Описание комплексной программы

      Комментарии к записи Описание комплексной программы отключены

ГЛАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Кошевому Сергею Андреевичу

Программа стерилизации бездомных животных

Список терминов:

БЖ – Бездомные Животные

ДЖ – Домашние Животные

КП – Комплексная Программа по сокращению численности БЖ

ОЗЖ – Общества Защиты Животных

ОСВВ – Отлов, Стерилизация, Вакцинация, Возврат в среду обитания

В предлагаемой программе были учтены все существующие на сегодняшний день способы решения проблемы бездомных животных. Комплексная интеграция различных методик позволяет предложить достаточно продуманный, допускающий детальный технический и экономический анализ и реально осуществимый, план действий. Чёткое исполнение всех этапов плана приведёт к максимальному снижению численности бездомных животных в городе. По экспертным оценкам, первичный эффект от программы начнёт проявляться менее через год после завершения активной фазы (стабилизация популяции и контроль распространения болезней). Максимальный результат наступит спустя 2-3 года (естественное вымирание (сокращение) популяции), что недостижимо ни при каких других подходах. Программа предлагает модель частичной самоокупаемости, что значительно снизит нагрузку на городской бюджет. Лежащие в основе программы этические принципы и строгая научная обоснованность позволяют рассчитывать на её широкую социальную поддержку. Реализация указанной программы не только устранит такой признак крайнего неблагополучия города, как бездомные животные, но продемонстрирует, что Зеленоградск является современным городом, цивилизовано решающим сложные проблемы.

Содержание:
1. Введение в проблему бездомных животных

2. Описание комплексной программы

3. Основные этапы программы

4. Анализ социальной реакции на программу

5. Юридический анализ программы

Введение в проблему бездомных животных

Проблема бездомных животных является сложной и многогранной задачей, требующей глубокого комплексного подхода. Всесторонний анализ данной проблемы позволяет выделить в ней три основных составляющих, каждая из которых должна решаться с помощью своих средств.

Первая составляющая – это проблема существования в городской среде популяции бездомных животных. Очевидно, что исходя из этических, санитарно-эпидемиологических и социальных точек зрения, нельзя допускать, чтобы животные безнадзорно жили и погибали на улицах.

Вторая составляющая – это экономическая проблема перепроизводства домашних животных, суть, которой заключается в том, что заводчики и безответственные владельцы производят для продажи животных больше, чем их можно продать. Она теснейшим образом связана с первой, поскольку не востребованные домашние животные, в итоге, пополняют популяцию бездомных. Очевидно, что необходимо перекрыть этот канал доставки животных на улицы города.

Третья составляющая рассматривается отдельно, исключительно исходя из её болезненности и неоднозначности в восприятии обществом. Это проблема изъятия из городской среды явно агрессивных и больных животных, представляющих реальную опасность для людей.

К сожалению, ни одна из существующих на сегодняшний день программ сокращения численности БЖ, не дифференцирует общую проблему БЖ таким образом. В итоге, предлагаются упрощённые односторонние решения, непродуманные, имеющие ограниченные возможности повлиять на одну из составляющих проблемы, но не способные решить её в целом.

Так, обычная для российских городов практика истребления бездомных животных является абсолютно неэффективной и бесперспективной в качестве средства ликвидации, либо сокращения популяции БЖ. Фундаментальное биологическое свойство саморегулирования популяции обеспечивает восстановление её численности даже после массовых отстрелов. Кроме того, данная методика совершенно не задаётся вопросом о другом источнике проблемы, в частности, вопросом о перепроизводстве домашних животных. Таким образом, антинаучная практика непрерывных убийств не достигает и не может достичь основной цели — сокращения численности БЖ. Благодаря своей бесконечности она оказывается абсолютно не эффективной и крайне дорогостоящей для городского бюджета. Убийство животных неприемлемо с этической точки зрения и служит источником постоянного социального раздражения и негодования горожан. Также следует отметить, что непродуманное воздействие на популяцию значительно увеличивает риск возникновения и распространения очагов бешенства.

Подобные рейды допустимы исключительно в одном случае. А именно, как указывалось выше, для решения третьей составляющей проблемы БЖ – изъятия из городской среды действительно опасных агрессивных и больных животных (бездомных и домашних). Область деятельности такой службы должна ограничиваться реагированием на единичные случаи нападения животных на людей или пресечением потенциально опасных ситуаций. Однако и в этом случае, методы работы службы должны быть гораздо цивилизованнее. Отловленные агрессивные животные должны доставляться в приюты временного содержания на общих основаниях. Отстрел или иные способы убийства животных, либо нанесения им увечий на месте абсолютно недопустимы и должны преследоваться по статье 245 УК РФ. Очевидно, что служба отлова ни в коем случае не должна расширять границы своей деятельности, превращая уничтожение животных в планомерное занятие.

Научно обоснованная программа массовой стерилизации и вакцинации БЖ с их возвратом в среду обитания — является наиболее перспективным решением проблемы БЖ при условии чёткого исполнения всех её временных и количественных предписаний (для подрыва репродуктивного потенциала популяции, необходимо стерилизовать не менее 70-80% самок в течение одного репродуктивного цикла).

Исходя из этих положений, предлагается комплексная программа по сокращению численности БД. Её основные черты:

1. Использование методологии массовой стерилизации популяции БЖ с возвратом животных в среду обитания, для стабилизации её численности и изменения динамики рождаемость/смертность в сторону абсолютного перевеса смертности (стерилизация 70-80% самок в сжатые сроки).

2. Вакцинация БЖ против бешенства для создания естественной преграды данному заболеванию. Носители бешенства — дикие животные (лисы и др.) — не попадают в город, экологическая ниша которого занята БЖ и не могут, даже войдя в контакт с БЖ, вызвать всплеск заболевания.

3. Жёсткий контроль над соблюдением программы, исключающий малейшие злоупотребления и возможности расхищения средств, выделенных на программу. Основные элементы контроля: визуальная идентификация всех обработанных животных с помощью специальных цветных клипс; ведение открытого, доступного через Интернет, электронного каталога обработанных животных; привлечение к программе добровольцев и наблюдателей из числа членов ОЗЖ и обычных граждан города.

4. Постепенный переход к западной модели контроля численности популяции с помощью приюта с пожизненным содержанием животных. Эвтаназия должна применяться только для нежизнеспособных животных. Эта модель должна стать основной после решения первичных задач по стабилизации популяции БЖ и её перехода в стадию стагнации и вымирания. Для перекрытия потока отказных ДЖ, используется приют, “улавливающий” всех не пристроенных животных и не позволяющий им попасть на улицу.

Описание комплексной программы

Коротко описать комплексную программу сокращения численности БЖ можно следующим образом.

Осуществляется предварительное исследование состояния городской популяции БЖ. На средства, выделенные по итогам технико-экономическим расчётов, создаётся необходимая инфраструктура – служба отлова, стерилизации, вакцинации, передержки и возврата животных в среду обитания. После предварительной подготовки общественного мнения, начинается процесс массовой стерилизации и вакцинации бездомных животных, с очень жёсткой системой контроля исполнения предписанных правил. Необходимо, чтобы любой гражданин мог визуально оценить эффективность работы службы по количеству встреченных им на улице БЖ с отличительными клипсами. Общедоступный (посредством Интернет) электронный реестр или каталог БЖ должен содержать детальную информацию обо всех обработанных животных, включая их фотографии, документирующие факт стерилизации. Последняя мера (обязательная!) поможет исключить большинство потенциальных злоупотреблений (фиктивные приписки и пр. манипуляции).

В рамках данной программы также должна быть открыта отчётность по поступлению трупов павших БЖ в скотомогильники и на предприятия по переработки биологических отходов для предотвращения случаев убийства животных и записи “мёртвых душ” как стерилизованных.

Во время проведения комплексной программы, средствами социальной рекламы и масс медиа, следует проводить разъяснительную и воспитательную работу с населением города. Повышение ответственности людей по отношению к животным снизит как количество БЖ, так и случаев жестокого обращения с животными. В долгосрочной перспективе это означает повышение этического уровня в обществе. В качестве общей меры, преследующей эти же цели, необходимо рассмотреть вопрос о введении в учебных заведениях города предмета биоэтики, как дополнения общих курсов социологии, биологии и т.д.

Следует отметить, что основная цель первых этапов программы (массовая стерилизация) – это быстрое и дешёвое сокращение чрезмерной популяции БЖ, которую невозможно уничтожить другими средствами.

Основные этапы программы

I. Аудит популяции бездомных в городе (определение численности животных и основных статистических закономерностей популяции).

• Выбор ответственной и компетентной организации-подрядчика, которая по заказу администрации города проведёт соответствующие оценки

• Определение методики исследования (анализ репрезентативной выборки, подсчёт по районам, кварталам с аппроксимацией результата и т. д.)

• Проведение исследования и формирование итогового отчёта для открытой публикации и проведения экономических расчётов

II. Технико-экономическая экспертиза (расчёт затрат на работы на отлов, стерилизацию, вакцинацию, возврат и необходимую инфраструктуру с учётом цифр, полученных на этапе I).

• Формирование рабочей группы или комитета для управления программой.

III. Подготовка технической инфраструктуры для проведения массовой стерилизации и вакцинации животных от бешенства.

• Приобретение необходимой техники и материалов:

хирургическое оборудование

медикаменты и сопутствующие материалы

средства отлова животных

автомобили для службы отлова и возврата

отличительные несъёмные цветные светоотражающие ошейники с идентификацией животного
средства связи, компьютеры и другая офисная техника

фотографическая техника для документирования операций

• Персонал:

кинологи для службы отлова

ветеринары для проведения стерилизации и вакцинации

шофёры для машин службы отлова и возврата

технический персонал (регистрация животных в каталоге)

персонал для связи с общественностью

• Подготовка приюта послеоперационного содержания животных:

расчёт числа необходимых мест

оборудование операционных

оборудование вольеров

установка средств связи

проработка техники выгрузки и погрузки животных

• Создание и развёртывание электронного web каталога для регистрации факта проведения стерилизации и вакцинации животного:

создание каталога (бесплатно, см. примечание 3)

IV. Подготовка общественного мнения к проведению комплексной программы по сокращению численности БЖ.

• разъяснение в средствах массовой информации сущности программы и её целей.
• социальная реклама, призывающая граждан содействовать проведению программы стерилизации.

V. Старт программы массовой стерилизации и вакцинации БЖ.

• отлов и обработка животных, запланированного при анализе на этапе II

• обеспечение послеоперационного ухода за животными.

• идентификация животного с помощью отличительной клипсы

• регистрация животного в электронном каталоге

• возврат животного на место его обитания (отлова)

VI. Ежемесячный аудит хода выполнения программы стерилизации и вакцинации.

• визуальный подсчёт количества БЖ в городе с отличительными ошейниками и их доля от общего числа БЖ.

• анализ динамики процесса по электронному каталогу.

• выявление возможных случаев нарушения программы.

• коррекция расчётов программы при обнаружении отклонений.

VII. Завершение этапа массовой стерилизации и вакцинации и переход в режим мониторингового отлова и стерилизации.

• сокращение службы отлова и стерилизации до необходимого размера.

• исследование динамики популяции БЖ, подвергшейся разрушению репродуктивного потенциала.

VIII. Параллельный этап Экономическая и иная помощь приютам пожизненного содержания животным.

• открытие приюта и его финансирование (частичное или полное) из городского бюджета

• обеспечение возможности приютам работать в качестве гостиниц для передержки домашних животных с направлением всей прибыли на финансирование приюта

• привлечение для содержания БЖ частных лиц (опекунов животных) на основе договора платного, полностью подконтрольного содержания животных – это могут быть пенсионеры и просто любители животных, которые обязуются за определённую ежемесячную плату взять животное на содержание и, тем самым, разгрузить приюты

• обеспечение абсолютной открытости и прозрачности приютов для сторонних наблюдателей

Если обрабатывать по 8 собак в день, вполне можно уложиться с тотальной обработкой 100% популяции за 30 дней. Но, поскольку достаточно стерилизовать лишь 70-80% самок, этот срок уменьшается более чем в два раза.

Статьи к прочтению:

Transistor — Комплексная программа() / Everything() Trophy.


Похожие статьи: