Технические средства разъединения сцен

      Комментарии к записи Технические средства разъединения сцен отключены

Свойства эпизода

1. Единство места, времени и действия может быть нарушено, но не всегда (чаще всего). Перерыв во времени

2. Присутствие всех компонентов драматургии. Драматургическая завершенность

3. Антиномия эпизода (завершенность, незавершенность)

Виды эпизодов

1. Пролог. Эпилог

— эпиграф, не имеющий отношения к сюжету (Ex: в начале «Андрея Рублева»)

— сжатое изложение предшествующих событий (Ex: в сериалах — «в предыдущей серии….», «в этой серии вы увидите…»)

— пролог как начало воспоминаний (Ex: «Форест Гамп»)

2. Экспозиционный эпизод

и т. д. (далее по стандартной драматургической схеме)

Сцена — это часть фильма, состоящая из группы кадров, объединенный единством времени, места и действия

Свойства сцен (Эйзенштейн)

— многоточечность — несколько точек зрения на один и тот же объект (и в кино, и в литературе)

— существование внутри каждой сцены своей драматургии

— драматургическая незавершенность, чаще всего сцена обрывается

Виды сцен

1. Развернутая сцена (все компоненты: экспозиция, завязка….)

2. Фрагментарная сцена (недостаточно проработана, с участием эпизодических героев)

3. Проходная сцена (нет драматургического поворота)

4. Сцена-перебивка

5. Параллельные сцены: две равные по значению сцены идут параллельно друг другу.

6. Воспоминание из прошлого (флэшбэк) или кусочек будущего

Свойства сцен

1. Экспозиционная сцена

2. Информационная сцена (чаще всего сцены-перебивки являются информационными)

3. Ретроспективная сцена

4. Поворотная сцена — в которой происходит сюжетный поворот

5. Кульминационная сцена

6. Финальная сцена

Способы сопоставления сцен

1. Контраст. Ex: «Москва слезам не верит». Ребенка не будет, а в следующей сцене героиня выходит из роддома

2. Развитие — одна сцена развивает предыдущую

3. Соответствие — сцена не развивает предыдущую, просто идет за ней.

Технические средства разъединения сцен

— зтм

— двойная экспозиция (наплыв)

— шторки

— вытеснение

— диафрагма

3. «Было, случилось, стало» — режиссерский анализ литературного сценария.

Цель режиссерского анализа — определить сверхзадачу автора и сформулировать собственную.

1. После первого прочтения — записать ощущения.

2. Конспект происходящего в пьесе (сокращение исходного текста — возможность работы без книги)

3. Режиссерский пересказ литературного произведения (для непонятливой бабушки). Выпрямление сюжета.

4. Оценка фактов событий (определение основного главного события в каждом акте/главе). Разбиение текста на соответствующие разделы.

5. Краткая биография действующих лиц (+простая характеристика). Вскрытие сюжета через линии действий ролей (определение главных и второстепенных персонажей)

6. Группировка сил: Два лагеря (минимум)

7. Определение Авторской сверхзадачи и сквозного действия.

8. Атмосфера происходящих событий (Обобщающая эмоциональная характеристика каждого основного события).

9. Преобразование текста в соответствии с выбранной Сверхзадачей. Определение сверхзадачи.

10. Выбор необходимых персонажей, определение их ролей (главн./второстеп.)

11. Определение основных частей:

Экспозиция. Завязка. Развитие. Кульминация. Развязка

12. Что главное в каждом эпизоде? Что главное в пьесе? (О чем, про что?) Что главное по действию (интрига)?

4. Фабула и структура сюжета. Своеобразие сюжета телевизионного произведения.

Фабула – это перечень значимых событий в прямой хронологии. Но автор может изменить хронологию. Фабула стабильна. Это предыстория, предопределенная расстановкой лиц и событий.

Сюжет – последовательно и логично описанное в сценарии событие, как оно будет снято и показано на экране.

Экспозиция, Завязка, перипетии, кульминация и развязка – основы сюжетной структуры.

В Тв программе – это некий момент сгущения всего, то здесь сюжет нужно выстроить интересно, построение не повествовательно а напряженное, не прямое, не соединяемое. Особенность фабулы в телесюжете: событийность, проблемность, диалогичность.

Драматургия телевизионного произведения – построение фильма, передачи, программы, которое отвечает четырехчастному делению описываемого действия, независимо от характера ТВ-произведения (документальное, игровое), а также независимо от его хронометража.

Драматургия предполагает развитие действия, события, характера героя или его мысли по четырем стадиям: экспозиция (обоснование темы, интриги); развитие действия, мысли, характера, ведущее к кульминации и затем к развязке.

Драматургия нередко присуща и событийному репортажу.

Сюжет — как рассказывает автор. Фабула —состав событий, т. е. что рассказывает автор

Составляющие сюжета:

1. перипетии

2. действия

3. мотивировка

Перипетия — резкий поворот в судьбе героя («от счастья к несчастью»)

Действие — не только физическое действие, главное — словесное действие. Выражение внешнего движения, чувств, мыслей, желаний, отношений, стремлений персонажей фильма.

Движение:

— внешнее: выражаются в поступках (Ex «Ночи Кабирии»: Кабирия продаёт свой дом)

— внутреннее: духовное движение, движение мысли (Ex: мысли мужчины с усами, который хочет обидеть Кабирию)

Движение может быть опущено (Ex: Макмёрфи не убегает после вечеринки)

Мотивировка — причина действия; художественное обоснование событий:

— внутреннее: чувства

— внешнее: обстоятельства,в которые попадает герой, и поступки других персонажей

Чаще всего в сценариях:

— внутренняя мотивировкавнешнее действие

— внешняя мотивировкавнутреннее действие

5. Основные сюжетные узлы в телевизионном произведении.

ТВ-произведения: док.фильмы (очерки, интервью…..), передачи (ток-шоу, спортивные передачи, музыкальные передачи…), ТВ-сюжеты.

Каждый элемент сюжетной композиции состоит из эпизодов и сцен. В каждой сцене есть:

— «было» = то, что с начале каждой сцены

— «случилось» = событие, поворотная точка (событие всегда внезапно и поворотно)

— «стало» = итог

Нас интересует «случилось». Поворотная точка контрастно меняет характеры героев и течение ТВ-произведения.

Поворотные точки:

— появление неожиданного гостя

— новые подробности из биографии героя, подкрепленные фактами (письмами, аудио- и видеозаписями)

— поступки героя, раскрывающие его с противоположной стороны

— видеосюжет, затрагивающий новую грань проблемы

— контрастная музыка.

6. Сравнительный анализ авторства режиссера и авторства сценариста.

Каждый представитель тв и кино профессий отвечает за свою область, а режиссер отвечает за всё. Он единственный представляет, каким должен быть продукт в целом. Он координирует и руководит остальными на разных стадиях производства. Вывод — авторство режиссёра очень велико.

Режиссёрский сценарий – основной документ для производства. Согласовывается с оператором, звукорежиссёром, главным художником.

Продукт работы специалистов попадает в итоге к режиссёру, кот.либо одобряет его, либо вносит в материал свои коррективы=авторск.точки зрения.

Лит. Сценарий. Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма или сложной передачи является создание сценария; его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В наше время чаще всего сценарист предлагает продюсеру готовый материал, либо берётся за написание сценария по заказу продюсера. Содержание зависит от сценариста.

Когда автор и сценарист разные люди, автор описывает идею, сценарист наполняет ее содержанием, возможно пишет закадровый текст, а режиссер ищет выразительные пути оформления задуманного.

В кино и на тв роль сценариста имеет разный вес.

ТВ сценарист не только обязан знать тему передачи или фильма и законы драматургии, но и уметь найти нужных героев, вступить с ними в контакт, вызвать на необходимый по замыслу разговор. Подчас не столько важна работа сценариста за письменным столом, над «проектом» будущего фильма или передачи, сколько работа в студийном павильоне, на съемочной площадке, в монтажной, т. е. в процессе выстраивания произведения. Естественно, автору вовсе не обязательно быть на всех съемках, просиживать дни в монтажной. Но постоянный контакт его с режиссером необходим, благодаря такому сотрудничеству происходит обмен творческими идеями, обсуждение движения замысла, прогноз возникающих ситуаций.

Итого:

Лит. сценарий — начальный этап работы над кино или тв произведением. Авторство сценариста либо единоличное, либо в сотрудничестве с реж.

Реж. сценарий – промежуточный этап работы. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного. Зачастую сценарист уже не участвует в съёмочном этапе= авторская чаша весов реж. полностью перевешивает.

В нашем бизнесе сегодня востребованы специалисты широкого профиля. Например, режиссер-сценарист.

7. Музыкальная драматургия телевизионного произведения.

Звук в телевидении — один из двух путей воздействия на зрителей с целью добиться высокой эффективности телепередачи. Звук не столько сопровождает изобразительную часть передачи, сколько обогащает восприятие изображения, порой подчиняя его себе. Сочетание звуковых и зрительных образов и есть телевидение. Взятые из жизни в их естественном звучании, реалистические звуки ассоциируются у зрителей с какой-либо конкретной обстановкой. Звуки фантастические или абстрактные обращены к эмоциям и воображению зрителя. Звуковая часть передачи имеет свои измерения: высоту или частоту (число полных колебаний, которые звук совершает в секунду, измеряется в герцах) и громкость (интенсивность, амплитуда колебаний, измеряется в децибелах). Звук в телепередаче может быть синхронным, несинхронным, нести элементы драматургии: звуковой образ эпизода — это звуковая характеристика его. Сочетание звука и изображения есть видеозвуковая композиция кадра, которая может быть:

а) при совпадении характеров звука и изображения по ходу действия;

б) при контрастном сочетании звука и изображения;

в) при подкреплении изображения бытовым звуком;

г) при изображении без звука.

Музыка может давать ощущения предвкушения следующего эпизода. Драматургия музыкальная может разойтись с кадровой, и тогда их последующее слияние будет кульминацией.

Музыкальное оформление создает определенное настроение. Задает ритм.

Монтаж и музыка должны быть слиты воедино (монтаж по сильной доле, музыка подходящая по смыслу) или нарочно разделены (если того требует драматургия).

Музыкальные джинглы (отбивки) – обозначение границ темы или события (правильный ответ/не правильный ответ и т.д.)

Новая смысловая (сюжетная) тема всегда с новой темой музыкальной (при возвращении к прошлой теме можно включать ту же музыку) – контрапункт.

Клиповый монтаж – музыка для усиления воздействия кадров.

Интервью, беседу, монолог или просто нарезку кадров можно сделать гораздо динамичнее, если подложить соответственную музычку.

Звук всегда работает на звукозрительный образ. Музыка — организующее начало.

Функции музыки звукозрительного образа:

Муз.включается в строй произвед. для создания атмосферы действия. Есть понятие кодифицирующая функция начала (по началу можно определить, какой жанр будет).

Характеризует место действия.

Передаёт характерные приметы времени (даёт ритмы эпохи).

Даёт нужные характеристики героям.

Может быть включена в лейтмотив (сомостоятельная).

Муз.решение исп.как авторский коментарий. Взгляд автора на изобразительное явление.

Целое муз.произведение может быть включено в визуальную структуру (герой играет сам, либо завёл пластинку).

8. Выразительные возможности монтажа.

Монтаж, как выразительное средство, используется для того, чтобы с помощью соединения, столкновения двух кадров вызвать у зрителя определенные эмоции или передать соответствующей эмоциональный отклик.

Экранная выразительность всех без исключения кинематографических средств есть выразительность монтажная.

Приёмы монтажа — худож.форма организации произведения.

Приёмов несколько, но произведение строится на одном.

Последовательный монтаж (поступательное изложение материала, причинно-следственные связи).

Параллельный монтаж (зритель видит два или более событий, происх.в разных местах, но объед.одним сюжетом или одной мыслью).

Перекрестный монтаж (когда перипетии в сюжете одной линии завис.от сюжета др.линии).

Ассоциативный монтаж (реж.сопоставляет кадры м/ду собой на осн.ассоциаций).

Аналитический монтаж (реж.даёт крупные планы действий без общего так, чтобы у зрит.созд.общая картина происходящего).

Рефрен монтажа (повторяющиеся кадры, работающие на усиление идеи, обычно действ.в конфликте с осн.рядом).

Доминанта образа (работает на усил.образа, но! это не повтор одних и тех же кадров, а повтор одного образа, кот. выраж. разными аудио-визуальн.средствами).

Статьи к прочтению:

Сцена.Каноны-4.Технические средства;Выгородка;Репетиции.Вечерний чай с Н.Ахмедовой


Похожие статьи: