ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» составлена на основе программы внеурочной деятельности Я.Ф. Виноградовой.
Нормативно правовая база.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Актуальность проблемы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. Поэтому, одним из путей сохранения безопасности жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать организация внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности». Данная подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образования. Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для одной возрастной группы. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению «Азбука безопасности» направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, в общественных местах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
Срок реализации программы: 1 год (4 класс).
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» адресована обучающимся общеобразовательной школы санаторного типа, рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Цель программы.
Основная цель программы: Овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
- организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
- пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Формы и методы
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- — информационно-коммуникативные технологии;
- -здоровьесберегающие технологии;
- -технология развивающего обучения.
Во внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» используются разнообразные формы обучения:
- — работа с дидактическим материалом в игровой форме;
- -изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках, в общественных местах, на природе)
- — знакомство с научно-популярной литературой;
- -беседы;
- -просмотр тематических видеофильмов;
- -решение ситуационных задач;
- — экскурсии;
- — участие в конкурсах, КВН;
- -театрализованные представления;
- -выставки.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание разделов программы.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» состоит из 5 разделов:
- Опасные ситуации природного характера.
- Опасные ситуации техногенного характера.
- Опасные ситуации социального характера.
- Дорожно-транспортная безопасность
- Подготовка к активному отдыху на природе
1. Опасные ситуации природного характера. (7ч)
«Погода и её основные показатели».
Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
Опасные ситуации техногенного характера. (4ч)
«Основные правила пожарной безопасности».
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Статьи к прочтению:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Похожие статьи:
-
Опасные ситуации социального характера. (6ч)
«Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе, в селе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и…
-
Исключительные ситуации при работе с памятью
Лекция № Аппаратно-независимый уровень управления виртуальной памятью План 1) Введение в аппаратно-независимый уровень управления виртуальной памятью 2)…