Среда программирования и ее компоненты
Среда программирования (разработки) – это набор инструментов, которые используются для преобразования символов в выполнимые вычисления. Компоненты среды программирования:
1)Редактор – средство создания и изменения исходных файлов с текстом программы.
2)Транслятор – транслирует файл с исходным кодом в объектный файл, содержащий команды в машинном коде для конкретного компьютера.
- Компилятор – транслятор языка высокого уровня.
- Ассемблер – транслятор языка низкого уровня.
3)Интерпретатор – непосредственно выполняет исходный код программы.
4)Компоновщик (редактор связей) – собирает объектные файлы программы и формирует исполняемый файл (разрешая внешние ссылки между объектными файлами).
5)Отладчик – средство управления выполнением исполняемого файла на уровне отдельных операторов программы для диагностики ошибок.
6)Библиотекарь – средство ведения совокупностей объектных файлов (библиотек).
7)Профилировщик – средство измерения времени
8)выполнения программных компонент для последующей оптимизации критических компонент.
9)Загрузчик – копирует исполняемый файл с диска в память и осуществляет его запуск.
10)Средство версионирования – регистрация всех изменений исходного текста с возможностью отката.
Структура программы
Структура программы включает в себя следующие разделы:
1)Заголовок программы — содержит имя программы.
2)Раздел описаний
- раздел подключаемых библиотек (модулей);
- раздел описания меток;
- раздел описания констант;
- раздел описания типов;
- раздел описания переменных;
- раздел описания процедур и функций.
3)Раздел операторов — содержит тело программы, которое состоит из различных операторов.
Типы данных
Тип данных — это свойство переменой, по которому переменная может принимать множество значений, допустимых этим типом, и участвовать во множестве операций, допустимых над данным типом.
Операторы ввода/вывода данных
1)Операторы вывода
- WRITE (A1, A2,…, AN); — вывод значений переменных A1, A2,…, AN в строку экрана;
- WRITELN (A1, A2,…, AN); — вывод значений переменных A1, A2,…, AN в строку экрана с переводом строки;
- WRITELN; — перевод строки.
2)Операторы вводы
- READ (A1, A2,…, AN); — ввод N значений и присваивание их переменным A1, A2,…, AN;
- READLN (A1, A2,…, AN); — ввод N значений и присваивание их переменным A1, A2,…, AN с пропуском остальных данных до конца строки;
- READLN; — пропуски строки.
Основные математические операторы
Приоритет операции | Условный знак | Выражение | Название операции | Тип переменных в выражении | Тип результата выполнения операции |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ | |||||
* | x*y | Умножение | Целый | Целый при умножении | |
/ | x/y | Деление | Смешанный вещественный | Целых чисел, иначе вещественный | |
div | N div M | Деление | Целый | Целый | |
mod | N mod M | Остаток от деления | Целый | Целый | |
+ | x + y | Сложение | Целый вещественный | Целый при операции с целыми числами, иначевещественный | |
— | x — y | Вычитание | Целый вещественный | Целый при операции с целыми числами, иначевещественный |
Наименование Функции | Тип аргумента | Тип значения | Результат вычисления |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ | |||
abs(x) | Целый вещественный | Целый вещественный | Абсолютное значение x |
sin(x) | Вещественный | Вещественный | Синусxрад |
cos(x) | Вещественный | Вещественный | косинусxрад |
arctan(x) | Вещественный | Вещественный | арктангенс х ( -Pi/2ytd) |
Sqrt(x) | вещественный | вещественный | квадратный корень из х(Ц х, где x 0) |
Sqr(x) | Целый вещественный | Целый вещественный | значение х в квадрате ( х2 ) |
Exp(x) | вещественный | вещественный | значение е в степени х ( ех,где e= 2. 718282. . . ) |
Ln(x) | вещественный | вещественный | натуральный логарифм х ( х0 ) |
Frac(x) | вещественный | вещественный | дробная часть х |
Int(x) | Вещественный | Вещественный | целая часть х |
Random | — | вещественный | случайное число ( 0=y 1 ) |
Random(x) | Word | Word | случайное число ( 0=y x ) |
Succ(c) | Порядковый | Порядковый | следующий за с символ |
Pred(c) | Порядковый | Порядковый | предшествующий с символ |
Задание
Вычислить значение функции y(x), где x вводится с клавиатуры, а y(x) =
Блок-схема
Текст программы
programpsc2;
Var
x,y: real;
Begin
writeln(‘Введите значение переменной x: ‘);
readln(x);
if(x0)
Then
Begin
y:=sqrt(exp(2*x)*sqrt(x)-(x+1/3)/x)*abs(cos(2.5*x));
writeln(‘Значение функции y(x) равно: ‘,y:0:2);
End
Else
writeln(‘Некорректный ввод данных!’);
readln;
end.
Режим тестирования | Ввод X | Вывод Y | Сообщение |
Корректные данные | 64,78 | Значение функции y(x) равно: 64.78 | |
Некорректные данные | -2 | Некорректный ввод данных! | |
Некорректные данные | Некорректный ввод данных! | ||
Некорректные данные | ds | Ошибка |
Вывод: программа работает некорректно в случае ввода символа или строки вместо числового значения. Во всех остальных случаях результаты соответствуют действительности.
Статьи к прочтению:
- Основные методы регулирования и разрешения социальных конфликтов
- Основные методы защиты от компьютерных вирусов
Урок 2. Основные логические операции. Основы математической логики. Видеоуроки по информатике
Похожие статьи:
-
Основные операторы и предопределенные процедуры турбо – паскаля
Краткий справочник по языку программирования Турбо – Паскаль Общий вид программы Структура программы на Паскале имеет следующий вид: Program ; [ Раздел…
-
Вопрос 14. основные операторы языка программирования.
Оператором в языке программирования называют команду, которую может выполнить компьютер. Оператор — это специальная конструкция языка (предложение),…