Мобильный концертный комплекс

      Комментарии к записи Мобильный концертный комплекс отключены

Многие музыкальные концертные группы, совершающие концертные турне по разным городам, используют для воспроизведения звука мобильные концертные комплексы. Эти комплексы сильно отличаются от тех простейших систем, которые мы рассматривали в самом начале. Тем не менее, понять их устройство не так уж сложно, так как оно базируется на тех же самых основных принципах.

1. Микшерные пульты мобильных концертных комплексов имеют минимум 24 канала. Число входных каналов может достигать 40, например, на тех микшерных пультах, которые предназначены для сведения стереофонических сигналов. На микшерных пультах мобильных концертных комплексов не принято разделять дополнительные выходы микшерного пульта на мониторных и выходы для внешних устройств обработки звука. Обычно такой пульт имеет целую группу выходов, что позволяет подключать к нему разные наборы мониторов и внешних устройств обработки звука — ревербераторов, линий задержки, звуковых эффектов и т.д. Все эти устройства обычно собираются в общий рэк внешних эффектов, устанавливаемый рядом с микшерным пультом.

2. Рэк внешних эффектов, предназначенный для обработки стереофонического сигнала, должен содержать два графических эквалайзера. Кроме того, в его состав могут входить многоканальные линии задержки и ревербераторы, компрессоры, ограничители шума, эксайтеры и прочие устройства обработки звука, необходимые звукооператору для решения его задачи. Для сведения мониторного звучания в мобильных концертных комплексах часто применяют отдельный микшерный пульт, который называется мониторным микшерным пультом. Подключение этого пульта к источникам входных сигналов производится отдельным многопроводниковым соединительным кабелем, прокладываемым между основным микшерным пультом и сценой. Мониторный пульт обычно имеет от 6 до 16 выходов, что дает возможность в широком диапазоне управлять мониторным звуком на сцене. Каждый из выходов мониторного микшера подключается к входу отдельного графического эквалайзера. Это позволяет точно корректировать звучание любого голоса или инструмента на сцене. Выходы этих эквалайзеров подключаются к входам отдельных усилителей мощности, имеющих свои акустические воспроизводящие системы. Для усиления выходных сигналов микшерного пульта в мобильном концертном комплексе может применяться отдельный рэк усилителей мощности. Состав этого рэка определяется общей мощностью системы звуковоспроизведения и количеством полос, которое может достигать пяти. Как видите, в основе трех различных типов концертных комплексов, имеющих самый разный набор систем, лежат одинаковые основные принципы. Микшерный пульт все равно остается микшерным пультом не зависимо от того, имеет он 4 канала или 40.

Глава 2

Микшерные пульты

Микшерный пульт — это устройство, предназначенное для сбора электрических сигналов от всех систем концертного комплекса — микрофонов, музыкальных инструментов, звуковых эффектов и устройств обработки звука и смешивания их в общий выходной сигнал, предназначенный для воспроизведения звуковоспроизводящей системой. С помощью микшерного пульта осуществляется операция по согласованию уровней сигналов различных источников, называемая сведением, а также регулировка уровней выходного сигнала.

Если систему соединений в концертном комплексе сравнить с системой кровообращения, то микшерный пульт, несомненно, будет являться сердцем концертного комплекса. Если с пультом что-то не в порядке, из-за этого нарушается работа всего комплекса. И пока вы не отладите пульт, вы не сможете настроить работу всех остальных систем этого комплекса. Основным условием, на котором строится хорошее звучание, является правильный подбор коэффициента усиления входных блоков пульта, называемого чувствительностью. Чем больше внимания вы уделите подбору чувствительности каждого из каналов, тем лучше. Рассмотрим более подробно основные функции управления микшерного пульта.

Чувствительность

Эта функция иногда называется «Уровень входного сигнала» или «Усиление». Регулятором чувствительности подбирается требуемое усиление входного канала микшерного пульта в диапазоне от уровня выходного сигнала микрофонов до уровня выходных сигналов линейных источников, таких как электронные клавишные инструменты, магнитофоны и т.п. Более наглядно его функцию можно представить, как регулирование количества сигнала, подаваемого на пульт. Если этого сигнала недостаточно, его можно добавить, если излишек, убрать. Например, если задний вокал звучит тихо, то регулятором чувствительности можно увеличить его уровень, а если басовый барабан ударной установки заглушает все остальные звуки, то этим же регулятором можно привести его громкость к среднему уровню. Разумеется, подобная операция имеет смысл, если ее проводить при номинальном положении основных регуляторов уровней микшерного пульта. Если эти регуляторы частично выведены при настройке чувствительности, то попытка ввести их во время сведения может привести к возникновению перегрузки, а если они находились в максимальном положении, то может случиться, что сигнала источника просто не хватит для того, чтобы получить ровное сбалансированное звучание. Кроме того, в этом случае увеличивается уровень шума. Таким образом, к подбору чувствительности нужно относиться очень внимательно. Звук настраиваемого канала должен быть предельно четким и ясным. Оптимальному положению регулятора чувствительности соответствует минимум шумов и искажений. Неточная настройка регуляторов чувствительности микшерного пульта приведет к некачественной настройке концертного комплекса. При крайнем левом положении регулятора чувствительности звук вовсе не обязательно должен пропадать полностью. Это положение соответствует только минимальному значению чувствительности, характерному для линейных входов и выходов, и минимальному значению коэффициента усиления входных блоков микшерного пульта. Тем не менее, даже такое значение чувствительности может оказаться слишком высоким. Для того, чтобы его уменьшить, на пульте предусматривают специальные переключатели, ослабляющие уровень входного сигнала еще на 20 — 30 дБ. Если такого переключателя на пульте нет, то вместо него можно применить делитель напряжения, подключаемый ко входу микшерного пульта. Схема такого делителя, который собирается в соединительном разъеме кабеля, приводится в конце книги.

Канальный эквалайзер

Канальным эквалайзером называется секция входного канала микшерного пульта, предназначенная для настройки амплитудно-частотной характеристики канала. Регуляторами этой секции, можно менять окраску звучания всех источников, подключенных к каналу, где эта секция расположена. К помощи канального эквалайзера прибегают в двух случаях:

  1. При необходимости изменить звук голоса или инструмента.
  2. При необходимости удалить из звука инструмента различные помехи — призвуки, шумы, фоны и т.п.

Простейший канальный эквалайзер представляет собой двухполосный регулятор тембра, позволяющий изменять уровень высоких и низких частот в исходном сигнале. Более сложный эквалайзер может содержать четыре полосы регулировки амплитудно-частотной характеристики канала с переменным значением частот, на которых производится регулировка. Такой эквалайзер называют параметрическим, так как он позволяет управлять значениями параметров амплитудно-частотной характеристики канала. Независимо от исполнения эквалайзеров, все они предназначены для одной и той же цели — изменять и корректировать характеристики исходных звучаний.

Мобильный концертный комплекс Sound Wagon \