Формирование программной сетки

      Комментарии к записи Формирование программной сетки отключены

Сетка вещания является результатом выстроенной программной политики, опирающейся на собственное понимание каналом своей миссии и на изучение спроса аудитории. Программная сетка необходима для четкого структурирования эфира: она показывает соотношение и временные доли программ1, дает возможность соотносить время выхода с активностью различных сегментов аудитории, показывает соотношение разовых и серийных программ. Составляются месячные, квартальные и годовые сетки программ, на основе которых осуществляется закуп или производство программной продукции. Сетка программ является стратегическим документом, поскольку отражает программную политику компании и показывает объемы контента, необходимые для наполнения эфира. На рисунке 1 показан пример недельной сетки программ.

Как видно из рисунка, в сетке указано почасовое время размещения программ, однако существуют и более детальные сетки, учитывающие рекламные блоки и небольшие программы. Программы размещаются в сетке соответственно времени и дня недели, что позволяет видеть недельное размещение программ в эфире. Несмотря на то, что сетка программ является стратегическим документом, недельную сетку публикуют в открытой печати: в такой сетке программы нескольких телеканалов размещают по дням недели.

При программировании особое значение предается объему аудитории в тот или иной момент времени. Рассмотрим особенности телесмотрения в течение суток, показанные на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, доля аудитории медленно растет в течение дня, а в вечернее время резко поднимается. Периоды телесмотрения (part-time), учитываются в программировании и подразделяются на прайм-тайм (prime-time) и офф-тайм (off-time). Выделяют четыре характерных промежутка телесмотрения: утро – с 07:00 до 09:00, день – с 09:00 до 17:00, вечер – с 17:00 до 23:00 и ночь – с 23:00 до 07:00. Прайм-таймом на телевидении является период с 17:00 до 23:00.

Программирование сетки начинается с прайм-тайма в будние дни с понедельника по четверг: по объему потраченных на контент средств, временной промежуток с 19:00 до 23:00 в несколько раз превышает стоимость программ, размещаемых в оставшееся время.

Следующими программируются выходные дни и вечер пятницы. Прайм-тайм выходных дней считается самым значимым периодом, поэтому премьерные фильмы и наиболее популярные развлекательные программы размещают в сетке вечернего эфира пятницы, субботы и воскресенья. Далее происходит построение дневного эфира выходных, а затем – формируется сетка будних дней: утро, день и ночь.

Изменение общей картины телесмотрения может происходить из-за важных событий, праздников, сезонности. Влияние сезонности на телесмотрение настолько существенно, что большинство телекомпаний используют годичное двухсезонное программирование: осенне-зимний (сентябрь-май) и весенне-летний (июнь-август) периоды. В летний период программы, требующие больших затрат на производство, убирают из эфира, а весь персонал, работающий на программе, отправляют в творческий отпуск. Новый сезон на телевидении начинается в период повышения деловой активности – в сентябре. К этому моменту обновляется эфир: некоторые программы исчезают из эфирной сетки, другие, наоборот, появляются.

Различают два принципиальных подхода к программированию: активный и пассивный. Сетка активного программирования составляется без учета размещения программ на конкурентных каналах. Более того, активное программирование направлено на формирование новых предпочтений аудитории с учетом изменений на медийном пространстве. Обычно такое программирование используется телеканалами-новаторами, имеющими сильные позиции на рынке и обладающими значительными ресурсами. Пассивное программирование остается на долю новых телеканалов, выходящих на медиа рынок, либо каналов, ориентированных на узкую аудиторию. Для пассивного подхода к программингу характерна ориентация на существующие особенности телесмотрения и на устоявшийся формат.

Имеется несколько вариантов размещения программ в телевизионном эфире: вертикальное, линейное и блоковое программирование. В соответствии с вертикальным программированием, программа ставится в сетку программ один раз в неделю. Линейный подход к программированию полагает размещение программы ежедневно в одно и то же время; исключение составляют выходные дни, когда телесмотрение меняется и программы размещаются в эфире сообразно изменениям в просмотре. Однако оптимальным считается программирование по блокам, когда одни и те же программы повторяются в эфире телеканала несколько раз в течение дня. Обычно такие программы формируются в блоки по четыре-пять часов и повторяются несколько раз в течение суток. Такое унифицированное программирование из укрупненных элементов весьма прогрессивно, так как в нем заложена возможность структурировать стихийный просмотр и ввести оптимальную производственную дисциплину на всех этапах создания программ. Блоковое программирование давно используется кабельными каналами во всем мире и, возможно, в обозримом будущем будет использоваться в программировании большинства эфирных телеканалов.

Существуют следующие подходы к размещению программ в эфире:

  • Группировка: несколько сильных программ одного типа последовательно ставятся друг за другом в сетке для удержания единой для них аудитории;
  • Подвешивание: когда между двумя успешными программами помещается новая, мало известная или менее популярная программа;
  • Подпирание: когда одна сильная программа окружается слабыми, для возможности проекции зрительского внимания с сильной программы на слабые; следует учесть риск обратной проекции, когда сильная программа теряет свои позиции из-за слабой;
  • Контрпрограммирование: если у конкурирующего телеканала идет рейтинговая программа, в этот же слот ставится аналог программы-конкурента, чтобы привлечь зрителей конкурентного канала на свое телевизионное поле;
  • Притупление: является частным случаем контрпрограммирования с той разницей, что в таком подходе используется более слабый аналог программы-конкурента, который способен привлечь лишь малую часть аудитории;
  • Бесшовный переход: между следующими друг за другом программами не помещают межпрограммных вставок (рекламные блоки, межпрограммные заставки, собственную рекламу телеканала), за время которых зрители могли бы переключиться на другой канал;
  • Перетекание: плавный переход от одной программы к другой – например, ставить после мультипликационного фильма аналитическую программу нельзя, поскольку аудитория этих программ кардинально разная; если такой переход неизбежен, необходимо использовать межпрограммные заставки;
  • Естественное течение аудитории: считается, что большая часть аудитории остается после предыдущей программы, а не переходит с других каналов, поэтому важным является момент удержания аудитории на своем телеканале; для увеличения объема вечерней аудитории в прайм-тайм, необходимо привлечь как можно больше зрителей, включающих телевизор в период с 17.00 до 19.00.

Статьи к прочтению:

Андрей Себрант \


Похожие статьи: