Организация дипломного проектирования

      Комментарии к записи Организация дипломного проектирования отключены

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 2

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

1 ЦЕЛИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 5

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 6

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ… 9

3.1 Требования к технической части дипломного проекта. 9

3.2 Рекомендуемая структура технической части дипломного проекта. 10

3.2.1 Содержание разделов технической части дипломного проекта при разработке автоматизированных систем.. 12

3.2.2 Содержание разделов технической части дипломного проекта при разработке программных средств учебного назначения. 14

3.2.3 Содержание разделов технической части при разработке программных средств создания Internet-приложений. 15

3.3 Графическая часть ДП.. 16

3.3.1 Диаграмма вариантов использования. 17

3.3.2 Диаграмма классов. 24

3.3.3 Диаграмма состояний. 25

3.3.4 Диаграмма деятельности. 26

3.3.5 Диаграмма последовательности. 27

3.3.6 Диаграмма кооперации. 28

3.3.7 Диаграмма компонентов. 30

4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 32

4.1 Общие требования. 32

4.2 Пояснительная записка. 34

4.3 Рубрикации, заголовки и содержание. 34

4.4 Основные правила изложения текста. 36

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 39

ПРАЛОЖЕНИЕ А.. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 43

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях глобальной информатизации общества неотъемлемым качеством специалиста является высокий уровень информационной культуры. Это предполагает знание особенностей информационных потоков в разных предметных областях, умение применять современные информационные технологии для автоматизации ручных работ и решения широкого круга нестандартных задач.

Необходимость информатизации всех областей функционирования общества диктует такие условия подготовки специалистов, чтобы они стали разработчиками, создателями и пользователями информационных систем, владели информационными технологиями, умели строить и оценивать работу информационных систем, качество обработки, полноту и точность информации в сфере профессиональной и социальной деятельности информационного общества.

Специалистами такого профиля являются выпускники специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», а дипломное проектирование является формой итогового контроля знаний учащихся.

Дипломное проектирование в колледже организуется в соответствии с «Положением о текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 15.10.2004 г.

Дипломное проектирование в соответствии с учебным планом осуществляется в сроки с 1 декабря по 25 января, защита – с 26 января.

Организация, общее руководство, контроль за ходом дипломного проектирования осуществляются цикловой комиссией.

ЦЕЛИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Целями дипломного проектирования являются:

— систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»;

— применение полученных знаний для решения конкретных задач;

— совершенствование навыков ведения самостоятельной проектной работы и реализации проекта в производстве;

— совершенствование приемов и стиля разработки программного обеспечения в различных приложениях.

Дипломный проект является квалификационной работой выпускника. По уровню выполнения дипломного проекта и результатам его защиты Государственной квалификационной комиссией (ГКК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику квалификации техник-программист.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Написание дипломного проекта (ДП) — процесс достаточно сложный и трудоемкий, включающий разработку темы, экономические расчеты, составление мероприятий по охране труда и технике безопасности.

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития информационных технологий в Республике Беларусь. Тематика дипломных проектов разрабатывается руководителями дипломного проектирования с учетом специальности учащихся. Цикловая комиссия учреждения образования может также предлагать темы дипломных проектов.

Темы дипломных проектов в зависимости от объема и сложности решаемых задач могут быть индивидуальными, рассчитанными на выполнение одним учащимся, или комплексными, для выполнения которых привлекается несколько учащихся. При этом для каждого учащегося определяется конкретный раздел коллективно выполняемого проекта. В этом случае название темы должно состоять из двух частей: названия коллективно выполняемой темы и названия разрабатываемой учащимся подтемы (раздела).

Перечень тем дипломных проектов, одобренных на заседании цикловой комиссии, сообщают учащимся перед началом преддипломной практики. Выбор темы является важным и ответственным этапом в работе над дипломным проектом. Разнообразие тематики позволяет учащимся тщательно взвесить, реально оценить собственные способности и возможности, необходимые для качественного выполнения работ, поскольку они обязаны принимать самостоятельные технические решения по разрабатываемой теме, для чего потребуются знания и практические навыки, полученные в течение всего срока обучения.

Учащимся предоставляется право выбора темы дипломного проекта. Учащийся может предложить и свою тему, обосновав целесообразность ее разработки и согласовав ее с руководителем.

Место прохождения преддипломной практики по возможности определяется с учетом выбранной темы дипломного проекта. Преддипломная практика проводится индивидуально в организации любой формы собственности, в ее структурном подразделении, соответствующем профилю профессиональной подготовки учащегося. Для руководства практикой назначается руководитель от организации и руководитель от учебного заведения.

Во время преддипломной практики учащийся в соответствии с темой дипломного проекта должен изучить техническую документацию, патентные и литературные источники, аналоги планируемых разработок; собрать и систематизировать информацию, необходимую для решения технических, экономических, управленческих и других специфических задач дипломного проекта.

Руководитель дипломного проекта:

— разрабатывает индивидуальное задание и график выполнения проекта для каждого учащегося. Задания рассматриваются и утверждаются цикловой комиссией и выдаются учащимся до начала преддипломной практики;

— оказывает помощь в подборе материалов и литературы для выполнения проекта;

— проводит консультации и обеспечивает своевременное и качественное выполнение ДП;

— подготавливает отзыв о ДП.

Контроль за ходом выполнения дипломного проекта осуществляет цикловая комиссия. Преподаватели-руководители дипломного проекта осуществляют технический контроль и нормоконтроль.

Первая проверка (опроцентовка) готовности проекта проводится примерно через три недели после начала дипломного проектирования. Требуемый объем выполняемого проекта должен быть не менее 30 % от всего объема.

Вторая проверка осуществляется с интервалом в две недели, при этом должно быть выполнено 90 % всего объема ДП.

Заключительная проверка осуществляется в виде рабочей комиссии (предварительной защиты). На рабочую комиссию учащийся должен представить:

— дипломный проект в полном объеме, что означает наличие пояснительной записки с титульным листом, подписанным дипломником, руководителем и всеми консультантами; наличие графической части, подписанной руководителем и дипломником;

— отзыв руководителя.

Во время рабочей комиссии осуществляются проверка готовности дипломника к защите и нормоконтроль.

Рабочая комиссия:

— заслушивает доклад учащегося, подготовленный к защите;

— проверяет соответствие оформления пояснительной записки и графической части стандартам;

— принимает решение о возможности допуска дипломника к защите.

По представлению рабочей комиссии и отзыву руководителя назначается рецензент проекта.

При отрицательных выводах рабочей комиссии вопрос о допуске рассматривается на заседании цикловой комиссии. При отрицательном заключении комиссии учащийся информируется о том, что он не допущен к защите.

Рецензент:

— знакомится с материалом дипломного проекта и дает письменную рецензию.

Рецензия содержит:

— заключение о соответствии дипломного проекта заданию

— оценку качества выполнения отдельных разделов проекта, графической части и пояснительной записки в целом

— указание положительных сторон и основных недостатков проекта: степень актуальности темы, логичность построения пояснительной записки, наличие критического обзора и последовательность анализа литературы, полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, оценка достоверности полученных данных.

— оценку дипломного проекта по 10-балльной системе.

Внесение изменений в дипломный проект после рецензирования не допускается.

К защите дипломного проекта учащийся представляет:

— пояснительную записку с приложениями;

— графические материалы;

— отзыв руководителя;

— магнитный или оптический носитель в конверте с этикеткой, содержащий пояснительную записку, текст программы, графическую часть проекта;

— рецензию.

К защите дипломник подготавливает материалы для компьютерной презентации ДП в режиме слайд-шоу и использует их при защите.

Процедура защиты дипломного проектавключает, как правило:

— доклад учащегося (не более 10 минут);

— чтение отзыва и рецензии;

— вопросы членов комиссии, которые могут касаться темы проекта или носить общий характер в пределах дисциплин специальности;

— ответы дипломника.

Учащемуся, защитившему дипломный проект, присваивается квалификация техника-программиста.

Дипломный проект после защиты хранится в колледже 5 лет.

Статьи к прочтению:

Дипломное проектирование по экономике и организации сельскохозяйственного производства


Похожие статьи: