Трение в природе и технике.

      Комментарии к записи Трение в природе и технике. отключены
Несмотря на то, что ссилой трения человек сталкивается ежеминутно, он не задумывается о егозначении в повседневной жизни. Ездить в автомобиле вгололед довольно неприятное и опасное занятие, пешеходам так же небезопасна прогулкапо скользким улицам. И если по такой дороге легко и удобно тянуть волоком,например сани, то для езды и ходьбы она становиться непригодной. В этих и многих другихжизненных примерах мы видим огромноезначение трения в нашей жизни.
Если трение полезно длячеловека, то мы стараемся его увеличить. Если трение становиться для насвредным, то ищем способы для егоуменьшения.
Благодаря силе трения, мы можем ходить и ездить, вещи невыскальзывают у нас из рук, шкафы, столы и стулья находятся на месте, дажеволокна ткани, из которых соткана наша одежда, удерживаются в нитях. Но трение может играть и негативную роль. Нагревание механизмов и их быстрое изнашивание- результат действия силы трения.Очевидно, что необходимо найти способы его уменьшения. Способов уменьшениятрения существует несколько. Если ввести смазку между трущимисяповерхностями, то трениевозникнет не между телами, а между слоями жидкости. А трение в жидкости намногоменьше, чем сухое трение.
Приведем еще несколько примеров из жизни, когда Высталкиваетесь с трением: • шариковые ручки и карандаши оставляют свой след втетрадях; • аккуратно развешанная одежда в магазинах не спадаетс плечиков вешалки; • вы водите компьютерной мышкой по коврику и наблюдаете перемещение курсора на экране; • довольно сложно передвинуть тяжелый диван из-за наличия трения; • только что вымытый пол, покрытый линолеумом, скользок, так как смазка уменьшает трение,а ковровое покрытие, напротив,увеличивает трение.
Рассмотрим,где и как встречается трение в технике. Одним из способов уменьшения тренияявляется применение шариковых и роликовых подшипников. Внутреннее кольцоподшипника одевается на вал какого-либо механизма, а наружное кольцозакрепляют в корпусе машины или станка. И когда вал начинает вращаться, то онне скользит, а катится на шариках или роликах между кольцами подшипника. Вращающиеся части изнашиваются гораздомедленнее, так как трение качения значительно меньше трения скольжения. Для уменьшения трения так же уменьшаютплощадь соприкасающихся тел, и шлифуют поверхности. Фигуристы регулярно затачивают лезвиеконьков, тем самым уменьшая, поверхность соприкосновения. Специальная машинавыезжает на ледовый каток, для шлифовки льда, чтобы сделать его как можноболее гладким. Так же уменьшают трение при резкечего-либо в быту и на производстве, затачиванием колющих и режущих бытовыхпредметов: ножниц, ножей, игл и прочего. Роль силы трения в технике не всегдаотрицательна, как может показаться. Заменяя трение скольжения трениемкачения, трение будет играть положительную роль, не давая проскальзыватьколесам и шарикам подшипников.
Приведем еще несколько примеров применениятрения в технике: • торможение колес движущегося транспорта; • передвижение по снегу и льду на снегоходах; • замена колес на гусеницы для увеличения площадисцепления; • протекторы шин и специальной обуви.
В природе так же можно встретитьтакое явление как трение: -шероховатые лапки насекомых, благодаря чему онимогут ползать даже по потолку; -волосатые усики ползучих растений; — покрытая слизью гладкая чешуя рыб необходима дляуменьшения трения о воду. Животные и растения, приспосабливаясь,смогли использовать силу трения с пользой для себя.
Встретить трение в природе довольно легко.Приведем примеры: • бег и ходьба; • прыжки белки с ветки на ветку; • стачивания камня водой; • образование планет и комет; • стекание воды со склонов; • удерживание огромных валунов на склонах.

Статьи к прочтению:

Трение в природе и технике


Похожие статьи: