Тема 6. отечественный опыт формирования и развития государственной и муниципальной службы.

      Комментарии к записи Тема 6. отечественный опыт формирования и развития государственной и муниципальной службы. отключены

Специфика развития системы государственной службы в России.Мобилизационная модель организации государственной службы в России.Практика рекрутирования в политическую элиту России.

Основные этапы становления системы государственной службы. Возникновение государственной службы в России в первой половине XVIII в. Реформы системы государственного управления и государственной службы в период правления Петра I. Изменение основ государственного управления по западному образцу (шведская модель). Изменение принципа местничества (сословных привилегий) на принцип выслуги, закрепление данного принципа в Табеле о рангах (1722). Указ Екатерины II 1774 г. «Жалованная грамота благородному российскому дворянству», переход приказной службы в наследственную.

Деятельность Сперанского М.М. по реформированию государственной службы: введение системы подбора и подготовки кадров, введение экзамена для государственных служащих.Окончательное оформление бюрократической традиции управления российским государством, где ведущей силой являлся чиновник (втораяполовина XIX века- начало 1917 г.).

Формирование и развитиесоветской системыгосударственной службы (1917- 1991 гг.). Становление системы советско- партийной номенклатуры. Развитие системы политических технологий и привилегий.1991 до наст. времени-доминирование в политической элите бюрократии, обмен привилегий, полученных в предыдущий период на экономический капитал (с помощью приватизациив политической элите бюрократии, обменом привилегий, полученных в предыдущий период на экономический капитал ()гий и привелеги), перенос патро- клиентарных связей в сферу рынка. Оценка итогов реформирования государственной службы в России: исторический опыт в контексте современных реформ. Современное российское законодательство о развитии системы государственной и муниципальной службы. Основные направления модернизации отечественной системы государственной и муниципальной службы в современных социально-экономических условиях.

Тема 7. Общие тенденции и основные направления реформирования государственной гражданской службы на современном этапе. Поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией, динамизмом государственной службы и ее стабильностью. Усиление политической составляющей при принятии решений на высших уровнях гражданской службы. государственной гражданской службы на оказание услуг гражданам и обществу (наряду с исполнением государственных функций). Децентрализация исполнения решений и системы государственной службы. Усиление открытости, демократичности гражданской службы, ее отзывчивости на потребности и интересы граждан и общества. Повышение внимания к культурным, репутационным и морально-этическим аспектам государственной службы. Создание неправительственных структур, заключающих с правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной государственной функции или оказание услуги. Сокращение численности гражданских служащих, их льгот и привилегий при одновременном повышении их заработной платы и введении прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов их работы.

План семинара

1. Основные модели организации государственной и муниципальной службы в зарубежных странах.

2. Общие тенденции реформирования государственной гражданской службы на современном этапе.

3.Основные направления реформирования государственной гражданской службы на современном этапе.

Вопросы к экзамену по курсу «Отечественный и зарубежный опыт государственной и муниципальной службы»

1. Влияние специфики культурно – исторического развития, формы государственного устройства, формы правления, правовой отдельных регионов и стран на особенности функционирования системы государственной и муниципальной службы.

2. Общие характеристики основных моделей организации государственной и муниципальной службы в зарубежных странах.

3. Рациональная централизованная закрытая модель, реализуемая в унитарном государстве (французская модель).

4. Рациональная относительно децентрализованная закрытая модель, реализуемая в федеративном государстве (германская модель).

5. Относительно децентрализованная открытая модель, реализуемая в унитарном государстве (Великобритания).

6. Децентрализованная открытая модель, реализуемая в федеративном государстве (США).

7. Специфика развития системы государственной службы в России.

8. Общие тенденции реформирования государственной гражданской службы на современном этапе.

9. Основные направления реформирования государственной гражданской службы на современном этапе.

10. Формирование и развитиесоветской системыгосударственной службы (1917- 1991 гг.).

11. Основные направления модернизации отечественной системы государственной и муниципальной службы в современных социально-экономических условиях.

12. Современное российское законодательство о развитии системы государственной и муниципальной службы.

13. Окончательное оформление бюрократической традиции управления российским государством (втораяполовина XIX века- начало 1917 г.).

14. Возникновение государственной службы в России в первой половине XVIII в. Реформы системы государственного управления и государственной службы в период правления Петра I.

15. Система гарантий правовой и социальной защищенности служащего, процедура его увольнения в Германии, Франции, Англии.

16. Роль политических назначений в системе государственной службы США и Англии.

17. Менеджеральная модель» организации государственной службы и концепция «нейтральности» гражданской службы в западных странах.

18. Система найма, обучения и продвижения по службе во Франции и Германии.

19. Основные формы контроля за деятельностью государственных служащих в западных странах.

20. Социальный статус госслужащего, значение репутационных механизмов и норм профессиональной этики в западных моделях организации государственной и муниципальной службы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации — М., 1993.

2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник. М.: ЮНИТИ. 2002.

3. Игнатов В.Г. Становление государственного и муниципального управления в современной России. Ростов- на- Дону, 2002.

4. История государственного управления в России. Учебник /Под общей ред. Пихои Р.Г.М.: РАГС.2005.

5. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М., 2001.

6. Российская государственность: история и современность. Материалы научно- практической конференции. Москва. 2005.

7. Система государственного и муниципального управления. Учебник. Под общ. ред. Атаманчука Г.В., М.Изд-во РАГС, 2005.

8. Система государственного управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080054 «Государственное и муниципальное управление» / Пикулькин А.В.. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

9. Государственная служба. Местное самоуправление. Зарубежный опыт. М. 2005.

10. Володин П.А. США: экономика и местные органы власти. М. 2004.

11. Медведев Н. П. Местное самоуправление в зарубежных странах. М.: Юрид. лит- ра. 2003.

12. Местное самоуправление в Германии М.2006

13. Мировой опыт управления городами М. 2001

14. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительный анализ М. 2004.

15. Реформы местного управления в странах западной Европы. М. 2003.

16. Штатина М.А. Местное управление в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция, страны Латинской Америки) М. 2004.

17. Институты самоуправления: историко-правовые исследования. М.: Наука, 2005.

Информация о реализации в Тамбовской области законодательства в сфере гражданской службы

в 2009 году

1. Аналитическая записка об основных результатах развития государственной гражданской службы Тамбовской области в соответствии с федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации

(2009-2013 годы)»

за период с 10.03.2009 по 31.12.2009

Во всех государственных органах области в рассматриваемом отчетном периоде реализовывалась федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261.

Обеспечивалась взаимосвязь реформы государственной службы с административной реформой и другими преобразованиями в сфере государственного управления, соответствующие необходимые мероприятия включены в план мероприятий по проведению административной реформы в Тамбовской области в 2009 — 2010 годах (утв. постановлением администрации области от 19.12.2008 № 1508).

Внедрялись нормы служебной профессиональной этики и правила делового поведения государственных служащих, предусмотренные Кодексом этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (утв. постановлением администрации области от 17.04.2008 № 477). Организовано взаимодействие с Тюменской областной Думой по вопросу распространения опыта Тамбовской области в сфере разработки и реализации данного нормативного акта.

Администрация области и исполнительные органы государственной власти области в отчетном периоде руководствовались планом мероприятий по развитию государственной гражданской службы области на 2009-2011 годы (утв. постановлением администрации области от 15.12.2008 №1486 «О мероприятиях по развитию государственной гражданской службы области») (далее — план), который полностью корреспондировал федеральной программе. В настоящее время в связи с утверждением областной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Тамбовской области (2010 — 2013 годы)» подготовлен и проходит согласование в установленном порядке проект постановления администрации области, которым план признается утратившим силу.

Итоги реализации плана следующие:

1. Систематически изучался опыт субъектов РФ в сфере организации государственной гражданской службы и кадровой политики, вырабатывались предложения по совершенствованию процедур, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу области и ее прохождением, которые вносились заместителю главы администрации области, курирующему вопросы организации гражданской службы. На основании предложений разработаны проекты нормативных правовых актов области, указанных в пункте 1.2.1 раздела 2 настоящей информации.

2. Постоянно проводилась ревизия нормативной правовой базы области о государственной гражданской службе. Велся отраслевой реестр нормативных правовых актов области о государственной гражданской службе.

3. Регулярно проводилась работа по оптимизации структуры и штатной численности администрации области и исполнительных органов государственной власти области, ликвидации их избыточных и дублирующих функций.

4. В целях обеспечения наиболее эффективной реализации федеральных и областных нормативных правовых актов ежеквартально проводились семинары со специалистами кадровых служб исполнительных органов государственной власти области.

По различным вопросам организации гражданской службы области в исполнительные органы государственной власти области направлялись разработанные администрацией области методические рекомендации (например, в части определения критериев и подходов по присвоению внеочередных и очередных классных чинов государственным гражданским служащим, ведения трудовых книжек и др.).

5. Проведена презентация автоматизированной информационной программы данных кадрового состава организации (компания «Парус»); в настоящее время кадровыми службами администрации области и исполнительных органов государственной власти области рассматривается вопрос о возможности приобретения данной программы.

6. Администрацией области регулярно осуществлялись проверки реализации исполнительными органами государственной власти области федерального и областного законодательства о государственной гражданской службе, в ходе которых был организован мониторинг реализации данного законодательства, уровня организации государственной гражданской службы области и кадровых процессов; по итогам проверок направлялись справки о выявленных нарушениях (подробная информация представлена в пункте 1.2.5 раздела 2 настоящей информации).

7. Проводился анализ должностных регламентов гражданских служащих области на соответствие действующему законодательству, в том числе экспертиза на коррупциогенность; утвержденные регламенты по мере необходимости актуализировались.

Принято постановление администрации области от 05.08.2009 № 917 «О внесении изменений в примерный должностной регламент государственного гражданского служащего Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации области от 01.02.2006 № 65» (одно из главных изменений касается включения в регламенты показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих). В соответствии с данным постановлением в исполнительных органах государственной власти области проводится корректировка должностных регламентов по конкретным должностям государственной гражданской службы области.

8. Организован мониторинг внутренних и внешних источников формирования кадрового состава государственных гражданских служащих области для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области.

Администрацией области во взаимодействии с УВД по Тамбовской области осуществлялась проверка сведений о лицах, подающих документы на участие в конкурсах на замещение вакантных должностей, категории которых определены действующим законодательством.

Разработаны предложения по внедрению новых форм и методов проведения конкурсов на замещение должностей и квалификационных экзаменов.

Постоянно формировался в соответствии с действующим законодательством кадровый резерв области для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области, обеспечено его эффективное использование.

9. Проведена оценка эффективности действующей системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области, разработаны мероприятия по ее повышению. Завершена работа по размещению государственного заказа на 2009-2010 учебный год в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», начато обучение гражданских служащих. При этом в программы повышения квалификации гражданских служащих области ВУЗами включены вопросы из разработанного и утвержденного администрацией области Примерного перечня вопросов по антикоррупционному обучению в рамках дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области.

10. Исполнительными органами государственной власти области в установленном порядке проводились:

внутренний аудит эффективности коллегиальных органов (следствием явилась работа по корректировке их составов и положений о них, упразднению отдельных коллегиальных органов: так, только в одном управлении сельского хозяйства области упразднено 38 коллегиальных органов — комитетов, советов, рабочих групп и комиссий);

привлечение студентов вузов области для работы в исполнительных органах на общественных началах (прохождение ими ознакомительной, учебной и преддипломной практики);

актуализация Интернет-сайтов;

публикация в СМИ материалов по основному функционалу, что способствовало повышению открытости деятельности органов.

11. Вышеназванным постановлением администрации области от 15.12.2008 №1486 образован совет по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики. В июле т.г. состоялось заседание данного совета, на котором рассматривался вопрос «О формировании и подготовке резерва управленческих кадров области».

Кроме того, кадровыми службами исполнительных органов государственной власти области реализовывались мероприятия по противодействию коррупции.

Уполномоченным органом по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области определено управление государственной службы и организационной работы администрации области, которым осуществляется координация деятельности исполнительных органов по противодействию коррупции и контроль за ходом исполнения соответствующих нормативных правовых актов. В рамках координации администрацией области организуются и проводятся семинары-совещания с гражданскими служащими администрации области и специалистами кадровых служб исполнительных органов государственной власти области, направленные на ознакомление гражданских служащих области с вопросами этики в системе гражданской службы, нововведениями в законодательстве, нормативно-правовой базой, на основе которой проводится антикоррупционная политика.

Выполнение функций по противодействию коррупции в исполнительных органах, как правило, возложено на кадровые службы, без создания самостоятельных структурных подразделений по противодействию коррупции и увеличения штатной численности.

Во всех исполнительных органах государственной власти области приняты и реализуются планы мероприятий по противодействию коррупции, в соответствии с которыми:

проводятся совещания и семинары по антикоррупционной проблематике, тема противодействия коррупции рассматривается на коллегиях исполнительных органов государственной власти области;

организована работа по реализации областного законодательства в сфере представления сведений о полученных государственным гражданским служащим области доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, и об обязательствах имущественного характера (сведения о доходах за 2008 г. представлены в кадровые службы всеми гражданскими служащими области; в отдельных органах сведения при подаче сверяются кадровой службой с одновременно представляемыми первичными документами об объектах налогообложения и документами, параллельно представленными в налоговую службу. Об этом факте кадровой службой на сведениях делается отметка «Сверено»);

проводится постоянный мониторинг замещений вакантных должностей государственной гражданской службы области по конкурсу. Без проведения конкурса все должности замещаются по основаниям, допускаемым действующим законодательством. При этом соблюдаются предъявляемые законодательством квалификационные требования к претендентам на замещение должностей гражданской службы.

Надлежащим образом обеспечено исполнение гражданскими служащими установленной статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Принято постановление главы администрации области от 09.06.2009 № 35 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений» (включает перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и регистрации уведомлений). С учетом норм данного постановления утверждены и реализуются аналогичные порядки во всех исполнительных органах государственной власти области: все гражданские служащие ознакомлены с порядками, заведены необходимые журналы регистрации.

В апреле 2009 г. состоялось заседание комиссии администрации области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Повесткой дня стало рассмотрение представления прокуратуры области, в котором указаны факты направления гражданскими служащими отдельных исполнительных органов государственной власти области хозяйствующим субъектам писем с просьбой оказать благотворительную помощь в проведении мероприятий.

По итогам заседания комиссия решила:

установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданскими служащими требований к служебному поведению, установленных ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

установить, что гражданские служащие области нарушили одно из требований к служебному поведению Кодекса этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области, утвержденного постановлением администрации области от 17.04.2008 № 477;

указать гражданским служащим на недопустимость нарушения требований к служебному поведению;

направить в исполнительные органы государственной власти области письмо по результатам заседания комиссии с разъяснением гражданским служащим области необходимости соблюдения требований к служебному поведению.

Во исполнение решения комиссии во всех исполнительных органах государственной власти области проведены совещания, на которых гражданским служащим разъяснена необходимость соблюдения требований к служебному поведению. Факты проведения совещаний запротоколированы.

Кроме того, итоги заседания комиссии доведены на совещании до сведения управляющих делами, начальников организационных отделов администраций городов и районов области.

2. Информация по показателям федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)»

1. Формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой.

1.1. Обеспечение развития государственной гражданской службы области, муниципальной службы, и их взаимосвязи.

№/№ Вопросы

1.1.1 Разработаны проекты/реализуются региональные программы развития государственной гражданской службы области Принято постановление администрации области от 11.09.2009 №1093 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Тамбовской области (2010 — 2013 годы)».

Общий объем финансирования:

200,0 тыс.руб.

1.1.2 Основные результаты реализации региональных программ развития государственной гражданской службы за отчетный период —

1.1.3 Разработаны проекты/реализуются региональные программы развития муниципальной службы Разработан проект постановления администрации области «Об утверждении ведомственной целевой программы «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, на 2010-2012 годы».

Общий объем финансирования:

2,5 млн.руб.

1.1.4 Основные результаты реализации региональных программ развития муниципальной службы за отчетный период —

1.1.5 Проведены эксперименты/пилотные проекты —

1.1.6 Другая информация в сфере обеспечения развития муниципальной службы, ее взаимосвязи с государственной гражданской службой области Организация муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований области осуществляется на основании муниципальных правовых актов, издаваемых в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 02 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законов области.

Администрацией области подготовлено 8 типовых положений по вопросам организации муниципальной службы. Разработаны методические рекомендации по организации в органах местного самоуправления работы по представлению муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и их проверке.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 25-ФЗ в области проводится работа по внедрению программ по автоматизированному учету кадров, которая позволит оперативно проводить оценку кадрового состава муниципальной службы в области и разрабатывать управленческие решения по повышению эффективности использования кадрового потенциала в органах местного самоуправления.

Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется по согласованным с администрацией области учебным планам и программам, во взаимодействии с высшими учебными заведениями, расположенными на территории области.

Ряд муниципальных образований практикует обучение муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов за пределами области в ВУЗах гг.Москвы, Саратова, Орла.

1.2. Принятие и контроль реализации нормативных правовых актов области по вопросам государственной гражданской службы области и муниципальной службы.

1.2.1 Разработано проектов/принято нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы области Перечень принятых нормативных правовых актов (12):

Законы области:

от 01.06.2009 №526-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О противодействии коррупции в Тамбовской области» (данный Закон вносит изменения в ст.12 «Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной и муниципальной службе»);

от 01.06.2009 № 527-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области по вопросам противодействия коррупции» (в т.ч. в Закон области «Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области» в части возможности досрочного присвоения классных чинов (либо на ступень выше очередного чина) за длительное, безупречное, эффективное исполнение гражданским служащим должностных обязанностей);

от 25.07.2009 № 551-З «О представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области»;

от 03.12.2009 № 590-З «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Тамбовской области требований к служебному поведению».

Постановление главы администрации области от 09.06.2009 № 35 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений»

Постановления администрации области:

от 20.07.2009 № 843 «О внесении изменений в Порядок работы комиссии администрации области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный постановлением администрации области от 16.04.2007 № 391» (принято во исполнение методических рекомендаций Совета по кадровой политике при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО; также внесены аналогичные изменения в соответствующие порядки работы идентичных комиссий, созданных приказами во всех исполнительных органах государственной власти области);

от 05.08.2009 № 917 «О внесении изменений в примерный должностной регламент государственного гражданского служащего Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации области от 01.02.2006 № 65»;

от 28.08.2009 № 1036 «О внесении изменений в отдельные постановления администрации области» (в части корректировки ряда нормативных актов в сфере гражданской службы и плана мероприятий по противодействию коррупции в области на 2008 – 2010 годы — данный план содержит раздел 6 «Противодействие коррупции в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе», включающий проведение мероприятий по 15 самостоятельным направлениям);

от 08.09.2009 № 1078 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы области, замещение которых связано с коррупционными рисками, в администрации области и исполнительных органах государственной власти области»;

от 11.09.2009 № 1093 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Тамбовской области (2010-2013 годы)»;

от 16.11.2009 № 1356 «О внесении изменений в отдельные постановления администрации области» (изменение списков конкурсной и аттестационной комиссий администрации области);

от 04.12.2009 № 1442 «О внесении изменений в Перечень должностей государственной гражданской службы области, замещение которых связано с коррупционными рисками, в администрации области и исполнительных органах государственной власти области».

Перечень проектов постановлений администрации области (4):

«О внесении изменений в отдельные постановления администрации области» (корректировка Положения об управлении государственной службы и организационной работы администрации области и др. актов в сфере организации гражданской службы области);

«О внесении изменений в постановление администрации области «Об учреждении поощрений администрации Тамбовской области» (в части учреждения нагрудного знака администрации Тамбовской области «За безупречную службу»);

«О внесении изменений в Порядок исчисления доплаты государственному гражданскому служащему области за исполнение обязанностей временно отсутствующего государственного гражданского служащего без освобождения от своих должностных обязанностей»;

«Об утверждении нормативов материально-технического обеспечения, рекомендуемых при оснащении служебных мест государственных гражданских служащих области».

1.2.2 Разработано проектов/принято нормативных правовых актов области, предусмотренных ФЗ «О муниципальной службе в РФ» Перечень принятых Законов области:

от 01.07.2009 № 537-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О муниципальной службе в Тамбовской области» (введена надбавка за классный чин);

от 01.07.2009 № 538-З «О классных чинах муниципальных служащих в Тамбовской области».

1.2.3 Имеются неурегулированные вопросы государственной гражданской службы, отнесенные законодательством к компетенции субъектов РФ 1. Порядок заключения договора на обучение на конкурсной основе между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока (планируется разработка проекта по аналогии с Положением, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2009 № 1456).

2. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа и профессиональной служебной деятельности гражданских служащих области, замещающих отдельные должности гражданской службы области, и порядок оплаты их труда в зависимости от указанных показателей, перечень должностей гражданской службы области, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда (будут определены после утверждения Президентом РФ и Правительством РФ обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа и профессиональной служебной деятельности гражданских служащих).

3. Обеспечение транспортного обслуживания или компенсация за использование личного транспорта гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей (ведется подготовка законопроекта).

4. Порядок и условия выплаты единовременной субсидии на приобретение жилой площади (в условиях преодоления кризисных тенденций определить не представляется возможным).

5. Случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию (в условиях преодоления кризисных тенденций определить не представляется возможным).

1.2.4 Имеются неурегулированные вопросы муниципальной службы, отнесенные законодательством к компетенции субъектов РФ Участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

1.2.5 Проведены проверки соблюдения законодательства о государственной гражданской службе в области За отчетный период управлением государственной службы и организационной работы администрации области как уполномоченным государственным органом области по управлению государственной гражданской службой области в соответствии с постановлением администрации области от 14.05.2008 № 584 «Об утверждении порядка проведения проверок соблюдения законодательства о государственной гражданской службе в исполнительных органах государственной власти области» проведены проверки соблюдения законодательства о гражданской службе в 7 исполнительных органах государственной власти области.

Как правило, в органах соблюдаются требования нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, а именно в полном соответствии с действующим законодательством:

разрабатываются и утверждаются штатные расписания органов;

осуществляется назначение, перевод и увольнение работников, предоставление им отпусков;

установлены квалификационные требования к знаниям и навыкам;

заключены служебные контракты и утверждены должностные регламенты;

ведутся личные дела и трудовые книжки;

созданы все необходимые комиссии;

ведутся реестры гражданских служащих;

соблюдаются запреты и ограничения;

представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей, квалификационные экзамены и аттестации;

утверждены и соблюдаются служебные распорядки и порядки оплаты труда;

осуществляются переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих.

В то же время, в отдельных органах отмечаются следующие недостатки и нарушения действующего законодательства:

нарушаются сроки предупреждения о предстоящем сокращении должностей;

премирование служащих осуществляется в нарушение установленных порядков;

отсутствуют порядки выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу гражданским служащим;

графики отпусков утверждаются с нарушением установленных сроков.

Все указанные недостатки, как правило, устраняются органами в месячный срок с момента получения от контролирующего органа справок по результатам проведенных проверок.

1.2.6 Проведены проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе в области —

1.3. Формирование системы управления государственной гражданской службой области

1.3.2 Функции государственного органа области по управлению государственной гражданской службой реализует уполномоченный орган Управление государственной службы и организационной работы администрации Тамбовской области, постановление администрации области от 14.03.2006 № 227 «Об утверждении Положения об управлении государственной службы и организационной работы администрации области» (в ред. от 10.12.2007)

1.4. Разработка эффективных инструментов взаимодействия государственной гражданской службы области с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной гражданской службы

1.4.1 Вопросы кадровой работы, отраженные на официальных сайтах государственных органов области Сайт управления государственной службы и организационной работы администрации области как высшего исполнительного органа государственной власти области и государственного органа области по управлению государственной гражданской службой области содержит следующие разделы:

«Нормативные правовые акты по вопросам государственной службы области» (содержит два подраздела: законы области и постановления администрации области);

«Вопросы государственной службы» (содержит подразделы «Проблемные вопросы при реорганизации, ликвидации, сокращении должностей», «Должностные регламенты», «Индивидуальные планы профессионального развития», «Квалификационный экзамен», «Кадровый резерв», «Служебные командировки», «Обзор наиболее часто повторяющихся вопросов в сфере гражданской службы»);

«Противодействие коррупции» (содержит нормативные акты области, федеральные методические рекомендации, информационные материалы);

«Резерв управленческих кадров» (содержит все нормативные правовые акты области в данной сфере);

«Планы работы Советов и комиссий» (содержит планы работы совета по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики, межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области, Тамбовской региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ);

«Государственные награды и геральдика» (содержит справочно-методическую информацию);

«Президентская программа» (содержит справочно-методическую информацию по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства).

Также имеется раздел «Вопрос специалисту», воспользовавшись которым, любой обратившийся может задать интересующий его вопрос.

На сайте администрации области и иных государственных органов области как органов, занимающихся правоприменительной деятельностью в сфере кадровой работы, размещаются:

нормативные правовые акты органов, в т.ч. в сферах денежного содержания и материального стимулирования, обеспечения служебными удостоверениями, правила внутреннего служебного распорядка и безопасности труда и др.;

материалы по вопросам проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы области (объявления о проведении конкурсов и их результаты, федеральные акты, регулирующие проведение конкурсов, примерный перечень вопросов для собеседования, анкета претендента на участие в конкурсе, форма заявления);

материалы по вопросам формирования и использования кадрового резерва на гражданской службе области и резерва управленческих кадров области;

материалы по вопросам проведения квалификационных экзаменов (порядок проведения экзамена, примерный перечень вопросов для собеседования, форма отзыва непосредственного руководителя гражданского служащего);

информация о ведомственных наградах;

информация в сфере противодействия коррупции на гражданской службе, в т.ч. о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

справочная и контактная информация.

1.4.2 Проведены социологические опросы по оценке деятельности гражданских служащих Пунктом 7.4 плана мероприятий по развитию государственной гражданской службы области на 2009-2011 годы (утв. постановлением администрации области от 15.12.2008 №1486) предусмотрено проведение мониторинга общественного мнения «Оценка населением деятельности органов государственной власти области».

Во исполнение данного пункта в марте 2009 г. в области проведен опрос населения по теме: «Уровень доверия представителям и структурам региональной власти». Результаты опроса в отношении доверия администрации области и ее представителям:

безусловно доверяют — 9,8 %;

скорее доверяют — 24,0 %;

не то чтобы доверяют, не то, чтобы не доверяют — 23,8 %;

скорее не доверяют — 15,5 %;

безусловно не доверяют — 17,2 %;

не знают о них — 2,2 %;

затруднились ответить — 7,5 %.

1.4.3 Размер оплаты труда независимых экспертов, привлекаемых для работы в аттестационных, конкурсных комиссиях и комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов 80 рублей;

постановление администрации области от 04.09.2006 № 980 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов, образуемых администрацией области, исполнительными органами государственной власти области»

1.4.4 Количество жалоб граждан и организаций на деятельность гражданских служащих области за отчетный период 2 в адрес главы администрации области

2. Внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы

2.1. Внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения конкурсов, аттестации и ротации государственных гражданских служащих области

2.1.1 Количество вакантных должностей государственной гражданской службы области, замещенных по результатам конкурса, и их доля в общем количестве замещенных вакантных должностей гражданской службы за отчетный период

47 (23,4%)*

2.1.2 Количество государственных гражданских служащих области/граждан, состоящих в кадровом резерве

По состоянию на 01.01.2010 в кадровом резерве области состоит 36 государственных гражданских служащих области и 40 граждан

2.1.3 Количество вакантных должностей государственной гражданской службы области, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, и их доля в общем количестве замещенных вакантных должностей гражданской службы за отчетный период

51 (25,4%)*

2.1.4 Количество государственных гражданских служащих области, прошедших аттестацию за отчетный период, и их доля в общем количестве гражданских служащих области

141 (10,5%)

2.1.5 Количество государственных гражданских служащих области, назначенных на должности в порядке ротации —

В соответствии с ч.3 ст.60 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и порядок ротации гражданских служащих утверждаются Президентом РФ. В настоящее время такой акт отсутствует.

____________

* Таким образом, в сумме по конкурсу и из кадрового резерва произведено около 50% всех назначений на вакантные должности. Остальные вакансии замещены по другим основаниям, допускаемым действующим законодательством (как правило, по итогам предложения работникам для замещения иных должностей в результате реорганизации органов и массового сокращения, проходившего в первом полугодии 2009 г.; при заключении срочных служебных контрактов и т.д.).

2.2. Разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих области

2.2.1 Приняты программы профессионального развития государственных гражданских служащих в государственных органах области —

В соответствии с п.12 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ (утв. Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474), программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой акт отсутствует.

2.2.2 Количество гражданских служащих области, имеющих индивидуальный план профессионального развития, и их доля в общем количестве государственных гражданских служащих области 1010 (75,4%)

3. Повышение эффективности государственной гражданской службы области и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

3.1. Разработка и внедрение в государственных органах современных механизмов стимулирования труда государственных гражданских служащих области.

3.1.1 Количество гражданских служащих области, состоящих на учете/получивших единовременную субсидию на приобретение жилого помещения —

3.1.2 Структура денежного содержания государственных гражданских служащих области и доля в нем месячного оклада гражданского служащего (должностного оклада) Денежное содержание государственных гражданских служащих области состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего области (далее-оклад денежного содержания), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся:

ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

ежемесячное денежное поощрение;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

материальная помощь;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Гражданским служащим области производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Доля в денежном содержании месячного должностного оклада – около 20 %.

3.1.3 Число гражданских служащих, прошедших обучение по инновационным образовательным программам 106 чел.

Наименование программ:

«Планирование и финансы»;

«Государственная гражданская служба: социальная основа, организационно-правовое и кадровое обеспечение»

3.1.4 Количество гражданских служащих области в возрасте до 30 лет, имеющих стаж государственной службы более 3 лет, и их доля в общем количестве государственных гражданских служащих области 124 (9%)

3.1.5 Количество граждан, заключивших договоры на обучение, а также количество поступивших на службу по указанным договорам и их доля в общем количестве граждан, заключивших договоры на обучение —

3.1.6 Число государственных гражданских служащих области, уволившихся с государственной гражданской службы области до достижения ими 65 лет, и их доля в общем количестве государственных гражданских служащих области, уволившихся с государственной гражданской службы области 26 (21%)

В соответствии с ч.6 ст.25 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет не допускается. Таким образом, при дословном прочтении наименования показателя по п.3.1.6 неизбежно следует, что доля всегда будет составлять 100 %. Согласно же федеральной программе, доля должна снижаться и составить к концу ее реализации не более 70% от базового значения. В этой связи под 28 лицами в данной графе понимаются именно уволившиеся по собственному желанию, а не те, кого представитель нанимателя вынужденно уволил (сокращение должностей, истечение срока служебного контракта и т.д.).

3.2. Создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов области.

3.2.1 Количество должностей государственной гражданской службы области, для которых утверждены должностные регламенты, соответствующие установленным требованиям, и их доля в общем количестве должностей государственной гражданской службы области 1313 (96%)

3.2.2 Количество государственных гражданских служащих области, должностные регламенты которых содержат показатели результативности, и их доля в общем количестве государственных гражданских служащих области 201 (15%)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам мониторинг правоприменения законодательства

Статьи к прочтению:

Разведопрос: Александр Исаев об истории Императорского пути


Похожие статьи: