Управление памятью в ос unix

      Комментарии к записи Управление памятью в ос unix отключены

Аппаратно-независимый уровень управления памятью

Разработчики ОС UNIX уделяли большое внимание поискам простых и эффективных механизмов управления виртуальной памятью (в области операционных систем абсолютно истинным является утверждение, что любое хорошее решение обязано быть простым). Но основной проблемой было то, что UNIX должен был быть мобильной операционной системой, легко переносимой на разные аппаратные платформы. Хотя на концептуальном уровне все аппаратные механизмы поддержки виртуальной памяти практически эквивалентны, реальные реализации часто весьма различаются. Невозможно создать полностью машинно-независимый компонент управления виртуальной памятью. С другой стороны, имеются существенные части программного обеспечения, связанного с управлением виртуальной памятью, для которых детали аппаратной реализации совершенно не важны. Одним из достижений ОС UNIX является грамотное и эффективное разделение средств управления виртуальной памятью на аппаратно-независимую и аппаратно-зависимую части. Коротко рассмотрим, что и каким образом удалось включить в аппаратно-независимую часть подсистемы управления виртуальной памятью ОС UNIX (ниже мы умышленно опускаем технические детали и упрощаем некоторые аспекты).

Основная идея состоит в том, что ОС UNIX опирается на некоторое собственное представление организации виртуальной памяти, которое используется в аппаратно-независимой части подсистемы управления виртуальной памятью и связывается с конкретной аппаратной реализацией с помощью аппаратно-зависимой части.

Во-первых, виртуальная память каждого процесса представляется в виде набора сегментов (рис. 18).

Рис. 18. Сегментная структура виртуального адресного пространства

Как видно из рисунка, виртуальная память процесса ОС UNIX разбивается на сегменты пяти разных типов. Три типа сегментов обязательны для каждой виртуальной памяти, и сегменты этих типов присутствуют в виртуальной памяти в одном экземпляре для каждого типа. Сегмент программного кода содержит только команды, не может модифицироваться в ходе выполнения процесса и потому возможно использование одного экземпляра кода для разных процессов.

Сегмент данных содержит инициализированные и неинициализированные статические переменные программы, выполняемой в данном процессе (на этом уровне изложения под статическими переменными лучше понимать области виртуальной памяти, адреса которых фиксируются в программе при ее загрузке и действуют на протяжении всего ее выполнения). Понятно, что поскольку речь идет о переменных, содержимое сегмента данных может изменяться в ходе выполнения процесса, следовательно, к сегменту должен обеспечиваться доступ и по чтению, и по записи. С другой стороны, поскольку мы говорим о собственных переменных данной программы, нельзя разрешить нескольким процессам совместно использовать один и тот же сегмент данных (по причине несогласованного изменения одних и тех же переменных разными процессами ни один из них не мог бы успешно завершиться).

Сегмент стека – это область виртуальной памяти, в которой размещаются автоматические переменные программы, явно или неявно в ней присутствующие. Этот сегмент, очевидно, должен быть динамическим (т.е. доступным и по чтению, и по записи), и он, также очевидно, должен быть частным (приватным) сегментом процесса.

Разделяемый сегмент виртуальной памяти образуется при подключении к ней сегмента разделяемой памяти. По определению, такие сегменты предназначены для координированного совместного использования несколькими процессами. Поэтому разделяемый сегмент должен допускать доступ по чтению и по записи и может разделяться несколькими процессами.

В ОС UNIX имеется возможность отображать обычные файлы в виртуальную память процесса с последующей работой с содержимым файла с помощью обычных операций чтения из памяти и записи в память. Сегменты файлов, отображаемых в виртуальную память, представляют собой разновидность разделяемых сегментов. Разница состоит в том, что если при необходимости освободить оперативную память, страницы разделяемых сегментов копируются («откачиваются») в специальную системную область подкачки (swapping space) на диске, то страницы сегментов файлов, отображаемых в виртуальную память, в случае необходимости откачиваются прямо на свое место в области внешней памяти, занимаемой файлом. Такие сегменты также допускают доступ и по чтению, и по записи и являются потенциально совместно используемыми.

На аппаратно-независимом уровне сегментная организация виртуальной памяти каждого процесса описывается структурой as, которая содержит указатель на список описателей сегментов, общий текущий размер виртуальной памяти (т.е. суммарный размер всех существующих сегментов), текущий размер физической памяти, которую процесс занимает в данный момент времени, и указатель на некоторую аппаратно-зависимую структуру, данные которой используются при отображении виртуальных адресов в физические. Описатель каждого сегмента содержит индивидуальные характеристики сегмента, в том числе виртуальный адрес начала сегмента (каждый сегмент занимает некоторую непрерывную область виртуальной памяти), размер сегмента в байтах, список операций, которые можно выполнять над данным сегментом, статус сегмента (например, в каком режиме к нему возможен доступ, допускается ли совместное использование и т.д.), указатель на таблицу описателей страниц сегмента и т.д. Кроме того, описатель каждого сегмента содержит прямые и обратные ссылки по списку описателей сегментов данной виртуальной памяти и ссылку на общий описатель виртуальной памяти as.

На уровне страниц поддерживается два вида описательных структур. Для каждой страницы физической оперативной памяти существует описатель, входящий в один из трех списков. Первый список включает описатели страниц, не допускающих модификации или отображаемых в область внешней памяти какого-либо файла (например, страницы сегментов программного кода или страницы сегмента файла, отображаемого в виртуальную память). Для таких страниц не требуется пространство в области подкачки системы; они либо вовсе не требуют откачки (перемещения копии во внешнюю память), либо откачка производится в другое место. Второй список – это список описателей свободных страниц, т.е. таких страниц, которые не подключены ни к одной виртуальной памяти. Такие страницы свободны для использования и могут быть подключены к любой виртуальной памяти. Наконец, третий список страниц включает описатели так называемых анонимных страниц, т.е. таких страниц, которые могут изменяться, но для которых нет «родного» места во внешней памяти.

В любом описателе физической страницы сохраняются копии признаков обращения и модификации страницы, вырабатываемых конкретной используемой аппаратурой.

Для каждого сегмента поддерживается таблица отображения, связывающая адреса входящих в него виртуальных страниц с описателями соответствующих им физических страниц из первого или третьего списков описателей физических страниц для виртуальных страниц, присутствующих в основной памяти, или с адресами копий страниц во внешней памяти для виртуальных страниц, отсутствующих в основной памяти. (Правильнее сказать, что поддерживается отдельная таблица отображения для каждого частного сегмента и одна общая таблица отображения для каждого разделяемого сегмента.)

Введение подобной обобщенной модели организации виртуальной памяти и тщательное продумывание связи аппаратно-независимой и аппаратно-зависимой частей подсистемы управления виртуальной памятью позволили добиться того, что обращения к памяти, не требующие вмешательства операционной системы, осуществляются, как и полагается, напрямую с использованием конкретных аппаратных средств. Вместе с тем, все наиболее ответственные действия операционной системы, связанные с управлением виртуальной памятью, выполняются в аппаратно-независимой части с необходимыми взаимодействиями с аппаратно-зависимой частью.

В результате сложность переноса той части ОС UNIX, которая относится к управлению виртуальной памятью, определяется сложностью написания аппаратно-зависимой части. Чем ближе архитектура аппаратуры, поддерживающей виртуальную память, к абстрактной модели виртуальной памяти ОС UNIX, тем проще перенос. В подавляющем большинстве современных компьютеров аппаратура выполняет функции, существенно превышающие потребности модели UNIX, так что создание новой аппаратно-зависимой части подсистемы управления виртуальной памятью ОС UNIX в большинстве случаев не является чрезмерно сложной задачей.

Статьи к прочтению:

02 — Операционные системы. Управление памятью


Похожие статьи:

  • Подсистема управления памятью

    Память является для процесса таким же важным ресурсом, как и процессор, так как процесс может выполняться процессором только в том случае, если его коды…

  • Функции ос по управлению памятью

    Под памятью (memory) в данном случае подразумевается оперативная (основная) память компьютера. В однопрограммных операционных системах основная память…