Объединение и дублирование символов

      Комментарии к записи Объединение и дублирование символов отключены

Один и тот же символ может иметь несколько форм; в Юникод эти формы входят одной кодовой позицией:

  • если это сложилось исторически. Например, у арабских букв есть четыре формы: обособленная, в начале, в середине и в конце[34];
  • либо если в одном языке принята одна форма, а в другом — другая. Болгарская кириллица отличается от русской, а китайские иероглифы — от японских.

С другой стороны, если исторически в шрифтах были две разных кодовых позиции, они остаются разными и в Юникоде. Строчная греческая сигма имеет две формы, и у них разные позиции. Буква расширенной латиницы A (A с кружком) и знакангстрема A, греческая буква ? и обозначение приставки «микро-» µ — разные символы.

Конечно же, похожие символы в неродственных письменностях ставятся в разные кодовые позиции. Например, буква А в латинице, кириллице, греческом и чероки — разные символы.

Крайне редко один и тот же символ ставится в две разные кодовые позиции для упрощения обработки текста. Математический штрих и такой же штрих для индикации мягкости звуков — разные символы, второй считается буквой.

Модифицирующие символы

Представление символа «Й» (U+0419) в виде базового символа «И» (U+0418) и модифицирующего символа « ?» (U+0306)

Графические символы в Юникоде подразделяются на протяжённые и непротяжённые (бесширинные). Непротяжённые символы при отображении не занимают места в строке. К ним относятся, в частности, знаки ударения и прочие диакритические знаки. Как протяжённые, так и непротяжённые символы имеют собственные коды. Протяжённые символы иначе называются базовыми (англ. base characters), а непротяжённые — модифицирующими (англ. combining characters); причём последние не могут встречаться самостоятельно. Например, символ «a» может быть представлен как последовательность базового символа «a» (U+0061) и модифицирующего символа « ?» (U+0301) или как монолитный символ «a» (U+00E1).

Особый тип модифицирующих символов — селекторы варианта начертания (англ. variation selectors). Они действуют только на те символы, для которых такие варианты определены. В версии 5.0 варианты начертания определены для ряда математических символов, для символов традиционного монгольского алфавита и для символов монгольского квадратного письма.

Алгоритмы нормализации

Поскольку одни и те же символы можно представить различными кодами, сравнение строк байт за байтом становится невозможным. Алгоритмы нормализации (англ. normalization forms) решают эту проблему, выполняя приведение текста к определённому стандартному виду. Приведение осуществляется путём замены символов на эквивалентные с использованием таблиц и правил. «Декомпозицией» называется замена (разложение) одного символа на несколько составляющих символов, а «композицией», наоборот, — замена (соединение) нескольких составляющих символов на один символ.

В стандарте Юникода определены 4 алгоритма нормализации текста: NFD, NFC, NFKD и NFKC.

NFD

NFD, англ. normalization form D («D» от англ. decomposition), форма нормализации D — каноническая декомпозиция — алгоритм, согласно которому выполняется рекурсивная замена монолитных символов (англ. precomposed characters) на несколько составных (англ. composite characters) в соответствии с таблицами декомпозиции.

Примеры:

A
U+00C5
A U+0041
? U+030A
?
U+1E69
s U+0073
? U+0323
? U+0307
??
U+1E0B U+0323
d U+0064
? U+0323
? U+0307
q??
U+0071 U+0307 U+0323
q U+0071
? U+0323
? U+0307

NFC

NFC, англ. normalization form C («C» от англ. composition), форма нормализации C — алгоритм, согласно которому последовательно выполняются каноническая декомпозиция и каноническая композиция. Сначала каноническая декомпозиция (алгоритм NFD) приводит текст к форме D. Затем каноническая композиция — операция, обратная NFD, обрабатывает текст от начала к концу с учётом следующих правил:

  • символ S считается начальным, если имеет класс модификации равный нулю согласно таблице символов Юникода;
  • в любой последовательности символов, начинающейся с символа S, символ C блокируется от S, только если между S и C есть какой-либо символ B, который либо является начальным, либо имеет одинаковый или больший класс модификации, чем C. Это правило распространяется только на строки, прошедшие каноническую декомпозицию;
  • символ считается первичным композитом, если имеет каноническую декомпозицию в таблице символов Юникода (или каноническую декомпозицию для хангыля и он не входит в список исключений);
  • символ X может быть первично совмещён с символом Y, если и только если существует первичный композит Z, канонически эквивалентный последовательности ;
  • если очередной символ C не блокируется последним встреченным начальным базовым символом L и он может быть успешно первично совмещён с ним, то L заменяется на композит L-C, а C удаляется.

Пример:

o
U+006F
? U+0302
o U+00F4

NFKD

NFKD, англ. normalization form KD, форма нормализации KD — совместимая декомпозиция — алгоритм, согласно которому последовательно выполняются каноническая декомпозиция и замены символов текста по таблицам совместимой декомпозиции. Таблицы совместимой декомпозиции предусматривают замену на почти эквивалентные символов[35]:

  • похожих на буквы (? и ?);
  • обведённых кружками (?);
  • с изменёнными размерами (カ и カ);
  • повёрнутых (︷ и {);
  • степеней (? и ?);
  • дробей (¼);
  • других (™).

Примеры:

?
U+210d
H U+0048
?
U+2460
U+0031
U+FF76
カ U+30AB
U+FE37
{ U+007B
?
U+2079
U+0039
¼
U+00BC
? U+0031 U+2044 U+0034
U+2122
T M U+0054 U+004D

NFKC

NFKC, англ. normalization form KC, форма нормализации KC — алгоритм, согласно которому последовательно выполняются совместимая декомпозиция (алгоритм NFKD) и каноническая композиция (алгоритм NFC).

Примеры[править | править вики-текст]

Исходный текст NFD NFC NFKD NFKC
U+FB01
fi U+FB01
fi U+FB01
f i U+0066 U+0069
f i U+0066 U+0069
? U+0032 U+2075
? U+0032 U+2075
? U+0032 U+2075
U+0032 U+0035
U+0032 U+0035
?? U+1E9B U+0323
? ? ? U+017F U+0323 U+0307
? ? U+1E9B U+0323
s ? ? U+0073 U+0323 U+0307
? U+1E69
й U+0439
и ? U+0438 U+0306
й U+0439
и ? U+0438 U+0306
й U+0439
ё U+0451
е ? U+0435 U+0308
ё U+0451
е ? U+0435 U+0308
ё U+0451
А U+0410
А U+0410
А U+0410
А U+0410
А U+0410
が U+304C
か ゙ U+304B U+3099
が U+304C
か ゙ U+304B U+3099
が U+304C
? U+2167
? U+2167
? U+2167
V I I I U+0056 U+0049 U+0049 U+0049
V I I I U+0056 U+0049 U+0049 U+0049
c U+00E7
c ? U+0063 U+0327
c U+00E7
c ? U+0063 U+0327
c U+00E7

Двунаправленное письмо

Стандарт Юникод поддерживает письменности языков как с направлением написания слева направо (англ. left-to-right, LTR), так и с написанием справа налево (англ. right-to-left, RTL) — например, арабское и еврейское письмо. В обоих случаях символы хранятся в «естественном» порядке; их отображение с учётом нужного направления письма обеспечивается приложением.

Кроме того, Юникод поддерживает комбинированные тексты, сочетающие фрагменты с разным направлением письма. Данная возможность называется двунаправленность (англ. bidirectional text, BiDi). Некоторые упрощённые обработчики текста (например, в сотовых телефонах) могут поддерживать Юникод, но не иметь поддержки двунаправленности. Все символы Юникода поделены на несколько категорий: пишущиеся слева направо, пишущиеся справа налево, и пишущиеся в любом направлении. Символы последней категории (в основном это знаки пунктуации) при отображении принимают направление окружающего их текста.

Представленные символы

Схема основной мультиязычной плоскости Юникода

Основная статья: Символы, представленные в Юникоде

Юникод включает практически все современные письменности, в том числе:

  • арабскую,
  • армянскую,
  • бенгальскую,
  • бирманскую,
  • глаголицу,
  • греческую,
  • грузинскую,
  • деванагари,
  • еврейскую,
  • кириллицу,
  • китайскую (китайские иероглифы активно используются в японском языке, а также изредка в корейском),
  • коптскую,
  • кхмерскую,
  • латинскую,
  • тамильскую,
  • корейскую (хангыль),
  • чероки,
  • эфиопскую,
  • японскую (которая включает в себя, кроме слоговой азбуки, ещё и китайские иероглифы)

и другие.

С академическими целями добавлены многие исторические письменности, в том числе: германские руны, древнетюркские руны, древнегреческая письменность, египетские иероглифы, клинопись, письменность майя, этрусский алфавит.

В Юникоде представлен широкий набор математических и музыкальных символов, а также пиктограмм.

В Юникод принципиально не включаются государственные флаги, логотипы компаний и продуктов, хотя они и встречаются в шрифтах (например, логотип Apple в кодировке MacRoman (0xF0) или логотип Windows в шрифте Wingdings (0xFF)). В юникодовских шрифтах логотипы должны размещаться только в области пользовательских символов.

ISO/IEC 10646

Консорциум Юникода работает в тесной связи с рабочей группой ISO/IEC/JTC1/SC2/WG2, которая занимается разработкой международного стандарта 10646 (ISO/IEC 10646). Между стандартом Юникода и ISO/IEC 10646 установлена синхронизация, хотя каждый стандарт использует свою терминологию и систему документации.

Сотрудничество Консорциума Юникода с Международной организацией по стандартизации (англ. International Organization for Standardization, ISO) началось в 1991 году. В 1993 году ISO выпустила стандарт DIS 10646.1. Для синхронизации с ним Консорциум утвердил стандарт Юникода версии 1.1, в который были внесены дополнительные символы из DIS 10646.1. В результате значения закодированных символов в Unicode 1.1 и DIS 10646.1 полностью совпали.

В дальнейшем сотрудничество двух организаций продолжилось. В 2000 году стандарт Unicode 3.0 был синхронизирован с ISO/IEC 10646-1:2000. Предстоящая третья версия ISO/IEC 10646 будет синхронизирована с Unicode 4.0. Возможно, эти спецификации даже будут опубликованы как единый стандарт.

Аналогично форматам UTF-16 и UTF-32 в стандарте Юникода, стандарт ISO/IEC 10646 также имеет две основные формы кодирования символов: UCS-2 (2 байта на символ, аналогично UTF-16) и UCS-4 (4 байта на символ, аналогично UTF-32). UCS значит универсальный многооктетный (многобайтовый) кодированный набор символов (англ. universal multiple-octet coded character set). UCS-2 можно считать подмножеством UTF-16 (UTF-16 без суррогатных пар), а UCS-4 является синонимом для UTF-32.

Отличия стандартов Юникод и ISO/IEC 10646:

  • небольшие различия в терминологии;
  • ISO/IEC 10646 не включает разделы, необходимые для полноценной реализации поддержки Юникода:
  • нет данных о двоичном кодировании символов;
  • нет описания алгоритмов сравнения (англ. collation) и отрисовки (англ. rendering) символов;
  • нет перечня свойств символов (например, нет перечня свойств, необходимых для реализации поддержки двунаправленного (англ. bi-directional) письма).

Способы представления

Юникод имеет несколько форм представления (англ. Unicode transformation format, UTF): UTF-8, UTF-16 (UTF-16BE, UTF-16LE) и UTF-32 (UTF-32BE, UTF-32LE). Была разработана также форма представления UTF-7 для передачи по семибитным каналам, но из-за несовместимости с ASCII она не получила распространения и не включена в стандарт. 1 апреля 2005 года были предложены две шуточные формы представления: UTF-9 и UTF-18 (RFC 4042).

В Microsoft Windows NT и основанных на ней системах Windows 2000 и Windows XP в основном используется форма UTF-16LE. В UNIX-подобных операционных системах GNU/Linux, BSD и Mac OS X принята форма UTF-8 для файлов и UTF-32 или UTF-8 для обработки символов в оперативной памяти.

Punycode — другая форма кодирования последовательностей Unicode-символов в так называемые ACE-последовательности, которые состоят только из алфавитно-цифровых символов, как это разрешено в доменных именах.

UTF-8

Основная статья: UTF-8

UTF-8 — представление Юникода, обеспечивающее наилучшую совместимость со старыми системами, использовавшими 8-битные символы. Текст, состоящий только из символов с номером меньше 128, при записи в UTF-8 превращается в обычный текст ASCII. И наоборот, в тексте UTF-8 любой байт со значением меньше 128 изображает символ ASCII с тем же кодом. Остальные символы Юникода изображаются последовательностями длиной от 2 до 6 байт (на деле, только до 4 байт, поскольку в Юникоде нет символов с кодом больше 10FFFF, и вводить их в будущем не планируется), в которых первый байт всегда имеет вид 11xxxxxx, а остальные — 10xxxxxx. В UTF-8 не используются суррогатные пары, 4 байтов достаточно для записи любого символа юникода.

Формат UTF-8 был изобретён 2 сентября 1992 года Кеном Томпсоном и Робом Пайком и реализован в Plan 9[36]. Сейчас стандарт UTF-8 официально закреплён в документах RFC 3629 и ISO/IEC 10646 Annex D.

Символы UTF-8 получаются из Unicode следующим образом:

Unicode UTF-8:

0x00000000 — 0x0000007F: 0xxxxxxx

0x00000080 — 0x000007FF: 110xxxxx 10xxxxxx

0x00000800 — 0x0000FFFF: 1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx

0x00010000 — 0x001FFFFF: 11110xxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx

Теоретически возможны, но не включены в стандарт также:

0x00200000 — 0x03FFFFFF: 111110xx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx

0x04000000 — 0x7FFFFFFF: 1111110x 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx

Несмотря на то, что UTF-8 позволяет указать один и тот же символ несколькими способами, только наиболее короткий из них правильный. Остальные формы должны отвергаться по соображениям безопасности.

Порядок байтов

В потоке данных UTF-16 младший байт может записываться либо перед старшим (англ. UTF-16 little-endian), либо после старшего (англ. UTF-16 big-endian). Аналогично существует два варианта четырёхбайтной кодировки — UTF-32LE и UTF-32BE.

Для определения формата представления Юникода в начало текстового файла записывается сигнатура — символ U+FEFF (неразрывный пробел с нулевой шириной), также именуемый маркером последовательности байтов (англ. byte order mark (BOM)). Это позволяет различать UTF-16LE и UTF-16BE, поскольку символа U+FFFE не существует. Также этот способ иногда применяется для обозначения формата UTF-8, хотя к этому формату и неприменимо понятие порядка байтов. Файлы, следующие этому соглашению, начинаются с таких последовательностей байтов:

UTF-8

EF BB BF

UTF-16BE

FE FF

UTF-16LE

FF FE

UTF-32BE

00 00 FE FF

UTF-32LE

FF FE 00 00

К сожалению, этот способ не позволяет надёжно различать UTF-16LE и UTF-32LE, поскольку символ U+0000 допускается Юникодом (хотя реальные тексты редко начинаются с него).

Файлы в кодировках UTF-16 и UTF-32, не содержащие BOM, должны иметь порядок байтов big-endian (unicode.org).

Дублирование объектов. Три простых способа дублирования объектов.