Информатика
Алгори?тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.
Основные характеристики алгоритма:
- дискретность,
- определенность (детерминированность),
- результативность,
- массовость.
Дискретность означает, что выполнение алгоритма разбивается на последовательность законченных действий — шагов. Каждое действие должно быть завершено исполнителем прежде, чем он перейдет к выполнению следующего. Значения величин в каждом шаге алгоритма получаются по определенным правилам из значения величин, определенных на предшествующем шаге.
Под определенностью (детерминированностью) понимается то обстоятельство, что каждое правило алгоритма настолько четко и однозначно, что значения величин, получаемые на каком-либо шаге, однозначно определяются значениями величин, полученными на предыдущем шаге, и при этом точно известно, какой шаг будет выполнен следующим.
Результативность (или конечность) алгоритма предполагает, что его исполнение сводится к выполнению конечного числа действий и всегда приводит к некоторому результату. В качестве одного из возможных результатов является установление того факта, что задача не имеет решений.
Под массовостью понимается, что алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде так, чтобы его можно было применить для целого класса задач, различающихся лишь наборами исходных данных. В этом свойстве и заключена основная практическая ценность алгоритма.
Виды алгоритмов:
Первый тип — линейныйалгоритм; такой, в котором все действия выполняются в строгом порядке, последовательно, одно за другим. Типичный жизненный пример такого алгоритма — рецепт пирога.
Второй тип — разветвляющийсяалгоритм; такой, в котором выполняются те или иные действия в зависимости от выполнения или невыполнения некоего условия. Пример из жизни — правило перехода улицы по светофору. Если горит красный — стоим, если горит зеленый — идем.
Третий тип — циклическийалгоритм; такой, в котором присутствуют повторяющиеся действия с какой-либо изменяющейся величиной, так называемым параметром. Пример — колка дров. Берем полено — колем топором, берем второе полено и т. д., пока поленья не закончатся, и эта работа нам не надоест.
Каждый алгоритм создаётся автором (человеком или группой людей) и рассчитан для выполненияконкретным исполнителем. Исполнитель алгоритма — это человек или какое-либо устройство (компьютер или робот). Алгоритм должен быть составлен таким образом, чтобы исполнитель, для которого создан алгоритм, смог выполнить его и получить результат.
Существуют различные формы представления алгоритмов:
- словесное описание алгоритма на естественном языке (вербальная форма, недостаток–многословность, возможна неоднозначность);
- построчная запись алгоритма;
- графический (например, блок-схема);
- запись на каком-либо языке программирования.
Наименование | Обозначение | Функция |
Блок начало-конец (пуск-остановка) | Элемент отображает вход из внешней среды или выход из неё (наиболее частое применение ? начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие. | |
Блок действия | Выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида (изменение значения данных, формы представления, расположения). Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции, например, операцию присваивания: a = 10*b + c. | |
Логический блок (блок условия) | Отображает решение или функцию переключательного типа с одним входом и двумя или более альтернативными выходами, из которых только один может быть выбран после вычисления условий, определенных внутри этого элемента. Вход в элемент обозначается линией, входящей обычно в верхнюю вершину элемента. Если выходов два или три, то обычно каждый выход обозначается линией, выходящей из оставшихся вершин (боковых и нижней). Если выходов больше трех, то их следует показывать одной линией, выходящей из вершины (чаще нижней) элемента, которая затем разветвляется. Соответствующие результаты вычислений могут записываться рядом с линиями, отображающими эти пути. Примеры решения: в общем случае ? сравнение (три выхода: , | |
Предопределённый процесс | Символ отображает выполнение процесса, состоящего из одной или нескольких операций, который определен в другом месте программы (в подпрограмме, модуле). Внутри символа записывается название процесса и передаваемые в него данные. Например, в программировании ? вызов процедуры или функции. | |
Данные (ввод-вывод) | Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод). Данный символ не определяет носителя данных (для указания типа носителя данных используются специфические символы). | |
Граница цикла | Символ состоит из двух частей ? соответственно, начало и конец цикла ? операции, выполняемые внутри цикла, размещаются между ними. Условия цикла и приращения записываются внутри символа начала или конца цикла ? в зависимости от типа организации цикла. Часто для изображения на блок-схеме цикла вместо данного символа используют символ условия, указывая в нём решение, а одну из линий выхода замыкают выше в блок-схеме (перед операциями цикла). | |
Соединитель | Символ отображает вход в часть схемы и выход из другой части этой схемы. Используется для обрыва линии и продолжения её в другом месте (для избежания излишних пересечений или слишком длинных линий, а также, если схема состоит из нескольких страниц). Соответствующие соединительные символы должны иметь одинаковое (при том уникальное) обозначение. | |
Комментарий | Используется для более подробного описания шага, процесса или группы процессов. Описание помещается со стороны квадратной скобки и охватывается ей по всей высоте. Пунктирная линия идет к описываемому элементу, либо группе элементов (при этом группа выделяется замкнутой пунктирной линией). Также символ комментария следует использовать в тех случаях, когда объём текста, помещаемого внутри некоего символа (например, символ процесса, символ данных и др.), превышает размер самого этого символа. |
ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА СИ РЕАЛИЗУЮЩИЕ АЛГОРИТМЫ????????
Статьи к прочтению:
- Алгоритм линейной структуры
- Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.
Основы Программирования — #1 — Логика. Алгоритмы
Похожие статьи:
-
Основные обозначения на блок-схемах алгоритмов
Наименование Обозначение Функция Блок начало-конец(пуск-остановка) Элементотображает вход из внешней среды или выход из неё (наиболее частое применение?…
-
Алгоритм. основные принципы составления алгоритмов. примеры.
Алгоритм-система точных и понятных предписаний, опр-ая последовательность элементарных операций над исходными данными, выполнение кот-ых обеспечивает…