Часть 1 – основы информационных технологий

      Комментарии к записи Часть 1 – основы информационных технологий отключены

Требования:

  • иметь общее представление об основных понятиях информационных технологий;
  • иметь представление об аппаратном и программном обеспечении компьютера;
  • понимать такие понятия, как хранение данных и память;
  • знать, что такое информационные сети и их применение;
  • быть в состоянии привести примеры применения компьютеров в повседневной жизни;
  • знать требования техники безопасности и факторы возможного вредного влияния компьютера на состояние здоровья;
  • знать аспекты безопасности и некоторые юридические аспекты, связанные с компьютерами и информационными технологиями.

Программа:

1.1 Основные понятия 1.1.1 Программное и аппаратное обеспечение, информационные технологии 1.1.1.1 Понятия аппаратного и программного обеспечения, информационных технологий
1.1.2 Типы компьютеров 1.1.2.1 Знать и уметь объяснить отличительные особенности универсальных компьютеров, миникомпьютеров, рабочих станций, персональных, портативных, карманных компьютеров, а также перечислить значения их основных параметров — объём памяти, скорость обработки информации, типовые цены и сферу применения
1.1.3 Компоненты компьютера 1.1.3.1 Знать назначение основных компонентов компьютера — процессора, винчестера (жёсткого диска), устройств ввода/вывода, типы памяти. Понимать назначение внешних устройств
1.1.4 Работа компьютера 1.1.4.1. Знать факторы, влияющие на работу компьютера, а именно на мощность процессора, объем оперативной памяти, количество задействованных приложений
1.2 Аппаратное обеспечение 1.2.1 Процессор 1.2.1.1 Понимать назначение процессора (CPU — central processor unit) и выполняемые им операции — арифметические, логические, доступ к памяти. Знать, что быстродействие процессора определяется его тактовой частотой, измеряемой в мегагерцах или гигагерцах (MHz, GHz)
1.2.2 Память 1.2.2.1. Знать и различать виды памяти компьютера, такие как оперативная память (RAM), постоянная память (ROM)
1.2.2.2 Знать единицы измерения памяти компьютера: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт. Уметь соотнести единицы измерения памяти компьютера с символами, файлами, папками и каталогами
1.2.3 Устройства ввода 1.2.3.1 Знать назначение основных устройств ввода — клавиатура, мышь, трекбол, сканнер, сенсорная панель, световое перо, джойстик, цифровая камера, микрофон.
1.2.4 Устройства вывода 1.2.4.1 Знать назначение основных устройств вывода — монитор, экран, принтер, плоттер, звуковые колонки.
1.2.5. Устройства ввода/вывода 1.2.5.1. Иметь представление об устройствах, являющихся одновременно устройствами ввода и вывода – сенсорный экран
1.2.6. Устройства хранения информации 1.2.6.1. Уметь сравнить основные параметры типов устройств хранения данных- дискета, zip-диск, кассета стримера, СD-ROM, DVD-ROM, внутренний и внешний жесткий диск, карты памяти, USB Flash накопители.
1.2.6.2. Понимать необходимость форматирования диска
1.3Программное обеспечение 1.3.1 Типы программного обеспечения 1.3.1.1 Знать различие между системным и прикладным программным обеспечением.
1.3.2 Операционные системы 1.3.2.1 Знать основные функции операционной системы; уметь привести примеры операционных систем
1.3.3 Прикладное программное обеспечение 1.3.3.1 Перечислить некоторые виды программного обеспечения, пояснить сферу их применения — текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, экономические пакеты (начисление зарплаты и т.п.), презентации, мультимедийные пакеты, издательские системы и т.д.
1.3.4. Графический интерфейс 1.3.4.1 Знать понятие графического интерфейса
1.3.5. Развитие систем 1.3.5.1. Понимать, как развиваются компьютерные системы. Знать процессы анализа, программирования и тестирования в развитии компьютерных системах
1.4 Компьютерные сети 1.4.1 Локальные и глобальные сети 1.4.1.1 Знать различие между локальными(LAN-local area network) и глобальными(WAN-wide area network) сетями. Различать понятия клиент / сервер
1.4.2 Корпоративные локальные (Интранет) и корпоративные Интернет сети (Экстранет) 1.4.2.1. Иметь понятие о корпоративных локальных сетях (Интранет) и различать Интернет и Интранет
1.4.2.2. Иметь понятие о корпоративных Интернет сетях (Экстранет) и отличать их от корпоративных локальных сетей (Интранет).
1.4.3. Интернет 1.4.3.1 Знать, что такое Интернет и иметь представление об основных сферах применения.
1.4.3.2. Понимать, что такое Всемирная паутина (WWW) и отличать ее от Интернета.
1.4.4 Использование телефонных линий в компьютерных сетях 1.4.4.1 Знать принцип использования телефонной сети в целях передачи данных. Понимать, что такое коммутируемая телефонная сеть общего пользования, цифровая сеть связи ISDN (Integrated Service Digital Network), и асимметричная цифровая абонентская линия (ADSL).
1.4.4.2. Знать термины — факс, модем, цифровая связь. Знать единицы измерения скорости передачи данных bps (bit per second).
1.5. Компьютер в повседневной жизни 1.5.1. Компьютер на работе 1.5.1.1. Знать, в каких ситуациях компьютер лучше/хуже человека справляется с заданием
1.5.1.2. Знать о применении компьютеров в бизнесе, такие как управление корпорацией, система заказа билетов на самолет, система страхования, банковские расчеты.
1.5.1.3. Знать о применении компьютеров в сфере управления страной, такие как регистрация населения, таможенные сборы, электронное голосование.
1.5.1.4. Знать о применении компьютеров в структуре здравоохранения, такие как ведение истории болезни, система скорой помощи, контроль над медицинским оборудованием
1.5.1.5. Знать о применении компьютеров в образовании, а именно регистрация студентов, компьютерное обучение, дистанционное обучение, выполнение домашнего задания с использованием Интернета.
1.5.1.6. Понимать термин «дистанционная работа» (teleworking). Уметь назвать достоинства работы в сети, такие как экономия во времени, возможность сконцентрироваться на выполнении определенной работы, удобное расписание для работы. Уметь назвать недостатки работы в сети, такие как отсутствие личного контакта, меньше возможности для работы в команде.
1.5.2 Электронный мир 1.5.2.1 Понимать значение термина электронная почта и знать основные сферы применения электронной почты.
1.5.2.2. Понимать значение термина электронная коммерция». Иметь понятие о возможности покупки товаров и услуг с помощью Интернета, способы оплаты, основные права потребителя.
1.5.2.3. Уметь назвать достоинства возможности покупки товаров и услуг с помощью Интернета, такие как возможность покупок в любое время суток, большой выбор. Уметь назвать недостатки покупок товаров и услуг с помощью Интернета, такие как отсутствие личного контакта с продавцом, небезопасность платежа.
1.6. Здоровье, безопасность, окружающая среда 1.6.1. Эргономия 1.6.1.1 Знать, что такое комфортная рабочая среда — настройка экрана, эргономичность клавиатуры и мебели, использование коврика для мыши, требования к освещению и вентиляции и к продолжительности работы за компьютером
1.6.2. Здоровье 1.6.2.1 Знать влияние режима работы за компьютером на состояние здоровья – боль в запястьях, боль в глазах, боли в спине обусловленные долгой работой за компьютером.
1.6.3. Техника безопасности 1.6.3.1. Исправное состояние кабелей и выключателей, недопущение перегрузки кабелей.
1.6.4. Окружающая среда 1.6.4.1. Знать, что утилизация использованных картриджей для принтера, а также использование компьютеров, потребляющих меньше энергии, наносит меньше вреда окружающей среде.
1.6.4.2. Понимать, что использование электронного документооборота позволяет уменьшить количество отпечатанных документов.
1.7 Безопасность 1.7.1 Защита информации 1.7.1.1 Знать значение терминазащита информации», а также преимущества компании, которая принимает меры по защите информации, такие как принятие особой политики защиты информации в организации, информирование работников об их правах и обязанностях и т.п.
1.7.1.2. Иметь представление о конфиденциальности информации, а именно использование паролей доступа. Понимать разницу между идентификатором (ID) и паролем. Понимать значение и важность понятия «право доступа».
1.7.1.3. Знать, зачем необходимо иметь резервные копии данных и программ на внешних носителях информации.
1.7.1.4. Иметь представление о возможных последствиях кражи карманных, портативных компьютеров, мобильных телефонов, таких как нелегальное использование секретной информации, незаконное использование телефонного номера.
1.7.2. Компьютерные вирусы 1.7.2.1. Знать в каком значении используется термин «вирус» в отношении к компьютерам. Иметь представление о разных типах вирусов. Знать, каким образом проникают вирусы в компьютер.
1.7.2.2. Знать способы защиты от вирусов, а также необходимые действия при заражении компьютера вирусом. Знать ограничения антивирусных программ. Знать, что означает понятие «обезвреживание» вирусов.
1.7.2.3. Понимать необходимость использования антивирусных программ при работе с файлами. Понимать опасность открытия неопознанного электронного письма и вложения.
1.8 Защита авторских прав и законодательная база 1.8.1 Защита авторских прав 1.8.1.1 Иметь представление о защите авторских прав применительно к программному обеспечению, а также в отношении графических, текстовых, аудио и видео файлов, а также применительно к скачиванию информации через Интернет.
1.8.1.2. Иметь представление о защите авторских прав применительно к распространению информации, записанной на внешние носители информации, такие как компакт-диски, zip-диски и дискеты.
1.8.1.3. Знать, как можно проверить идентификационный номер программного продукта. Знать последствия несоблюдения законодательства по охране авторских прав.

Статьи к прочтению:

Совместный курс \


Похожие статьи: