • принтер

42. Устройство для ввода в компьютер числовой и текстовой информации:

  • сканер
  • клавиатура
  • модем
  • принтер

43. Для подключения компьютера к локальной сети используют:

  • сетевую карту
  • модем
  • джойстик
  • сенсорную панель
  • графический планшет

44. Для подключения компьютера к телефонной линии для передачи и приема информации на далекое расстояние используют:

  • сетевую карту
  • модем
  • джойстик
  • сенсорную панель

45. Сканер – это устройство для…

  • ввода текстовой и графической информации
  • просмотра графических изображений
  • обработки фотографий и других графических изображений
  • нет правильного ответа

46. Центральный процессор – это…

  • нет правильного ответа
  • компонент ПК, выполняющий координацию всех устройств, обработку информации
  • вычислительное устройство
  • устройство хранения и обработки информации

47. Способ записи информации на дискету:

  • оптическое кодирование
  • магнитное кодирование
  • магнитно-оптическое кодирование
  • нет правильного ответа

48. Какими сигналами информация записывается на флеш-карту?

  • световыми (лампочка-индикатор на флешке)
  • импульсами разной физической природы
  • электрическими
  • нет верного ответа

49. ОЗУ предназначено для:

  • хранения выполняемых программ и данных
  • информации о конфигурации компьютера
  • хранения программ для работы процессора
  • нет верного ответа

50. Логическая схема работы компьютера согласно принципам фон Неймана (выберите верный список):

  • клавиатура, мышь, монитор, системный блок
  • материнская плата, ОЗУ, ПЗУ
  • устройства ввода-вывода, хранения и обработки информации
  • все ответы верны

51. Принцип, согласно которому устроен компьютер:

  • остаточный
  • закон подлости
  • притяжения молнии
  • магистрально-модульный
  • нет верного ответа

52. Первое средство связи из перечисленных:

  • почта
  • телеграф
  • телефон
  • компьютерные сети
  • радио

53. Среди возможных негативных последствий развития информационных и коммуникационных технологий указывают:

  • решение экологических проблем
  • разрушение частной личной жизни людей
  • организация свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации
  • формирование единого информационного пространства человеческой цивилизации

54. Устройство с логическим именем А: называется:

  • гибкий диск (дискета)
  • винчестер
  • папка Мой компьютер
  • папка Корзина
  • компакт-диск

55. Задано полное имя файла С:\DOC\proba.txt. Назовите имя папки, в котором находится файл proba.txt.

  • txt
  • proba.txt
  • DOC
  • C:\DOC\proba.txt

56. Файл рисунок.bmp находится в папке СГУПС, которая вложена в папку Мои рисунки на диске С:. Назовите полное имя файла:

  • С:\Мои рисунки\СГУПС\рисунок.bmp
  • Мои рисунки\СГУПС\рисунок.bmp
  • С:\Мои рисунки\СГУПС\
  • С:\СГУПС\Мои рисунки\рисунок.bmp

57. Собственное имя файла:

  • задает пользователь
  • задается программой автоматически

58. Расширение:

  • задает пользователь
  • задается программой автоматически

59. Одноуровневая файловая система:

  • каталог представляет линейную последовательность имен файлов
  • система вложенных папок

60. Многоуровневая файловая система:

  • каталог представляет линейную последовательность имен файлов
  • система вложенных папок

61. Файл рисунок.bmp находится в папке СГУПС, которая вложена в папку Мои рисунки на диске С:. Назовите путь к файлу:

  • С:\Мои рисунки\СГУПС\рисунок.bmp
  • Мои рисунки\СГУПС\рисунок.bmp
  • С:\Мои рисунки\СГУПС\
  • С:\СГУПС\Мои рисунки\рисунок.bmp

62. Файл рисунок.bmp находится в папке СГУПС, которая вложена в папку Мои рисунки на диске С:. Назовите расширение файла:

  • С:\Мои рисунки\СГУПС\рисунок.bmp
  • Мои рисунки\СГУПС\рисунок.bmp
  • рисунок
  • bmp

63. Выберите форматы звуковых файлов:

  • mp3
  • jpeg
  • wav
  • midi

64. Укажите, какой из звуковых форматов отличается от двух остальных:

  • mp3
  • wav
  • midi

Статьи к прочтению:

006. Введение в сетевые технологии, часть 1 — Владимир Иванов


Похожие статьи: