Как основе классифицирования новых маршрутов

      Комментарии к записи Как основе классифицирования новых маршрутов отключены

В35 лет ленинградский профессор Борис ДЕЛОНЕ впервые попал в горы (1925, Софруджу ПВ), в 1934г. получил звание Мастер альпинизма, в 1935г. предложил разделить маршруты по степеням трудности (статья Пять ступеней, журнал На суше и на море).

В Альпах не было и нет классифицирования маршрутов: в гайдбуке есть фото с линией движения, и указано, где на ребре Друа есть участок V+, А4. Налюбовавшись фото, Вы отказываетесь от попытки: У+ это очень трудные 22 метра, зацепки малы и ненадёжны, надо ставить большую серию искусственных точек А4 — нет, поищем путь, где свободное лазание попроще, а страховка — понадёжней, в том числе — на самом трудном, на определяющем участке.

Или — наоборот:

— Слушай, Жан, давай рискнём: я в себе уверен! Что? Ну, из-под него можно перейти на соседний маршрут, там 1У и идётся без ИТО…

Ясно, что один и тот же самый трудный участок может стать ещё труднее — например, обледенев. Но проще стать он не может, а вот маршрут — может: если на льду 400 плотный снег, тогда набор перепада 600м — 70 минут без остановок на страховку. Для чисто скальных маршрутов можно бы оставить и французскую разбивку, но, начав с Кавказа, Делоне приговорил все горы СССР к прокладке маршрутов от 1-Б до 5-Б, сейчас — до 6-Б категории сложности.

Чем же категории отличаются?

До 2010г. считалось, что на маршруте 1-А к.сл. альпинизма нет: травянистые склоны до 300, скальные выходы обходятся, высота невелика, и потому снег не лежит. Но теперь значком Альпинист России награждают за благополучный спуск именно с такого безобидного маршрута.

В чём его отличие от маршрута 1-Б к.сл.? Кстати, неминуемого, если Вы стремитесь к третьему разряду по альпинизму.

Не менее 500м протяжённость технического пути, где не всегда идётся на равновесии, хочется опереться на ледоруб (А инструктор почему-то не разрешает!); где самый трудный скальный участок можно преодолеть без помощи рук, на равновесии; где снег не круче 300 (крутизна лестничного марша).

На моей первой 1-Б 6 августа 1954г. было два часа по боковым моренам (а какие ещё Вам известны морены?), потом между трещинами в связках вверх по пологому закрытому леднику полтора часа. С ледника круто вверх 60м под бергшрунд, по перилам через его отвесную стенку; за бергом — 100 м до гребня попеременно, со страховкой через ледоруб, и 200 м по широкому снежному гребню одновременно, с кольцами в руках, до скальной башенки 4м — там несколько камней, из-под них выглядывает банка с запиской.

Много ли надо знать и уметь, чтоб пройти такой маршрут, не задерживая отряд? Да уж побольше, чем на травянисто-осыпной 1-А!

А спускались мы по собственным следам в раскисшем снегу на всю верёвку, вдруг проваливаясь в трещину — и радость от восхождения как рукой снимало! Эта радость — опасное возбуждение, мозги заторможены… эйфория называется. Господин Случай только и дожидается…

Представьте, что Вы прошли этот пик Юность спортивной группой, без инструктора, по чьей-то консультации — и Вас просят написать краткий Отчёт (ОТЧЁТ!), дав рекомендации -?

1. Очень ранний выход — хоть дырки и видны, но спускаться по леднику надо до 8 утра

2. Как в темноте найти свою вершину? Она — крайняя перед перевалом, пройдите лишних метров 100, чтоб в этом убедиться.

3. Не лезьте оттуда в лоб на вершину, вернитесь под левую седловинку и идите под берг в лоб, чтоб зигзагами не подрезать снежный склон; и на седловинку в гребне — тоже в лоб.

4. Сбоку просмотреть стартовый мостик в берге, из разных связок один встаёт на другого, потом ногой на заранее вбитый пристрахованный ледоруб

5. На спуске не расслабляться!

Если приложить к этим 5 пунктам несколько фото с линией движения (ниткой), можно подавать в Москву на классификацию.

Да вот беда, не возьмут… нужна не такая примитивная текстовая часть, но о ТОХ (Таблице основных характеристик) и Схеме в символах УИАА — потом; сначала — о фотографировании.

А какие фото надо включить в Отчёт? И сколько?

ВСЕ фотографии изготавливаются на тонкой цветной фотобумаге размером не менее 13х18 см.Под фото — надпись с расшифровкой, обозначениями и т.п. Указать дату, год, место фотосъемки.

1) Общее фото вершины, где должен быть нанесен пройденный командой маршрут и нанесены ближайшие справа и слева имеющиеся маршрутыи обеспечивается видимость основного рельефа маршрута. На фото должна быть нанесена линия маршрута (только видимая часть). Указаны номера участков; места, высоты и даты ночевок.

По-простому: нужен ФАС, а откуда надо его фото-ть? До выхода на ПП нужно залезть на противоположную вершину хотя б до середины или уговорить вертолётчика кружануть — ради фаса и панорамы; а профиль?

2) Фото профиля стены справа или слева. Рисованные профили не рассматриваются, а всегда ли можно сфото-ть профиль? Помните: на стене надо иногда откачнуться в сторону, закрепиться и показать профиль участка, верёвку, оттяжку… однако предпочитают фото-ть снизу: Вы же видите, пятки висят?!

3) Фотопанорама района. На панораме справа и слева от объекта восхождения должны быть видны несколько вершин того же гребня. На фото обязательно нанести все наименования вершин (их высоты) и перевалы.

4) Фотоиллюстрации отчета. Наиболее сложные участки следует иллюстрировать фотографиями (для маршрутов 1Б – 3Б не более 8 шт., в том числе обязательно фото группы на вершине у контрольного тура). Цветные ксерокопииразмером не менее 13х18 смдопускаются. На фото отмечаются точки начала и конца участка. Краткая надпись дает номер участка и уточнение действий.

Примечание: необходимо указать причины невыполнения обязательных требований.

Соответственно, придётся обходить Объект снизу, чтоб сфото-ть его сбоку! Рассмотрим план фото-обеспечения ПП на пик Ишимбай по северному контрфорсу — остро необходимая 3-Б комб. в 1-ом переулке Сайрама.

1) 2 день: подход с базы 1760 на морену 3030; снежные занятия в северном кулуаре перевала Со-Чи; в 19 часов подняться на гребень Сайрамского пика и сфото-ть фас в отражённом свете.

2) 3 день: в 6 часов утра подняться на гребень Сайрамского пика и сфото-ть фас утром и панораму Провал-Чимкент-Ишимбай-Солидарность; затем восхождение 1-Б к/сл. на Ишимбай по истоптанному накануне кулуару; двойке после восхождения подняться с перевала Со-Чи на 70-100м по склону соседнего п.Чимкент и сфото-ть левый профиль контрфорса от ледника до вершины.
3) 4 день: первопрохождение северного контрфорса п.Ишимбай 3590м ор.3-Б к.сл.комб.; эвакуация в базу 1760.

В будущем Отчёте обязательна Таблица основных характеристик, попросту — ТОХ. Подымите на бивуак 2 карандаша и тетрадь в клеточку и в первый же вечер (от бивуака 3030 до начала маршрута — 150м ледника) расчертите заготовку ТОХ, зная, что по ходу надо будет ГЛАВНЫЕ цифры исправлять.

Итак, участок 0-1 — это первая строка (учтите: вторая будет выше первой, третья ещё выше и так до вершины).

Таким образом, маршрут разбивается на отдельные участки по характерным признакам. Оценка сложности проводится для каждого участка в отдельности. Оценка сложности свободного лазания проводится по градациям:
I — очень легкое; II — легкое; III — среднее; IV — трудное; V — очень трудное; VI — чрезвычайно трудное.
Каждая градация имеет ступени: нижнюю (-) и верхнюю (+).
Оценка трудности передвижения с использованием искусственно созданных точек опоры проводится по следующим градациям:
А1 — одиночные крючья; подсаживание; рельеф прост и надежен;
А2 — серия искусственных точек ; рельеф прост и надежен;
АЗ — большие серии искусственных точек; рельеф усложнен; преодоление карнизов и навесов; точки мало надежны, в случае срыва вероятна травма.
А4 — большие серии искусственных точек; рельеф сложный, точки ненадежные; преодоление больших карнизов, в случае срыва существует риск для жизни.
Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква е. Например: V+, АЗе.

5-6 12.15 Гребень к туру (фото 10 — на вершине) П Выступы Одновременно
4-5 8-12 Стена вершинной башни (фото 7, 8, 9) Перила
3-4 7.30 Гребень средней разрушенности П+ Выступы Одновременно
2-3 6.30 Обход острова по полкам (натёчный лёдпри пере-ходе на скалы! фото 6) П+ Выступы Попеременно
1-2 6.00 Скальный гребень до полки П Выступы Одновременно
0-1 5-5.30 (3200 3000) до 35 Снежныйсклон к востоку от линии гребня (фото-5) нет Всвязках до гребня одновременно
№ и время Перепад метры Крут. град. Характер рельефа Схема УИАА Кат сл. Колич. крючьев Примечания

ПРИМЕЧАНИЕ: Путь подхода к началу маршрута и путь спуска с вершины не повышают категорию трудности,

но должны быть отражены в Отчёте.

При выполнении схемы маршрута следует пользоваться единой системой символов УИАА. Схема выполняется в масштабе. Условные обозначения:

В базлаге получить у выпускающего лист А4 и перенести на него ТОХ, на обороте заполнить ПАСПОРТ; получить в Учебной части отпечатанные на бумаге ч/б фото Ишимбая и нанести на них нитку.

Проект ПАСПОРТА:

1. Угамский хребет, ущелье Сайрам-Су (7.11)

2. Ишимбай 3620 по северному контрфорсу (высота уточнена по GPS)
3. Предлагается: 3-Б кат.сл., комб., первопрохождение
4. Характер маршрута: комбинированный
5. Перепад высот маршрута: 620м (по GPS)
Протяженность маршрута: ориент.1000м
Протяженность участков: 1V кат сл. — 90м

Средняя крутизна:
основной части маршрута — до 70 град.,
всего маршрута — 45 град.
6. Оставлено крючьев на маршруте: НЕТ
7. Ходовых часов команды на маршруте: 7 часов, 1 день
8. Спуск с вершины: по маршруту 1-Бк/сл. в 1-ый переулок ущ.Сайрам-Су

9. Выход на маршрут: из БЛ 1760 в 6.00 14.07,

с бивуака 3030 под маршрутом 15.07 в 5.00
Выход на вершину: в 13.15 15.07,

Возвращение в БЛ: в 17.10 15.07
10. Руководитель: Орлов Иван 2с/р. (г.Ишимбай)
Участники: Воробьёв Клим 2с.р. (г.Ишимбай)

Журавлёв Лев 2с/р. (г.Ишимбай)

Кукушкин Пётр 2с/р. (г.Ишимбай)

11. Тренер: мастер спорта РФ Коршунов Олег (г.Ишимбай)
12. Организация: Клуб альпинистов г. Ишимбай республики Башкортостан

13. Ответственный за отчет Агафонов Анатолий Кондратьевич kolobok56rb@mail.ru

На стр.8, 8а Отчёта: Краткое описание прохождения маршрута по участкам в произвольной форме.
Рекомендации по оценке безопасности маршрута, заключение о предварительной оценке маршрута в сравнении с классифицированными той же полукатегории сложности, имеющимися в опыте восхождений участников данной группы. В описании участков после характеристики рельефа, трудности, направления движения следует указать: незащищенность, трудность ориентировки, затруднения в наблюдении за напарником, опасность камнепадов, лавин, условия страховки, протяженность участка, набор высоты, время прохождения, количество и характер необходимых крючьев.
Необходимо отмечать невозможность или большие трудности при возвращении после прохождения определенных мест, возможность аварийных спусков и их направление.
Общая оценка маршрута должна основываться при нормальных метеоусловиях и состоянии рельефа по совокупности всех участков.
На стр. 9: Приклеиваются записки с контрольных туров и вершины в подлиннике.

Требования для классификации:
Отчет должен представляться в сброшюрованном виде. Текст печатается на листах формата А4 (т.е. стандартного формата 210х297 мм) через 1,5 интервала. Также обязательно представляется электронная версия отчета для классификационной комиссии!на CD–дисках, USB flash drive, либо по электронной почте на адрес: alpfederation@gmail.com. Описание должно быть сохранено одним файлом; отдельным файлом необходимо также предоставить фотографию максимального качества (не обработанную на компьютере в спец. программах) с прорисованной ниткой маршрута по участкам. Расширение файла — doc (программа — Word). БОльшая сторона фотографии в отчете не должна превышать 800 pixels.
В Книжку альпиниста Вам запишут:

15.07 Ишимбай С.к/ф ПП уч-к И.Орлов+3, подпись и номер удостоверения выпускающего. А категорию сложности он не поставит: вот когда Москва утвердит, тогда и впишите сами, указав номер протокола заседания Классификационной комиссии ФАР.

КК ФАР может снизить к/сл.: с 5-Б до 4-А, как СВ стену ЛВО (увидев правый профиль с севера).

Подытожим: соревноваться по Отчётам — абсурд, но без Отчёта нельзя получить запись в раздел 7.11 КМГВ: Ишимбай 3620 3-Бк С.к/ф И.Орлов 2013

Мне дороги мои первопроходы в Караколе и Талгаре, Кичик-Алае, на леднике Федченко и в Угамском хребте; ещё дороже те, что я придумал — для других — в Дугобе, Куэлю, Актру, в Ягнобе и под Кызылогыном, наконец, одиннадцать в ущ.Сайрам-Су Зап.Тянь-Шаня.

Пока — всего 11, а можно бы в Сайраме ещё с десяток, если б смог осуществить давнюю мечту: провести там Школу первопрохождений.

Статьи к прочтению:

Иркутск получил 17 новых автобусов из ПодмосковьяСколько маршрутов дополнят


Похожие статьи: