Вспомним, как делали газеты в шестидесятые-семидесятые годы. Оригинал авторской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался правке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы, номер полосы; все заголовки статей и заметок выписывались на отдельном листе бумаги с указанием точного количества строк набора заголовочного материала и т. д. После того оригинал шел в набор. Параллельно ретушировались иллюстрации, размечались и отправлялись в цинкографию, где делались клише. В типографии, помимо цинкографии, действовали цеха: наборный, в котором изготовляли печатную форму для воспроизведения текста (типографский набор) и верстали газеты; стереотипный, где при печатании тиража газеты изготовляли копии набора и клише в виде монолитных и рельефных отливов — стереотипов; печатный, в котором и печатался тираж издания. В больших типографиях в печатном цехе действовали: ротационные (скоропечатные) машины (на быстро вращающиеся барабаны ротаций крепились стереотипы цилиндрической формы; печатание шло не на отдельных листах, а насматывающейся с рулонов длинной бумажной ленте, которая затем разрезалась, фальцевалась или складывалась самой машиной); плоские машины (печать с плоского стереотипа или непосредственно с набора, закрепленного на движущейся горизонтальной металлической платформе — талере); небольшие печатные тигельные машины (бумага прижималась к форме тиглем — плоской металлической плитой).
Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов —литеров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце), изготовляемых из типографского сплава свинца, сурьмы и олова — гарта, оформляющих текст линеек, концовок, и материала не печатающего, пробельного, к которым относились шпации (для образования пробелов между буквами в слове), шпоны (между строками), реглеты (для широких пробелов), бабашки и марзаны (чугунные призмы и бруски для образования полей), квадраты (для больших пробелов). Наборщик вставлял литеры в верстатку (согнутую под прямым углом металлическую пластинку), наборной линейкой отделял уже набранную строку от следующей набираемой, острым шилом исправлял ошибки в наборе, рубилкой обрезал шпоны и линейки…
В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах. Сложным и длительным был процесс изготовления клише. Сначала фотоснимок фотографировали специальным репродукционным фотоаппаратом. После проявления и закрепления изображение на фотопластинке получалось в обратных тонах, негативным: белые участки оригинала становились черными и наоборот. Для воспроизведения тонового оригинала полутона изображения разбивались на множество мельчайших штриховых элементов — точек. С этой целью в процессе фотографирования оригинала применялся особый оптический прибор — растр. Следующей операцией была копировка, т. е. перенос изображения на поверхность цинковой пластинки, покрытой светочувствительным слоем, в который входили очищенный столярный клей и двухромовокислый калий. Далее пластину обрабатывали водой, после сильного нагрева делали огнеупорной, подвергали травлению раствором азотной кислоты. Затем отделывали, устраняли дефекты, выпиливали клише из цинковой пластинки, обрабатывали на фрезерном станке и наколачивали на деревянную подставку. После макетирования — составления макета, точного плана верстки газетного номера и набора на линотипе или вручную оригиналов публикаций начиналась верстка. Столбики набора, перевязанные шпагатом (чтобы не рассыпать), переносили на специальный плоский стол, устанавливали в нужную полосу, освобождали от шпагата и осторожно передвигали на нужное место. Свежие оттиски проходили типографскую корректуру (сличение с оригиналами, которые до набора уже подвергались корректуре —редакционной}. После того, как первая типографская корректура была прочитана, корректурные оттиски с внесенными в них исправлениями передавались тому наборщику, который набирал текст. Исправив ошибки, он снова тискал набор для второй типографской корректуры, которая читалась уже без оригинала (вместо него прикладывались оттиски первой корректуры). Внеся исправления в гранкиили «куски», верстали полосу целиком, делали оттиск и передавали на ревизионную корректуру. После устранения возможные ошибок снова делали оттиск, но уже на подпись к печати (подписная полоса). Последняя виза заместителя главного редактора газеты (руководителя дежурной или ночной бригады) на первом сигнальном, очищенном от ошибок, экземпляре номера ошибок — «В свет!».
Труд был кропотлив и нелегок, но как все изменилось в последние годы…
За последние 10 лет в редакционно-издательских процессах и в полиграфии произошли огромные изменения. Эти изменения обусловлены созданием новой мощной и компактной электронно-вычислительной техники и оптоэлектронного оборудования считывания и записи информации, новых технологий обработки и воспроизведения информации, основанных, главным образом, на развитых и согласованных между собой программных продуктах и частично на новых материалах,
К настоящему времени используемые или возможные к применению при производстве печатных СМИ редакционно-издательские и полиграфические технологии можно условно разделить на пять групп:
1. Технология с использованием для воспроизведения текста обычной машинописной или в лучшем случае наборно-пишущей техники с последующим фотографированием на фотопленку, копированием на формный материал или электрофотографическим получением печатной формы. Печать — на малоформатных офсетных печатных машинах. Вариант набора — ручной или строкоотливной, печать на машинах высокой печати. Иллюстрации обычно только штриховые.
2. Технология с использованием вычислительной техники, программных методов и простых сканеров для набора текста и получения простых черно-белых иллюстраций. Вывод информации с помощью лазерных принтеров на бумажный или пленочный носитель, фотографирования или прямого копирования на формный материал, печатания на офсетных печатных машинах. Является актуальным в настоящее время вариантом технологии.
3. Технология с обработкой текста и изобразительной информации, введенной с помощью профессиональных сканеров, с применением достаточно мощных компьютеров и развитого программного обеспечения. Вывод информации — с помощью фотовыводных устройств на фотопленку. Изготовление офсетной печатной формы — копированием. Печать — на офсетной печатной машине. Технология, наиболее широко применяемая в настоящее время в полиграфии.
4. Технология с обработкой текстовой и изобразительной информации с применением вычислительной и сканирующей техники, выводом обработанной информации непосредственно на постоянную печатную форму. Вывод может осуществляться в отдельном устройстве или непосредственно в печатной машине. Печать с полученной формы — офсетным или трафаретным способом.
5. Технология с обработкой текстовой и изобразительной информации с применением вычислительной техники. Вывод обработанной информации — на переменную электрографическую печатную форму непосредственно в печатной машине и печать с этой формы.
Статьи к прочтению:
- Современные носители, методы записи информации на носители
- Создание 3d модели мультипликационной свиньи в 3ds max
Томские ученые разработали «PIXLPARK» для работников полиграфии
Похожие статьи:
-
Информационные процессы и технологии
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества…
-
Роль информационных технологий в реинжиниринге бизнес- процессов
Компания, которая не в состоянии изменить свои взгляды на информационные технологии, не может осуществить реинжениринг. Компания, не отличающая…