Система информационного законодательства

      Комментарии к записи Система информационного законодательства отключены

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, образующие систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона О праве на доступ к информации. Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации. Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами тематических федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.

Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству.

Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).

Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации. В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 О культуре1, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации2, Федеральный закон Об обязательном экземпляре документов, Федеральный закон Об участии в международном информационном обмене, а также отдельные нормы других федеральных законов.

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения

представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации, нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ О связи3, Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 О сертификации продукции и услуг4, отдельные нормы других актов.

Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 О безопасности1, нормы Федерального закона Об информации, информатизации и защите информации, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 О федеральных органах правительственной связи и информации2, отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).

Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов — об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).

Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. Об авторском праве и смежных правах, законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных3, О правовой охране топологий интегральных микросхем4 и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона О коммерческой тайне, обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона О служебной тайне.

Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 О средствах массовой информации5, федеральные законы О рекламе, О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации. Сюда же относятся проекты федеральных законов О телевидении и радиовещании, О кабельном телевидении, Об общественно-правовом вещании, О спутниковом вещании и др.

Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом О библиотечном деле; законодательство об архивном фонде и архивах — Основами законодательства РФ Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, законодательство о государственной тайне — Законом РФ О государственной тайне, законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона О коммерческой тайне). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом Об информации, информатизации и защите информации. Активно готовится проект федерального закона Об информации персонального характера.

Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.

Статьи к прочтению:

Филатова Л.В. \


Похожие статьи: