Критерии качества работы звукооператора

      Комментарии к записи Критерии качества работы звукооператора отключены

Есть одна своеобразная точка зрения качества работы звукооператора — звук на концерте считается хорошим, если он понравился всем друзьям и подругам музыкантов группы. В этой точке зрения есть доля истины. Дело в том, что хорошее звучание складывается из целой серии принятых звукооператором правильных решений, каждое из которых в отдельности не характеризует качества этого звучания. Необходимо правильно подобрать звучания, найти правильную обработку звука, найти правильное соответствие звучаний, правильно раскрыть смысл каждого момента исполнения и т.д., но тем не менее только слушатели могут оценить качество найденного решения во всей совокупности признаков. И звукооператор обязан соответствующим образом ответить на запросы всех слушателей без исключения.

Это трудная задача. Любители ударных внимательно вслушиваются во все оттенки звучания ударных. Поклонники гитары ловят каждый мельчайший нюанс гитарных соло. Почитатели вокалиста с замиранием в сердце воспринимают каждый вздох. Фанатики клавишных видят насквозь всю вашу обработку. А вы должны управиться со всем этим вместе взятым и с каждым в отдельности. К тому же концерт — это не запись в студии, где можно перемотать ленту назад и переиграть все заново. На сцене все и всегда происходит в первый и последний раз, так что звукооператор концертных комплексов должен обладать еще и неплохой реакцией, чтобы быть быстрее и слушателей и музыкантов.

Звучание концерта можно считать хорошим, если оно вполне удовлетворило всех друзей и подружек музыкантов группы.

Что бы не случилось со звуком, никогда нельзя поддаваться панике. В случае возникновения на концерте какого-либо недоразумения со звуком, сохранить полное спокойствие весьма непросто. На сцене находится 6 — 7 музыкантов и каждый из них играет что-то свое, требуя себе вашего полного нераздельного внимания. Если барабанщик ни с того ни с сего промахнется во время исполнения какого-нибудь быстрого барабанного перехода, вы должны успеть принять меры, маскирующие этот промах. Если клавишник начал исполнять сольную партию в неожиданном для вас месте, да к тому же неизвестно на каком из синтезаторов, звукооператор вынужден не только немедленно угадать в первом подозрительном регуляторе уровня тот, который требуется, но еще и ввести его на предельно правильную величину. Промедления абсолютно недопустимы. Если звукооператор будет слишком долго искать соответствующие органы управления, соло может закончиться и концерт пойдет дальше без звукооператора.

Если на концерте производится одновременная запись исполнения, уровни звуковых аффектов, в особенности искусственной реверберации, необходимо слегка занизить, так как в записи действие звуковых эффектов воспринимается сильнее, чем на концерте.

Ошибки звукооператора

Не стоит слишком сильно переживать из-за ошибок, в конце концов, ошибаются все. Если вы случайно сдвинете не тот регулятор, который следует, или подмешаете к вокалу слишком сильное эхо, или установите недостаточный уровень аккомпанирующих клавишных инструментов, в результате чего они потеряются в общем балансе, все это, конечно, будет грубой ошибкой, но это еще не конец всего на свете. Если ошибка произошла, нужно постараться выяснить ее причины и найти способ избежать ее в следующий раз. Во время концерта работает несколько факторов, облегчающих ответственность звукооператора за допущенные им ошибки. Например, во время исполнения слушатели находятся в таком состоянии, что некоторые из ошибок звукооператора воспринимаются ими весьма естественно. Аудитория видит и слышит все ошибки звукооператора, но далеко не всегда реагирует на них, как на ошибки. После концерта слушатели склонны забывать всевозможные неточности звучания и помнят только самые грубые из них. Звукооператор в некоторый мере тоже подвержен подобной забывчивости, поэтому, если вы захотите оценить со стороны качество своей работы во время концерта, сделайте его магнитную запись. Изучая ее, вы сможете подробно и детально выяснить все особенности допущенных вами ошибок и обнаружить их причины.

Как ни странно одним из факторов, маскирующих ошибки звукооператора, является высокая громкость звучания. С одной стороны высокая громкость звучания позволяет яснее воспринимать все его оттенки. Но с другой стороны она не позволяет так же ясно их оценивать, так как громкость звучания на концерте обычно находится на некотором критическом уровне. Это явление можно проследить, обратив внимание на характер баланса концертного звучания, когда концерт звучит в записи или при трансляции по телевидению. Этот баланс может показаться странным во время тихого прослушивания и эта странность пропадает при увеличении громкости. Слушателям на концерте этот баланс кажется самым естественным.

Поэтому не стоит особенно удивляться тому, что звучание сделанной вами во время концерта
фонограммы окажется неровным. Магнитная запись чрезвычайно искажает баланс концертного
звучания.

Разумеется, звукооператор допустит гораздо меньше ошибок, если он сводит звучание, которое ему хорошо известно, например, звучание своей группы, все песни которой он знает наизусть. Если же звукооператору приходится работать с разными составами и на разной аппаратуре, ему приходится опираться на те знания и представления, которые у него имеются, и делать все возможное, чтобы не допустить возникновения ошибок.

Практика сведения звука

Чтобы научиться быстро и правильно сводить звук на концертах, звукооператор должен собрать огромный опыт работы. Такой опыт позволяет быстро определять способы устранения недостатков звучания. Например, только услышав звук ударных, опытный звукооператор может сразу сказать — «Избыток средних низких, необходимо уменьшить составляющие с частотой около 300 Гц.» Он может моментально определить требуемую степень компрессии канала элекгрогатары, необходимую для устранения нарушения равновесия между звучаниями аккордов и отдельных нот, или определить конкретный источник между звучаниями аккордов и отдельных нот, или определить конкретный источник и характер акустического самовозбуждения. Для того, чтобы научиться решать такие задачи в реальном времени концерта, необходимо терпеливо и подробно проанализировать от начала до конца огромное множество задач, охватывающее все, что касается работы звукооператора концертных комплексов.

Статьи к прочтению:

Sound Engineer’s Hard Work (Тяжелая работа звукорежиссёра)


Похожие статьи:

  • Показатели и критерии качества программ

    Должна ли программа быть хорошей? Вопрос может показаться банальным. Однако очень важно его задать, поскольку любое усилие по улучшению методов…

  • Виды и качество выполнения работ

    Код и наименование компетенции Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики: Качество выполнения работ в соответствии с технологией и…