Руководитель ДП по своему усмотрению может добавлять разделы технической части ПЗ, структурировать их на подразделы, пункты, подпункты.
В общем случае техническая часть ПЗ к ДП должна содержать описание следующих этапов создания программного средства:
– анализ предметной области и формулировку требований к программе;
– проектирование задачи;
– реализацию программы в кодах (собственно программирование);
– тестирование программы;
– руководство по применению программы.
Первый раздел содержит анализ и постановку задачи: исследование предметной области, определение круга задач, который должна решать программа, выделение ключевых абстракций, обоснование необходимости компьютерной обработки информации или процессов, анализ существующих решений.
Второй раздел отражает этап проектирования задачи, который заключается в разработке моделей, позволяющих понять структуру будущей системы и процесс ее функционирования, сбалансировать требования и наметить схему ее применения, определить виды выходных данных, их представление и способы хранения, вычислительную систему, алгоритм решения задачи (при структурном подходе); описание классов, иерархию классов, механизмы взаимодействия классов (при объектном подходе); функциональная модель объекта, модель данных, организация данных — логическая и физическая структура данных в контексте инструмента разработки; процессы; описание пользовательского интерфейса.
Результатом должна стать детализированная модель системы, представленная в виде совокупности диаграмм в нотации UML. Согласно методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования, именно данная модель должна «служить» исходной информацией для написания программного кода. Итогом работы должна стать некоторая концептуальная схема, содержащая описание основных компонентов и тех функций, которые они должны выполнять.
Третий раздел (программирование) содержит описание программы. Здесь освещаются:
– обоснование выбранных средств и инструментов разработки;
– требования к аппаратным ресурсам и ОС;
– решение конкретной задачи проекта выбранными средствами.
Этап программирования вряд ли нуждается в уточнении, поскольку является наиболее традиционным для программистов. Появление инструментариев быстрой разработки приложений (Rapid Application Development (RAD)) позволило существенно сократить время и затраты на выполнение этого этапа. Результатом данного этапа является программное приложение, которое обладает требуемой функциональностью и способно решать нужные задачи в конкретной предметной области.
Четвертый раздел определяет содержание испытаний программного средства. На этапе тестирования программы проводится проверка работоспособности программы на некоторой совокупности исходных данных или при некоторых специальных режимах эксплуатации. Результатом является повышение надежности программы, исключающее возникновение критических ситуаций или нанесение ущерба компании, использующей данное приложение.
Пятый раздел содержит сведения о применении программы. Здесь описываются:
– назначение и область применения;
– используемые технические средства и ОС;
– вызов и загрузка;
– входные данные;
– выходные данные;
– инсталляция программы;
– диалог с пользователем;
– система помощи;
– наличие демонстрационного ролика;
– руководство пользователя.
Содержание разделов технической части дипломного проекта при разработке автоматизированных систем (игры и приложения)
Примерный перечень разделов при разработке АРМ:
1. Назначение и цели создания системы;
1.1. Назначение системы
1.2. Цели создания
2. Характеристика объекта автоматизации;
2.1. Краткие сведения об объекте автоматизации;
2.2. Основание необходимости компьютерной обработки информации;
3. Логическая модель данных
3.1. Описание предметной области
3.2. Модель предметной области
4. Физическая модель
4.1. Обоснование выбора средств разработки
4.2. Модель в нотации UML
5. Описание программы
5.1. Обоснование среды разработки
5.2. Описание интерфейса
5.3. Программно-аппаратные ресурсы ПК
6. Тестирование
7. Применение
7.1. Назначение программы
7.2. Требования к аппаратным ресурсам ПК
7.3. Руководство пользователя
8. Экономический раздел
9. Охрана труда
Заключение
Приложения
Раздел «Назначение и цели создания системы» может состоять из следующих подразделов:
– назначение системы. Здесь указываются: вид автоматизированной деятельности и перечень объектов автоматизации, на которых предлагается использовать разрабатываемую систему;
– цели создания системы;
– определение круга задач, которые должны быть автоматизированы.
Раздел «Характеристика объекта автоматизации» должен содержать:
— краткие сведения об объекте автоматизации;
— сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации;
— обоснование необходимости компьютерной обработки информации.
Раздел «Логическая модель данных» содержит: полное развернутое описание предметной области, модели предметной области, модель «сущность-связь» и ее описание, описание отношений, разрабатываемых на базе диаграммы «сущность-связь».
Раздел «Физическая модель». Здесь отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразуются в таблицы. В этом подразделе необходимо описать:
— выбор и обоснование средств разработки;
— описание доменов;
— описание таблиц;
— описание ограничений;
— выбранные индексы;
— описание запросов к БД.
Раздел «Описание программы». Здесь должны быть отражены:
— выбор и обоснование среды разработки;
— описание интерфейса;
— программно-аппаратные ресурсы ПК.
Раздел «Тестирование». В разделе необходимо привести описание способов проверки, позволяющих дать общее заключение о работоспособности программы (контрольные примеры, результаты).
Раздел «Применение». Здесь необходимо указать назначение программы, условия выполнения программы (минимальные и рекомендуемые требования к аппаратно-программному обеспечению), последовательность действий пользователя, обеспечивающих загрузку, запуск, выполнение и завершение программы.
Приложения. В обязательных приложениях рекомендуется приводить: текст программы, диаграммы (вариантов использования, деятельности, последовательности и «сущность-связь»).
Содержание разделов технической части дипломного проекта при разработке программных средств учебного назначения
Примерный перечень разделов при разработке программных средств учебного назначения:
1. Назначение и область применения обучающе-тестирующей программы
2. Проектирование задачи
2.1. Обоснование инструментов разработки
2.2. Описание алгоритма решения задачи
3. Программа решения задачи
3.1. Логическая структура
3.2. Физическая структура
4. Тестирование
5. Применение
5.1. Назначение программы
5.2. Требования к аппаратным ресурсам ПК
5.3. Руководство пользователя
6. Экономический раздел
7. Охрана труда
Заключение
Приложения
К программным средствам учебного назначения относятся:
— обучающе-тестирующие программы;
— игровые программы;
— программы для внеклассной работы.
Для выполнения дипломного проекта по разработке обучающе-тестирующей программы необходимо обеспечить максимум наглядности. При этом необходимо учитывать, что нецелесообразно приводить в обучающе-тестирующей программе материал, содержащий много текста.
Раздел «Назначение и область применения обучающе-тестирующей программы». Здесь необходимо указать: наименование дисциплины (раздела и темы), специальность, данные об области применения программы, аудиторию, на которую она рассчитана, общую характеристику вычислительных средств, для которых разрабатывается программа.
Раздел «Проектирование задачи». Здесь приводятся: описание алгоритма решения задачи, реализация сценария в терминах структурного или объектного подхода к проектированию программного средства, выбор и обоснование инструментов разработки.
Раздел «Программа решения задачи». Здесь описывается реализация сценария в терминах и понятиях выбранного средства разработки, включая сведения о логической (структура данных, функции и их действия, классы и их иерархия), физической (модули интерфейса и модули реализации) структуре и функционировании программы.
Раздел «Тестирование». Здесь освещаются подготовка определенных тестов и моделирование действий пользователя, при этом необходимо учитывать возможные неправильные действия пользователя.
Раздел «Применение». Здесь содержатся инструкции по работе с программой, описание действий пользователя при применении программы на уроке, изложении нового материала и тестировании.
В приложениях приводятся: текст программы и бумажные варианты электронных чертежей.
Содержание разделов технической части при разработке программных средств создания Internet-приложений
Примерный перечень разделов при разработке Web-приложения:
1. Постановка задачи
1.1. Назначение системы
1.2. Цели создания Web-приложения
1.3. Структура сайта
2. Обоснование инструментов разработки
3. Реализация
3.1. Логическая структура Web-приложения
3.2. Физическая структура Web-приложения
3.3. Описание структуры и формата страниц
3.4. Описание ограничения доступа к данным
3.5. Описание используемых библиотек и элементов управления
3.6. Описание используемых функций и процедур
4. Тестирование
5. Применение
5.1. Назначение и область применения программы
5.2. Описание организации диалога с пользователем
5.3. Программно-аппаратное обеспечение сервера и клиента
5.4. Руководство пользователя
6. Экономический раздел
7. Охрана труда
Заключение
Приложения
Раздел «Постановка задачи». Здесь указываются: цель создания Web-приложения, задачи, которые планируется решать посредством сайта; определяется потенциальная аудитория; описываются структура сайта и требования к разрабатываемому приложению.
Раздел «Объектно-ориентированное проектирование» включается в состав технической части ПЗ, если для разработки Web-приложения используется объектно-ориентированный подход. Здесь содержится описание классов, их иерархии, а также механизмов взаимодействия классов.
Раздел «Выбор инструментов разработки». Здесь необходимо обосновать выбранный инструмент разработки сайта.
В разделе «Реализация» описываются:
— логическая структура Web-приложения (структура страниц, связи между ними), графическое представление логической структуры (карта сайта), где прямоугольниками обозначены страницы, а линиями — связи между ними, содержание и структура главной страницы;
— физическая структура Web-приложения с информацией о размещении файлов сайта, перечень каталогов;
— структура и формат страниц, деление текста на строки и абзацы, цветовая разметка страницы, фоновое изображение, звук, наличие и содержание бегущей строки, наличие фреймов, таблиц, гиперссылок;
— используемые библиотеки и элементы управления;
— используемые процедуры и функции;
— ограничения доступа к данным.
В разделе «Тестирование» необходимо отразить проверку:
— правильности работы гиперссылок, времени загрузки страниц, совместимости сайта с различными браузерами и разными настройками браузеров (при отключении выполнения скриптов, элементов управления ActiveX);
— правильности взаимодействия Web-приложения с пользователем (необходимо указать конкретные тестовые ситуации и результаты, к которым они привели).
Раздел «Применение». Здесь указываются назначение сайта, область применения, организация диалога с пользователем, способы ввода информации, возможности управления работой сайта, программно-аппаратное обеспечение сервера и клиента для корректной работы Web-приложения.
В приложениях обязательно помещать текст программы, бумажные варианты электронных чертежей.
Графическая часть ДП
Графическая часть дипломного проекта в зависимости от темы выполняется, на листах чертежной бумаги формата А4 в соответствии с требованиями стандартов. При электронном представлении проекта бумажные копии электронных чертежей помещают в приложениях.
Для дипломных проектов рекомендуются следующие виды чертежей, схем, диаграмм: схемы алгоритмов, программ, данных и систем (далее схемы), различные виды диаграмм.
Схемы данныхотображают путь данных при решении задач и определяют этапы обработки, а также различные применяемые носители данных. Схема данных состоит из символов данных (символы данных могут также указывать вид носителя данных); символов процесса, который следует выполнить над данными (символы процесса могут также указывать функции, выполняемые ЭВМ); символов линий (линейных символов) и специальных символов, используемых для облегчения написания и чтения схемы. Символы данных предшествуют и следуют за символами процесса. Схема данных начинается и заканчивается символами данных (за исключением специальных символов — «соединитель» и «терминатор»). Пример приведен на рисунке 2.
Схемы программотображают последовательность операций в программах. Схема программы состоит из символов процесса, указывающих фактические операции обработки данных; линейных символов, указывающих поток управления, и специальных символов, используемых для облегчения написания и чтения схемы программы. Пример приведен на рисунке 3.
Схемы работы системыотображают управление операциями и поток данных в системе. Схема работы системы состоит из символов данных, указывающих на наличие данных; символов процесса, указывающих операции над данными; линейных символов, указывающих потоки данных и поток управления, и специальных символов, используемых для облегчения написания и чтения блок-схемы. Пример приведен на рисунке 4.
Схемы взаимодействия программ отображают путь активаций программ и взаимодействий с соответствующими данными. Каждая программа в схеме взаимодействия программ показывается только один раз (в схеме работы системы программа может изображаться более чем в одном потоке управления). Схема взаимодействия программ состоит из символов данных, символов процесса, линейных символов и специальных символов. Пример приведен на рисунке 5.
Схемы ресурсов системыотображают конфигурацию блоков данных и обрабатывающих блоков, которая (конфигурация) требуется для решения задачи или набора задач. Схема ресурсов состоит из символов данных, отображающих входные, выходные и запоминающие устройства ЭВМ; символов процесса, отображающих процессоры — центральные процессоры, каналы и т. д.; линейных символов и специальных символов. Пример приведен на рисунке 6.
Для графической части рекомендуются следующие виды диаграмм:
— диаграмма вариантов использования;
— диаграмма классов;
— диаграмма состояний;
— диаграмма деятельности;
— диаграмма последовательности;
— диаграмма кооперации;
— диаграмма компонентов.
Диаграмма вариантов использования
Диаграммы вариантов использования описывают функциональное назначение системы или то, что система должна делать. Пример приведен на рисунке 7.
Отдельный вариант использования обозначается на диаграмме эллипсом, внутри которого содержится его краткое название или имя в форме глагола с пояснительными словами.
Актер представляет собой любую внешнюю по отношению к моделируемой системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей. Обозначением актера на диаграммах является фигурка человечка, под которой записывается имя актера.
На диаграмме вариантов использования интерфейс изображается в виде маленького круга, рядом с которым записывается его имя. В качестве имени может быть существительное или строка текста. Если имя записывается на английском языке, то оно должно начинаться с заглавной буквы I.
Рисунок 2 — Схема данных
Рисунок 3 — Схема программ
Рисунок 4 — Схема работы системы
Рисунок 5 — Схема взаимодействия программ
Рисунок 6 — Схема ресурсов системы
Рисунок 7 — Пример диаграммы вариантов использования
Графический символ отдельного интерфейса соединяется на диаграмме сплошной линией или пунктирной линией со стрелкой с тем вариантом использования, который его поддерживает. Сплошная линия указывает, что связанный с интерфейсом вариант использования должен реализовывать все необходимые для него сервисы. Пунктирная линия со стрелкой означает, что вариант использования предназначен для спецификации только того сервиса, который необходим для реализации данного интерфейса.
Между элементами диаграммы вариантов использования могут существовать различные отношения, которые описывают взаимодействие экземпляров актеров и вариантов использования:
— ассоциации (association relationship);
— расширения (extend relationship);
— обобщения (generalization relationship);
— включения (include relationship).
Диаграмма классов
Диаграмма классов (class diagram) служит для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования. Пример приведен на рисунке 8.
Диаграмма классов представляет собой граф, вершинами которого являются элементы типа «классификатор», связанные различными типами структурных отношений, и содержит интерфейсы, пакеты, отношения и даже отдельные экземпляры, такие как объекты и связи.
Для изображения интерфейсов используется графический символ — прямоугольник класса с ключевым словом или стереотипом «interface». При этом секция атрибутов у прямоугольника отсутствует, а указывается только секция операций.
Рисунок 8 — Пример диаграммы классов
Для графического изображения объектов используется такой же символ прямоугольника, что и для классов. Имена объектов обязательно подчеркиваются.
Диаграмма состояний
Диаграммы состояний используются для описания поведения отдельных объектов и могут быть применены для спецификации функциональности других компонентов моделей, таких как варианты использования, актеры, подсистемы, операции и методы. Пример приведен на рисунке 9.
Рисунок 9 — Пример диаграммы состояний
Состояние на диаграмме изображается прямоугольником со скругленными вершинами. Прямоугольник может быть разделен на две секции горизонтальной линией.
Переход представляет собой отношение между двумя последовательными состояниями, которое указывает на факт смены одного состояния объекта другим (рисунок 10).
Рисунок 10 — Изображение составного состояния
Диаграмма деятельности
Для моделирования процесса выполнения операций в языке UML используются диаграммы деятельности. Диаграмму деятельности можно считать частным случаем диаграмм состояний.
Состояние действия (action state) является специальным случаем состояния с некоторым входным действием и, по крайней мере, одним выходящим из состояния переходом.
Графически состояние действия изображается прямоугольником с закругленными углами. Внутри этого изображения записывается выражение действия (action-expression), которое должно быть уникальным в пределах одной диаграммы деятельности.
Переход переводит деятельность в последующее состояние сразу, как только закончится действие в предыдущем состоянии. На диаграмме такой переход изображается сплошной линией со стрелкой.
Пример диаграммы деятельности приведен на рисунке 11.
Рисунок 11 — Пример диаграммы деятельности
Статьи к прочтению:
- Рекуррентные соотношения (например, вычисление чисел фиббоначи и др.)
- Рекурсивные файл-функции. производительность файл-функций
Мастер класс по анкете и техническому заданию (бриф на дизайн-проект)
Похожие статьи:
-
Структура курсового проекта. 080802 ”прикладная информатика (по отраслям)”
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 080802…
-
Основные понятия и определения микропроцессорной техники: микропроцессор, микропроцессорная система, микрокомпьютер, контроллер, микроконтроллер….