Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

      Комментарии к записи Место дисциплины в структуре основной образовательной программы отключены

ИНФОРМАТИКА

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки

39.03.03 Организация работы с молодежью

Владивосток 2016

Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367)

Составители:

Лаврушина Е.Г., ст. преподаватель кафедры информационных технологий и систем,
Elena.Lavrushinag@vvsu.ru

Люлько В.И., ст. преподаватель кафедры информационных технологий и систем,
Viktor.Lyulko@vvsu.ru

Утверждена на заседании кафедры ИТС от 20.04 г., протокол № 9

Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Кийкова Е.В.

подпись фамилия, инициалы

«____»_______________2016 г.

Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ _________________

подпись фамилия, инициалы

«____»_______________2016 г.

Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Информатика» является получение общих сведений о предмете информатики, о технических и программных средствах реализации информационных процессов, освоение принципов и методов решения на персональных компьютерах различных задач с использованием современного программного обеспечения (в том числе связанных с обработкой данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения), необходимых выпускнику, освоившему программу бакалавриата, для решения различных задач практической, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Задачи освоения дисциплины состоят в формировании общепрофессиональной компетенции, позволяющей решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемыми результатами обучения по дисциплине, являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Формируемые компетенции

Название ОПОП ВО (сокращенное название) Компетенции Название компетенции Составляющие компетенции
39.03.03 «Организация работы с молодежью» (Б-ОР) ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знания: основ информационно-коммуникационных технологий и основных требований информационной безопасности
Умения: использовать основные информационно-коммуникационные технологии
Владения: основами информационно-коммуникационных технологий

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Отнесение дисциплины к базовой части ОПОП определяется спецификой и миссией ВГУЭС, а также особенностями взаимодействия ВГУЭС с рынком труда и региональными требованиями, выраженными в результатах образования и компетенциях.

Входными требованиями к изучению дисциплины «Информатика» является наличие у студентов компетенций, сформированных на предыдущем уровне образования.

На данной дисциплине «Информатика» базируются курсовое проектирование, учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, производственные практики.

Объем дисциплины

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 2.

Название ОПОП Форма обучения Цикл Семестркурс Трудоем-кость Объем контактной работы (час) СРС Форма аттестации
(З.Е.) Всего Аудиторная Внеаудитор-ная
лек. прак. лаб. ПА КСР
Б-ОР ОФО Бл1.Б.2 З
ЗФО Бл1.Б.2 Э

Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины

Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Структура дисциплины

Название темы Вид занятия Объем час Кол-во часов в интерактивной иэлектроннойформе СРС
Основные понятия и определения информатики Лекция 0,5
Математические основы информа-тики Лекция
Информационные ресурсы и ин-форматизация общества Лекция 0,5
Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хра-нения информации Лекция 0,5
Технические и программные сред-ства реализации информационных процессов Лекция 0,5
Системное программное обеспече-ние персональных компьютеров Лекция 0,5
Лабораторная работа
Прикладное программное обеспе-чение персональных компьютеров. Компьютерная графика Лекция
Текстовый процессор Microsoft Word Лекция
Лабораторная работа
Табличный процессор Microsoft Excel Лекция
Лабораторная работа
Создание презентаций Лекция 0,5
Лабораторная работа
Базы и банки данных Лекция
Система управления базами данных Microsoft Access Лекция 0,5
Лабораторная работа
Модели решения функциональных и вычислительных задач. Искусст-венный интеллект Лекция
Экспертные системы Лекция 0,5
Элементы алгоритмизации и про-граммирования Лекция 3,5
Вычислительные сети Лекция 0,5
Глобальная информационная сеть Интернет. Защита информации Лекция

Содержание дисциплины

1.Тема 1 Основные понятия и определения информатики

Понятие информации. Виды и свойства информации. Информатизация общества. Предмет и задачи информатики. Истоки и предпосылки возникновения информатики. Краткая история информатики. Категории информатики. Аксиоматика информатики.

Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

2 Тема 2. Математические основы информатики.

Методы и модели оценки количества информации. Основные понятия теории алгоритмов. Системы счисления: позиционные системы счисления, двоичная и другие позиционные системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Формы представления и преобразования информации в ЭВМ.

Литература по теме: [4], [5], [6], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

3 Тема 3. Информационные ресурсы и информатизация общества.

Информационная индустрия. Информационное общество. Перспективы информатизации общества. Информационная культура. Информационные ресурсы. Формы и виды информационных ресурсов. Информационные продукты и услуги. Информационный рынок.

Литература по теме: [4], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

4 Тема 4. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации.

Восприятие информации и его особенности. Общая характеристика процессов и способы сбора, передачи, обработки и хранения информации.

Литература по теме: [4], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

5 Тема 5. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

Информационные модели ЭВМ. Вычислительная система. Компьютер. Принципы работы компьютера. Классификация компьютеров. Состав вычислительной системы. Аппаратное обеспечение. Общие сведения о персональном компьютере (ПК). Структурная схема ПК. Базовая конфигурация ПК. Внутренние и внешние устройства ПК. Программное обеспечение (ПО). Системное и прикладное ПО. Основные функции операционной системы. Система контроля и диагностики. Классификация ПО.

Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

6 Тема 6. Системное программное обеспечение персональных компьютеров.

Общие характеристики и сравнение возможностей операционных систем. Классификация операционных систем. Пользовательские интерфейсы операционных систем. Операционные системы семейства Windows. Хранение данных в вычислительной системе. Файловая система компьютера. Файлы и папки. Полное имя файла. Файловые менеджеры. Элементы программного и технического сервиса персональных компьютеров.

Литература по теме: [2], [3], [4], [8], [9], [10].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.

Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.

7 Тема 7. Прикладное программное обеспечение персональных компьютеров. Компьютерная графика.

Понятие и состав прикладного программного обеспечения. Интегрированные системы. Пакеты прикладных программ. Инструментальные системы. Основные понятия и возможности компьютерной графики.

Литература по теме: [3], [4], [8], [10].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

8 Тема 8. Текстовый процессор Microsoft Word.

Общая характеристика текстовых редакторов, текстовых процессоров и издательских систем. Microsoft Word: Способы запуска. Создание, открытие, сохранение, закрытие файла (документа). Создание шаблона документа. Элементы окна Word. Справочная система Word. Ввод и редактирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста. Проверка правописания. Операции с фрагментами текста. Форматирование текста. Списки. Стили форматирования. Параметры страницы. Предварительный просмотр перед печатью. Таблицы: создание и обработка информации. Построение диаграмм. Работа с графическими объектами. Использование редактора формул. Создание серийных писем. Создание сложных многостраничных документов.

Литература по теме: [2], [3], [7].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.

Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.

9 Тема 9. Табличный процессор Microsoft Excel.

Microsoft Excel: Ячейки и их адресация. Редактирование файла (книги). Форматирование ячеек. Условное форматирование. Вычисления в Excel. Формулы в Excel. Использование встроенных функций. Работа с диаграммами. Списки: сортировка, фильтрация, подведение итогов, создание сводной таблицы. Диспетчер сценариев в Excel. Информационная технология бизнес-анализа в Excel. Принципы построения баз данных в табличном процессоре. Способы создания макросов. Редактирование и отладка макросов. Использование элементов языка Visual Basic for Applications (VBA) при создании макросов. Инструкции перехода и цикла, процедуры и функции в макросах.

Литература по теме: [2], [3], [7].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.

Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.

10 Тема 10. Создание презентаций.

Microsoft PowerPoint: Создание презентаций на основе шаблонов и без них.

Литература по теме: [2], [7].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.

Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.

11 Тема 11. Базы и банки данных.

Автоматизированные банки данных. Модели данных. Схема функционирования системы управления базами данных (СУБД). Организация поиска данных. Администрирование баз данных.

Литература по теме: [3], [4], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

12 Тема 12. Система управления базами данных Microsoft Access.

Общие принципы работы. Создание таблиц. Создание схемы данных. Заполнение таблиц. Создание форм при помощи мастера форм и при помощи конструктора. Создание запросов. Создание элементов управления. Создание отчетов.

Литература по теме: [3], [7].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.

Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.

13 Тема 13. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Искусственный интеллект.

Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей. Методы и технологии моделирования. Информационная модель объекта. Направления исследований в области искусственного интеллекта. Машинный интеллект. Интеллектуальные роботы. Моделирование систем. Система знаний. Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, продукционная.

Литература по теме: [4], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

14 Тема 14. Экспертные системы.

Общая характеристика экспертных систем (ЭС). Классификация инструментальных средств ЭС. Организация знаний в ЭС. Виды ЭС. Типы задач, решаемых с помощью ЭС. Отличие ЭС от традиционных программ.

Литература по теме: [4], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

15 Тема 15. Элементы алгоритмизации и программирования.

Алгоритмизация: алгоритмы и способы их описания, составление алгоритмов на языке блок-схем, базовые управляющие конструкции алгоритмов. Понятие языка высокого уровня. Синтаксис и семантика. Полный цикл работы с программой. Выполнение вычислительных операций. Циклические конструкции. Работа с символьными и строковыми переменными. Записи и множества. Обработка массивов данных. Процедуры и функции. Построение графических изображений. Операции с файлами. Визуальное программирование.

Литература по теме: [3], [4], [8], [9].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

16 Тема 16. Вычислительные сети.

Принципы построения и классификация вычислительных сетей. Способы коммуникации и передачи данных. Программное обеспечение вычислительных сетей. Локальные вычислительные сети (ЛВС): конфигурации, организация обмена информацией, методы доступа, модели взаимодействия.

Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

17 Тема 17. Глобальная информационная сеть Интернет. Защита информации.

Краткая характеристика основных информационных ресурсов Интернет. Принципы функционирования Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Сервисы Интернет. Технологии доступа к ресурсам Интернет. Основы защиты информации и сведений, содержащих государственную тайну; методы защиты информации. Обеспечение безопасности в вычислительных сетях.

Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10].

Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.

Форма текущего контроля: текущий тест.

Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.

Статьи к прочтению:

Введение в международное право


Похожие статьи: